Официальный сайт terra-z 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



«А.С. Пушкин. «Осень».

Submitted by Наталья Васильевна Казанцева on чт, 11/03/2010 - 16:36
Данные об авторе
Автор(ы): 
Волохина Н.В.
Место работы, должность: 
МАОУ СОШ № 34, учитель начальных классов
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
начальное общее образование
Класс(ы): 
4 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
Цели: 1. Продолжить формирование знаний о литературном творчестве А.С. Пушкина. 2. Способствовать формированию понятия описания природы. 3. Способствовать развитию умения находить в тексте описание пейзажа, выделять эпите-ты, сравнения, олицетворения, метафоры, делить текст на композиционные части. 4. Способствовать развитию умения определять точку зрения автора и его отношение к природе, выражать своё отношение к произведению. 5. Способствовать расширению словарного запаса детей. 6. Продолжить работу над развитием скорости и выразительности при чтении художест-венных произведений. Создать условия, побуждающие к выразительному, яркому, насы-щенному чтению. Умение выбирать тон и темп чтения, соблюдать паузы и выделять логи-ческие ударения, выделять особенности стихотворных произведений (строфа, строка, рифмы, ритм). 7. Совершенствование работы в группах. 8. Способствовать развитию творческих способностей учащихся. 9. Способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма, доброты, взаимовы-ручки, ответственности за свои поступки, бережного отношения к природе.

 

Открытый урок литературного чтения
в 4В классе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №34 с углубленным изучением предметов» для слушателей региональных курсов повышения квалификации при ИНПО от 27.10.2009г.
 
 
Тема: «А.С. Пушкин. «Осень».
Цели:             1. Продолжить формирование знаний о литературном творчестве А.С. Пушкина.
2. Способствовать формированию понятия описания природы.
3. Способствовать развитию умения находить в тексте описание пейзажа, выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, делить текст на композиционные части.
4. Способствовать развитию умения определять точку зрения автора и его отношение к природе, выражать своё отношение к произведению.
5. Способствовать расширению словарного запаса детей.
6. Продолжить работу над развитием скорости и выразительности при чтении художественных произведений. Создать условия, побуждающие к выразительному, яркому, насыщенному чтению. Умение выбирать тон и темп чтения, соблюдать паузы и выделять логические ударения, выделять особенности стихотворных произведений (строфа, строка, рифмы, ритм).
7. Совершенствование работы в группах.
8. Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
9. Способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма, доброты, взаимовыручки, ответственности за свои поступки, бережного отношения к природе.
 
Ход урока
I.                   Орг. момент. Психологический настройна успешную деятельность на уроке. Слайд №1.
II.                Проверка домашнего задания. (Работа в группах)
- На предыдущем уроке мы обобщали тему «Басни. Русские баснописцы» и вы должны были выполнить творческое задание по данной теме. (Детям было предложено три варианта творческого задания: инсценировка басен; выбрать себе героиню басни и попробовать от её имени рассказать историю, которая с ней приключилась; сочинить свою басню).
- Назовите русских баснописцев и их произведения, которые вы изучали?
(Иван Андреевич Крылов «Стрекоза и муравей», «Осёл и соловей», «Мартышка и очки», «Квартет»; Иван Иванович Хемни́цер «Стрекоза», «Друзья»; Александр Ефи́мович Изма́йлов «Кукушка»; Иван Иванович Дмитриев «Муха»; Лев Николаевич Толстой «Стрекоза и муравьи»). Слайд №2.
- Покажите своё творческое домашнее задание.
      - Итог.
 
III.             Рассказ о писателе. Г.Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (отрывки из очерка)
Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837). Слайд № 3.
Г.Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (отрывки из очерка) - хорошочитающие дети.
Кинокамеры, увы, тогда не существовало. Но своего рода «кинокадры» о Пушкине до нас всё же дошли. Это воспоминания о нём его современников. Мы видим поэта глазами этих людей, слышим его, ощущаем.
… Первые «кадры» переносят нас в раннее детство поэта. Он был толст, неповоротлив, молчалив – «у́валень». Но, достигнув семилетнего возраста, изменился, «стал резв и шаловлив» - вспоминала сестра поэта Ольга Сергеевна Павлищева. (Слайд №4.)
Не раз про него говаривала Марья Алексеевна (бабушка поэта): «Не знаю, что выйдет из моего старшего внука: мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо, редко, когда урок свой сдаст порядком, то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернётся и расходится, что его ничем не уймешь; из одной крайности в другую бросается, нет у него середины. Бог знает, чем всё это кончится, ежели он не переменится». Бабушка больше всех его любила, но и журила порядком.
… Словом, ребёнок, как ребёнок, редко о ком не скажешь того же самого.
Проходит два-три года, и мы видим Пушкина глазами его будущего друга Ивана Пущина на вступительных экзаменах в Царскосельский лицей: «Вошёл какой-то чиновник с бумагой в руке и начал выкликивать по фамилиям. Я слышу.  Александр Пушкин! - выступает живой мальчик, курчавый, быстроглазый, тоже несколько сконфуженный»…(Слайд №5.)
…Одни называли его стрекозой, сверчком, искрой, другие – менее доброжелательные – обезьянкой, мартышкой, смесью обезьяны с тигром. Одним он казался прекрасным, другим – чуть ли не уродцем.
Он был прост в общении, хохотун, очень подвижен, даже вертляв, с великолепными большими, чистыми и ясными глазами, в которых казалось, отражалось всё прекрасное в природе, с белыми блестящими зубами, о которых он очень заботился. Он вовсе не был смугл, ни черноволос, как утверждают некоторые, а был вполне белокож и с вьющимися волосами каштанового цвета. А в детстве был совсем белокур, каким остался его брат Лев.
…А как он умел смеяться!
Всё добродушие Пушкина, вся его сердечная натура выплёскивалась в этом смехе. Смех был его потребностью. Он был мастером на весёлые розыгрыши и подшучивания.
…Его духовное созревание шло, как у царевича в «Сказке о царе Салтане…»: «не по дням, а по часам». В 15 лет он публиковался в журналах и заслужил восторженное одобрение «мэтров» русской поэзии. В 20 лет – он известен всей России. В 25 – это вполне зрелый талант и зрелый характер. (Слайд №6.)
…Сохранившиеся черновые рукописи А.С. Пушкина дают представление о том, каким нелёгким, иногда мучительным путём шёл он в поисках единственного верного эпитета или образа по нескольку раз перечёркивая, исправляя написанное.
Его стихи легки, изящны, воздушны, грациозны, естественны, как первая весенняя травка, проклюнувшаяся сквозь прелые, прошлогодние листы…
Итак, каким же мы видим Пушкина: некрасивым и прекрасным, легкомысленным и мудрым, озорным и тоскующим… видим во всём – человеком живым, искренним, немножко взбалмошным и лукавым, беспечно милым. Он соткан из противоречий, но вся эта пёстрая ткань составляет то гармонично целое, чем была его личность, его жизнь, его поэзия.
 
Словарь
Мэ́тры – учители, наставники.
У́валень – неуклюжий и неповоротливый человек.
Журила порядком – делала лёгкий выговор, слегка бранила (выражала своё недовольствие).
Сконфуженный – находиться в состоянии смущения, неловкости.
Курчавый – кудрявый.
Быстроглазый – с быстрым взглядом
 
О великом поэте написано много книг. Эти книги вы можете найти в библиотеке и прочитать самостоятельно, узнав много интересного о его жизни, познакомится с его стихотворениями, сказками, поэмами.
 
IV.А.С. Пушкин «Осень» (отрывки). (Слайд №7.)
1. Первичное восприятие – читаю сама, дети следят по тексту.
 
                        ***
Октябрь уж наступил – уж роща отряхает (Слайд №8.)
Последние листы с нагих своих ветвей; (Слайд №9.)
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает. (Слайд №10.)
Журча ещё бежит за мельницу ручей, (Слайд №11.)
Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает (Слайд №12.)
В отъезжие поля с охотою своей, (Слайд №13.)
И страждут о́зими от бешеной забавы, (Слайд №14.)
И будит лай собак уснувшие дубравы.
                        ***
Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь –  (Слайд №15.)
                                           весной я болен;
Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.
Суровою зимой я более доволен, (Слайд № 16, 17.)
Люблю её снега; в присутствии луны
Как лёгкий бег саней с подругой быстр и волен, (Слайд № 18.)
Когда под соболем, согрета и свежа,
Она вам руку жмёт, пылая и дрожа! 
                       ***
Как весело, обув железом острым ноги, (Слайд № 19.)
Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек!
А зимних праздников блестящие тревоги?..
Но надо знать и честь: полгода снег да снег, (Слайд № 20.)
Ведь это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест. Нельзя же целый век
Кататься нам в санях с армидами младыми (Слайд № 21.)
Иль киснуть у печей за стёклами двойными. (Слайд № 22.)
                       ***
Ох, лето красное! Любил бы я тебя, (Слайд № 23.)
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя, (Слайд № 24.)
Нас мучишь; как поля мы страждем от засу́хи; (Слайд № 25, 26.)
Лишь как бы напоить да освежить себя –
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы, старухи,
И, проводив её блинами и вином,
Поминки ей творим мороженым и льдом. (Слайд № 27.)
                       ***
Дни поздней осени бранят обыкновенно, (Слайд № 28.)
Но мне она мила, читатель дорого́й,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт. Сказать вам откровенно,
Из годовых времён я рад лишь ей одной,
В ней много доброго; любовник не тщеславный,
Я нечто в ней нашёл мечтою своенравной…
***
Унылая пора! Очей очарованье! (Слайд № 29.)
Приятна мне прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса, (Слайд № 30.)
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы, (Слайд № 31.)
И отдалённые седой зимы угрозы.
2.  – Чем необычно это стихотворение? (Автор  в одном стихотворении рисует все времена года, выражая к ним своё отношение.)
Какое время года поэт любил больше всего? (Осень.) (Слайд № 32..)
И, действительно, ни одно время года не вызывало в поэте такого очарования, как осень. Обычно осень в поэзии связана с настроением грусти. Пушкин же само увядание природы изображает как могучее проявление жизни.
– Обратите внимание на слова и выражения, которые вам могут быть непонятны? (Слайд № 33.)
 Словарь
Отъезжие (поля) – отдалённые от усадьбы.
Страждут - ждут с нетерпением.
О́зими – посев под зиму.
Дубрава – дубовый лес, роща.
Арми́ды – красавицы.
Киснуть – унывать.
Страждем – страдаем.
Поминки – вспоминаем.
Бранят – порицать, выражать своё недовольство.
Смиренно – проникнутый смирением, спокойствием.
Тщесла́вный – любящий славу, похваляющийся своими достоинствами.
Своенравной – упрямой, капризной, поступающей так, как вздумается.
3. Повторное чтение. (Слайд № 34.)
– Прочитайте ещё раз стихотворение, выделите картины описания природы и отношение автора к этим временам года. Обратите внимание выбор тона, темпа, ритма чтения, соблюдение пауз и выделение логических ударений. 
4. Выполнение заданий в учебнике.
– Как описывает поэт своё любимое время года? («Октябрь уж наступил») - это просто и ясно. Здесь точное указание на время года и на вполне определённую пору осени – октябрь. Далее картина осени развёртывается, обрастая живописными и точными деталями.
– Удивляет ли вас такое описание? Почему?
– Какие картины поздней осени он рисует? («Последние листы с нагих своих ветвей», «дорога промерзает», «Журча, ещё бежит за мельницу ручей»).
– Найдите эпитеты – яркие и образные (картинные) художественные определения. («роща отряхает», «дохнул осенний клад»).
– За что поэт любил это унылое время года?
– В чём же своеобразие их изображения в стихотворении «Осень»? (Он описывает их кратко.)
Прежде всего, хочется отметить исключительную точность, конкретность изображения.
Посмотрите, как рисует поэт переходный от осени к зиме период. («последние листы с нагих своих ветвей», «журча ещё бежит за мельницу ручей, но пруд уже застыл», «будит лай собак уснувшие дубравы»). Они контрастны. Обратим внимание на то, что в одной строфе сочетаются глаголы разных времён и видов (наступил – отряхает, дохнул – промерзает). Они рисуют природу в статистике и динамике (бежит – застыл).
            И мы понимаем, что в жизни людей, как и в природе, расцвет и увядание, наслаждение жизнью и медленное, тихое умирание соседствуют.
            Читая стихотворение, мы видим, что жизнь человека органически включена в жизнь природы. Времена года сменяются, но не в обычном для нас порядке.
– В каком порядке они следуют в стихотворении? (Осень, весна, зима, лето, осень.)
–  Почему ему не нравились весна и лето? Подумайте: можно ли сказать, что поэт необыкновенно точно, кратко изображает эти времена года? Докажите.
– А как он относится к зиме? Меняется ли его отношение к ней во время её присутствия?
 
V. Выразительное чтение детьми понравившихся отрывков.
– Самостоятельная подготовка выразительного чтения понравившегося отрывка и объяснение своего выбора.
 
VI. Выполнение заданий в тетради (повторение рифмы, эпитетов, логических ударений, пауз).
№1. Точное слово. (Слайд № 35.)
– Перечитайте отрывок. Подчеркните эпитеты. Понаблюдайте, как рифмуются стихотворные строки. Соедините стрелками рифмы.
 
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.
 
№2. Проталинки. (Слайд №36.)
– Впишите слова, которые выбрал поэт, чтобы показать, как изменилась жизнь с наступлением осени. Укажите паузы и логические ударения.
_____уж _______– уж _____ _________
Последние листы с нагих своих ветвей;
______ осенний ____ –______ ________.
Журча ещё _______ за мельницу _______,
Но ____уже ______; _____мой _________
В отъезжие поля с охотою своей,
И _______ _______ от бешеной забавы,
И _______  _____ собак уснувшие дубравы.
 
 
(Слайд №37.)
VII. Домашнее задание. Выучить понравившийся отрывок из стихотворения А.С.Пушкина «Осень» наизусть; выполнить в тетради творческое задание №3 «Проба пера».
VIII. Итог.
– Что нового и интересного вы узнали сегодня об Александре Сергеевиче Пушкине?
– С каким произведением мы познакомились? Понравилось ли оно вам?
– Чем оно необычно и интересно?
IХ. Оценки. Урок окончен.
Г.Н. Волков «Удивительный Александр Сергеевич» (отрывки из очерка)
Кинокамеры, увы, тогда не существовало. Но своего рода «кинокадры» о Пушкине до нас всё же дошли. Это воспоминания о нём его современников. Мы видим поэта глазами этих людей, слышим его, ощущаем.
… Первые «кадры» переносят нас в раннее детство поэта. Он был толст, неповоротлив, молчалив – «у́валень». Но, достигнув семилетнего возраста, изменился, «стал резв и шаловлив» - вспоминала сестра поэта Ольга Сергеевна Павлищева.
Не раз про него говаривала Марья Алексеевна (бабушка поэта): «Не знаю, что выйдет из моего старшего внука: мальчик умён и охотник до книжек, а учится плохо, редко, когда урок свой сдаст порядком, то его не расшевелишь, не прогонишь играть с детьми, то вдруг так развернётся и расходится, что его ничем не уймешь; из одной крайности в другую бросается, нет у него середины. Бог знает, чем всё это кончится, ежели он не переменится». Бабушка больше всех его любила, но и журила порядком.
… Словом, ребёнок, как ребёнок, редко о ком не скажешь того же самого.
Проходит два-три года, и мы видим Пушкина глазами его будущего друга Ивана Пущина на вступительных экзаменах в Царскосельский лицей: «Вошёл какой-то чиновник с бумагой в руке и начал выкликивать по фамилиям. Я слышу. Александр Пушкин! - выступает живой мальчик, курчавый, быстроглазый, тоже несколько сконфуженный»…
…Одни называли его стрекозой, сверчком, искрой, другие – менее доброжелательные – обезьянкой, мартышкой, смесью обезьяны с тигром. Одним он казался прекрасным, другим – чуть ли не уродцем.
Он был прост в общении, хохотун, очень подвижен, даже вертляв, с великолепными большими, чистыми и ясными глазами, в которых казалось, отражалось всё прекрасное в природе, с белыми блестящими зубами, о которых он очень заботился. Он вовсе не был смугл, ни черноволос, как утверждают некоторые, а был вполне белокож и с вьющимися волосами каштанового цвета. А в детстве был совсем белокур, каким остался его брат Лев.
…А как он умел смеяться!
Всё добродушие Пушкина, вся его сердечная натура выплёскивалась в этом смехе. Смех был его потребностью. Он был мастером на весёлые розыгрыши и подшучивания.
…Его духовное созревание шло, как у царевича в «Сказке о царе Салтане…»: «не по дням, а по часам». В 15 лет он публиковался в журналах и заслужил восторженное одобрение «мэтров» русской поэзии. В 20 лет – он известен всей России. В 25 – это вполне зрелый талант и зрелый характер.
…Сохранившиеся черновые рукописи А.С. Пушкина дают представление о том, каким нелёгким, иногда мучительным путём шёл он в поисках единственного верного эпитета или образа по нескольку раз перечёркивая, исправляя написанное.
Его стихи легки, изящны, воздушны, грациозны, естественны, как первая весенняя травка, проклюнувшаяся сквозь прелые, прошлогодние листы…
Итак, каким же мы видим Пушкина: некрасивым и прекрасным, легкомысленным и мудрым, озорным и тоскующим… видим во всём – человеком живым, искренним, немножко взбалмошным и лукавым, беспечно милым. Он соткан из противоречий, но вся эта пёстрая ткань составляет то гармонично целое, чем была его личность, его жизнь, его поэзия.
Словарь
Мэ́тры – учители, наставники.
У́валень – неуклюжий и неповоротливый человек.
Журила порядком – делала лёгкий выговор, слегка бранила (выражала своё недовольствие).
Сконфуженный – находиться в состоянии смущения, неловкости.
Курчавый – кудрявый.
Быстроглазый – с быстрым взглядом
 
Самоанализ урока литературного чтения в 4В классе.
1.      В классе 27 человек. Из них 14 мальчиков и 13 девочек. Класс среднего уровня развития, обучающийся по программе «Начальная школа XXI века» по системе Н. Ф. Виноградовой.
2.                  Зачитываю цели урока:
1. Продолжить формирование знаний о литературном творчестве А.С. Пушкина.
2. Способствовать формированию понятия описания природы.
3. Способствовать развитию умения находить в тексте описание пейзажа, выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, метафоры, делить текст на композиционные части.
4. Способствовать развитию умения определять точку зрения автора и его отношение к природе, выражать своё отношение к произведению.
5. Способствовать расширению словарного запаса детей.
6. Продолжить работу над развитием скорости и выразительности при чтении художественных произведений. Создать условия, побуждающие к выразительному, яркому, насыщенному чтению. Умение выбирать тон и темп чтения, соблюдать паузы и выделять логические ударения, выделять особенности стихотворных произведений (строфа, строка, рифмы, ритм).
7. Совершенствование работы в группах.
8. Способствовать развитию творческих способностей учащихся.
9. Способствовать воспитанию у учащихся чувства коллективизма, доброты, взаимовыручки, ответственности за свои поступки, бережного отношения к природе.
3.                  Урок входит в раздел «Произведения А.С. Пушкина» - 1 урок из 4 отведенных на данную тему.
4.                  Содержание урока соответствует программе «Начальная школа XXI века» и современным требованиям к уроку.         
Я выполнила намеченный план урока. Эффективно и целесообразно использовала ТСО и наглядность. Детям в начале урока сразу был дан психологический настрой – на успешную деятельность. Обстановка на уроке была доброжелательной и способствовала хорошей активности и работоспособности учащихся.
Урок был построен с учетом принципа научности обучения, принципа осознанности и системности знаний умений и навыков, принципа проблемнности, связи с жизнью, межпредметной связью (русским языком, ИЗО, окружающим миром, музыкой).
       Урок был построен с учетом возрастных особенностей и развития учащихся, осуществлен также и дифференцированный подход, создана ситуация успеха, даны задания на дом по выбору. На уроке также была проведена и работа в группах, которая способствует сплочению коллектива, воспитанию у учащихся чувства взаимовыручки, ответственности.
       Большая работа была проведена и по расширению словарного запаса детей, образности речи. Учащиеся легко и свободно, без всяких стеснений рассуждают, анализируют прочитанное (самооценка, самоанализ, оценка деятельности товарищей).
       На уроке использовала наглядно-иллюстративный, словесный методы (объяснения, беседа, рассказ).
При этом использовала методические приемы:
-          организационные;
-          логические (постановка проблемных вопросов, обобщение, выводы).
На уроке были использованы виды чтения:
-          чтение учителя;
-          чтение сильными учащимися;
-          анализ, словарная работа, выборочное чтение;
-          самостоятельная работа над выразительным чтением.
Я считаю, что урок поставленных целей достиг.
Прикрепленный файл Size
к уроку лит чтения.ppt 884 KB
урок лит. чт. 24.10.08.doc 57.5 KB


Фото пользователя Айнагуль Николаевна Булатова

На: «А.С. Пушкин. «Осень».


Урок мне очень понравился. Учитель использует различные технологии и работу с интерактивной доской и работа с сильными детьми.Очень интересная информация об авторе, так же продумана словарная работа на уроке.Учитель использует различные приемы работы над текстом. Спасибо за урок. Я воспользуюсь вашей презентацией.



Фото пользователя Айнагуль Николаевна Булатова

На: «А.С. Пушкин. «Осень».


Урок мне очень понравился. Учитель использует различные технологии и работу с интерактивной доской и работа с сильными детьми.Очень интересная информация об авторе, так же продумана словарная работа на уроке.Учитель использует различные приемы работы над текстом. Спасибо за урок. Я воспользуюсь вашей презентацией.


Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн