Submitted by Нина Николаевна Штукина on Fri, 12/03/2010 - 11:21
Введение
Постановка проблемы:
«Звездочки ясные, звезды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?»
(С.Есенин)
Тема проекта:
Звёздный дом
Цель проекта:
·разобраться в устройстве мира, проникнуть в тайны Вселенной,
·расширить знания о Солнечной системе, её составе, о форме и размерах Земли и её местоположении.
Задачи проекта:
·собрать информацию о планетах солнечной системы, изучить энциклопедию, в толковом словаре выяснить значение слов: Вселенная, Галактика, Солнце, Земля, астероиды, планета, спутник, звезда, созвездие, метеорит, космос, Луна;
·провести исследование: что общего у Земли с другими планетами, чем Земля отличается от других небесных тел, и какое место во Вселенной занимает наша планета;
·составить схему Вселенной;
·в рамках исследования провести эксперимент о влиянии солнечного света на жизнь растений;
·провести опрос среди одноклассников о влиянии солнечных лучей на здоровье человека;
·подготовить памятку о пользе солнечных лучей для здоровья человека;
·составить полный адрес моего местожительства;
· подготовить мультимедиапрезентацию проекта.
Гипотеза:
Земля - центр Вселенной. Она огромна по сравнению с другими небесными телами. Солнце согревает и освещает землю. За пределами Солнечной системы есть ещё много планет и звёзд.
План проекта:
1. Подумать самостоятельно над ответами на вопросы:
·Что находится за пределами Солнечной системы?
·Что яуже знаю о Солнце, Земле и Луне?
·Какое место занимает Земля во Вселенной?
·Когда впервые человек увидел Землю из космоса?
·Что общего у Земли с другими планетами?
· Чем Земля отличается от других небесных тел?
·Какие суждения я могу высказать по поводу темы исследования?
·Какие я могу сделать выводы из того, что мне уже известно по теме исследования?
2. В Толковом словаре выяснить значение слов:Вселенная, Галактика, Солнце, Земля, астероиды, планета, спутник, звезда, созвездие, метеорит, космос, Луна.
3. Посмотреть видеозаписи: старт корабля «Восток» с первым космонавтом Земли Ю.А.Гагариным; «Солнечная система» solar.avi. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия)
4. Изучить и проанализировать материалы из сети Интернет Солнечная система. Материал из Википедии — свободной энциклопедии.
5. Побеседовать о предмете исследованиясо специалистамис учителем физики Ткаченко Н.И.
6. Понаблюдатьв телескоп за Солнцем
7. Провести эксперименто влиянии солнечного света на жизнь и рост растений. Описать его результаты.
8. Побеседоватьсо школьной медсестрой Быковой Л.Н. о влиянии солнечных лучей на здоровье человека.
9.Составить памяткудля одноклассников о правилах приёма солнечных ванн.
10. Подготовиться к защите исследования.
Основная часть
Глава I. Земля – планета Солнечной системы.
На уроках окружающего мира при изучении темы «Планеты Солнечной системы» я узнала, что Земля и ещё восемь планет вращаются вокруг Солнца, образуя Солнечную систему. Мне захотелось узнать, что же находится там, за её пределами и каков же полный адрес моего местожительства.
Я собрала информацию о планетах солнечной системы, изучила Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия, в толковом словаре русского языка С.И Ожегова и Н.Ю.Шведовой выяснила значение слов: Вселенная, Галактика, Солнце, Земля, астероиды, планета, спутник, звезда, созвездие, метеорит, космос, Луна. (Приложение 1).
Посмотрела видеозаписи: «Солнечная система» (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия) (Приложение 2.); старт корабля «Восток» с первым космонавтом Земли Ю.А.Гагариным (Приложение 3); Затем и изучила и проанализировала материалы из сети Интернет. (Приложение 4)
Мы живем на планете Земля, которая находится в Солнечной системе, в которую входят ещё восемь известных планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун Я узнала, что среди небесных тел есть рекордсмены. Самая ветреная планета в Солнечной системе – Нептун. Самая горячая планета – Венера. Самая близкая к солнцу планета – Меркурий. Самая красивая планета – Сатурн. Самая крупная из всех планет – Юпитер.
Глава II. Что общего у Земли с другими планетами и чем Земля отличается от других небесных тел?
Я провела исследование, что общего у Земли с другими планетами, чем Земля отличается от других небесных тел, и какое место во Вселенной занимает наша планета.
Сравнила Землю с Солнцем и Луной. Результаты записала в таблицу 1.
(Приложение 5)
Сравнила Землю с другими планетами. Результаты записала в таблицу 2. По таблице 2 я сосчитала, что масса Юпитера в 318 раз больше, масса Сатурна – в 95 раз больше, масса Урана – в 14 раз больше, чем масса Земли.
(Приложение 6). Размеры планет нагляднее сравнить по диаграмме. (Приложение 7).
Глава III. Солнце – центральная и единственная звезда Солнечной системы.
Центральным телом Солнечной системы является Солнце — жёлтая звезда. Солнце - это ближайшая к нам звезда. До Солнца - 150 000 000 километров. Возраст Солнца в настоящее время составляет 4,6 миллиардов лет. Солнце находится на расстоянии около 26 000 световых лет от центра Млечного Пути и обращается вокруг него, делая один оборот примерно за 225—250 миллионов лет. (Приложение 8). В Новосибирске открыт единственный в мире Музей Солнца. (Приложение 9).
Глава IV. Эксперимент о влиянии солнечного света на жизнь и рост растений.
В ходе исследования я провела эксперимент о влиянии солнечного света на жизнь и рост растений. (Рисунок 1. Рисунок 2. Рисунок 3. Рисунок 4. Рисунок 5. Рисунок 6)
Описала его результаты.Для его проведения я приготовила блюдце, марлю, сосуд с водой, зёрна пшеницы. Сначала я в блюдце положила марлю, на неё зёрна пшеницы, на которые налила немного воды. Когда зёрна набухли, я посеяла их в 2 горшка. Первый горшок я поставила на окно, которое хорошо освещается солнцем. Второй горшок - в тень. В том горшке, который стоял на солнце, на шестой день появилась густая тёмно-зелёная щетина, а в горшке, который стоял в тени, только на 8-й день появились слабенькие светло-зелёные всходы. Через 14 дней пшеница в горшке, стоящем на солнце, выросла высотой 9 см, а в тени редкие растения достигли высоты 12 см, но на 16 день растения в тени погибли.
Я сделала вывод: растениям для роста и развития необходим солнечный свет.
Глава V. Влияние солнечных лучей на здоровье человека.
Я провела опрос одноклассников о влиянии солнечных лучей на здоровье человека. Результаты записала в таблицу (Приложение 10).
Проанализировав результаты опроса, я пришла в ужас! Мои одноклассники не знают элементарных правил нахождения под солнечными лучами. Многие из них пробовали смотреть на солнце без солнцезащитных очков, отчего у некоторых глаза слезились и появлялись чёрные круги под глазами. Почти весь класс испытал на себе, что такое солнечный ожог кожи, а с некоторыми уже случался тепловой удар. Вот поэтому я и решила побеседовать со школьной медсестрой Быковой Л.Н. о влиянии солнечного света на здоровье человека.
Я побеседовала со школьной медсестрой Быковой Лидией Николаевной о влиянии солнечных лучей на здоровье человека. Видеозапись беседы (Приложение 11).
1. Какое влияние солнце оказывает на здоровье человека?
- Солнечный свет благотворно действует на душу и тело человека, дарит энергию, радость жизни, здоровье и смуглый оттенок кожи. Ультрафиолетовое излучение делится на три составные части: UV - A , UV - B и UV -С. Очень вредные для людей UV - C лучи, к счастью, задерживаются озоновым слоем атмосферы.Солнечные ванныоказывают на организм общее укрепляющее действие, усиливают обмен веществ, повышают сопротивляемость организма к заболеваниям. В коже под влиянием солнечных лучей образуются вещества, богатые витамином D (противорахитическим), что улучшает усвоение солей кальция и фосфора, особенно важных для растущего организма. Пребывание на солнце полезно еще потому, что дети привыкают переносить тепловое действие солнечных лучей и чувствуют себя бодро даже в жаркую погоду.
2. Можно ли принимать солнечные ванны детям?
- Да, можно. Но принимать солнечные ванны нужно с осторожностью, начиная с 2-3-х минут в тени до 40 минут ежедневно в течение 6 дней, затем нужно сделать перерыв.
3. В какое время суток лучше принимать солнечные ванны?
- Чтобы не нанести ущерб своему организму, необходимо придерживаться элементарных правил.
1. Солнечные ванны следует принимать утром - с 8 до 11 и в вечерние часы - после 16 - ти, когда в солнечных лучах содержится более всего полезного ультрафиолета.
2. В солнечные дни прикрывать голову широкополыми шляпами, чтобы защитить от прямых лучей лицо, уши, шею.
3. Во время пребывания на солнце пользоваться солнцезащитными очками из стекла, а не из пластмассы, которая плохо защищает глаза от облучения.
4. Применять солнцезащитные кремы. Или хотя бы смазывать кожу детским кремом, ореховым маслом.
5. Стараться загорать не под прямым солнечным лучами, а под навесом, тентом.
6. Солнечные ванны лучше принимать, двигаясь: игры в бадминтон или волейбол, хождение, плавание. Для своих одноклассников вместе с Лидией Николаевной я составила памятку о правилах принятия солнечных ванн (Приложение 12).
Вывод:
Пусть всегда будет Солнце, дарящее человеку благо! Пусть его лучистая энергия помогает каждому укреплять здоровье, набираться сил и энергии.
Глава VI. Солнечная система – часть Галактики Млечный путь.
Солнечная система является частью Млечного Пути — спиральной галактики и состоящей из приблизительно 200 миллиардов звёзд. Древние греки, наблюдая небо, сравнивали эту полосу с пролившимся молоком и поэтому назвали ее «галаксиас», что значит молочный, млечный. Это название и легло в основу термина «галактика» - Млечный Путь. (Приложение 13).
Наша Галактика населена миллиардами звезд, которые живут и умирают, так же, как и люди, но жизнь их составляет миллионы и миллиарды лет. Из остатков звезд появляются туманности, в которых опять зарождаются звезды.
Глава VII. Многообразие галактик.
Кроме нашей Галактики в мире существует ещё множество других. Галактики имеют различные формы и размеры. Астроном Эдвин Хаббл разделил их на четыре основные группы: эллиптические - E, спиральные - S, линейно-спиральные - SB и неправильные - I (Приложение 14). Поблизости от нас есть крупные звездные системы – спиральная галактика Туманность Андромеды, Большое Магелланово Облако. (Приложение 15).
Глав VIII. Адрес моего местожительства.
Проанализировав все материалы, я составила схему Вселенной (Приложение 16), на основе которой составила полный адрес моего местожительства: Спиральная Галактика Млечный путь, Солнечная Система, планеты земной группы, третья орбита, планета Земля, Бобровицкая Елизавета.
Заключение
Вывод:
Мир, в котором мы живём, огромен. Ближайшая к нам звезда Солнце не только согревает, освещает Землю, но и оказывает влияние на рост, развитие растений и здоровье человека. За пределами нашего Солнца имеется огромная Вселенная. Наша планета удивительно красива. Она очень мала и хрупка. Мы должны беречь её и заботиться о ней.
Я хочу продолжить исследование и узнать: кроме жизни на Земле, существует ли другая жизнь, и какова она?
СМОТРИТЕ ПРЕЗЕНАЦИЮ
Список литературы:
1. «Моя самая первая энциклопедия». Аристова В.В., Гальперштейн. М. ЗАО «Росмэн – Пресс», 2008 г.
2. Энциклопедический словарь юного астронома. Составитель Ерпылев Н.П. Москва, «Педагогика». 1986 г.
Список использованных источников информации:
1.Видеозапись «Старт корабля «Восток» с первым космонавтом Земли Ю.А.Гагариным (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия).
2. Видеозапись «Солнечная система» solar.avi. (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия).
3.Детская энциклопедия звёздного неба. Компания «Одиссей». 2007. ЗАО «Новый диск».
·Солнечная система. Материал из Википедии — свободной энциклопедии. (http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%B0).