Цель урока:
1.Развивать умение анализировать фрагмент произведения,озаглавливать его. 2.Побудить учащихся задуматься об уязвимости человека перед силами природы, перед бушующей стихией,задуматься о возможностях человека в экстренных ситуациях, силе духа, мужестве. 3.Обсудить проблемы прав пострадавших при кораблекрушениях и военных конфликтах. 4.Привлечь внимание детей к проблеме поведения человека в минуты смертельной опасности.
Ход урока.
1. Приветствие
2. Сообщение целей и задач урока в ходе предварительной беседы.
-На двух предыдущих уроках мы вели разговор об одном из популярных сюжетов литературы: столкновение человека со стихией. В центре нашего внимания были тексты различных жанров: баллада Бюргера «Песнь о благородном человеке»,очерк Г.Бочарова «Что человек может». И в том, и в другом произведении человек противостоял стихии, помогал людям, попавшим в беду. Мы познакомились с героями, рисковавшими своей жизнью во имя спасения других людей. Сегодня мы познакомимся с фрагментом из романа «Цусима»,но прежде несколько слов о писателе.
1-й ученик: Алексей Силыч Новиков/1877-1944/ русский писатель, автор морских повестей и рассказов. В период Русско-Японской войны 1904-1905гг служил матросом на броненосце «Орёл», участвовал в Цусимском сражении, и его роман «Цусима» имеет документальную основу. В русской литературе было несколько писателей с фамилией Новиков, поэтому Алексей Силыс взял себе вторую фамилию,связанную с так любимым им морем – Прибой./набегающие на берег волны/.
3. Подготовка к восприятию произведения.
2-й ученик:/показывает на карте/ В романе «Цусима» Новиков-Прибой рассказывает о войне России и Японии в 1904-1905гг, о решающем сражении этой войны, произошедшем близ Японских островов в проливе Цусима в мае 1905года, спустя пять месяцев после сдачи Порт-Артура, где вторая русская Тихоокеанская эскадра была разгромлена японским флотом. Тысячи матросов и офицеров, геройски сражавшихся в поединке с японским флотом, были бессмысленно загублены своим командованием. Поражение в Цусимском проливе означало не только потерю русского военно-морского флота, но и окончание русско-японской войны.
3-й ученик: Численный перевес был на стороне Японии,как в вооружении,так и в живой силе противника, но русская эскадра приняла бой, хотя исход его был ясен:/ на доске
Россия
|
Япония
|
12 броненосцев,
9 крейсеров,
9 миноносцев
228 орудий
|
12 броненосцев
40 крейсеров
63 миноносца
910 орудий
|
- Об одном из эпизодов Цусимского сражения мы сейчас прочитаем.
4. Чтение текста учителем.
5.Проверка первичного восприятия:
-Чем закончилась эта битва?/японцы потопили 4 эскадренных броненосца, вспомогательный крейсер и повредили почти все суда русской эскадры. Ночью японцы атаковали 60-ю миноносцами остатки русского флота, к утру 15 мая Вторая Тихоокеанская русская эскадра перестала существовать/
-Взволновало вас это повествование? Чем?
-Какие чувства вы испытали, узнав о таком драматическом развитии событий?
-Какой эпизод запомнился наиболее ярко? Почему?
-Посмотрите эпизод морского сражения из кинофильма, «войдите» в художественное пространство, почувствуйте его.
6. Анализ текста.
-Каков стиль повествования?
-Да, это художественный стиль, и всё же он немного необычен, какой ещё стиль напоминает?/публицистический/ Это как репортаж с места событий: кратко, сжато, чётко ./
-Найдите в тексте слова и фразы, которые помогают увидеть картину гибели корабля/1-2 абзац, вывод- картина происходящего показана как кадры фильма- всё происходит за считанные минуты/.
-Как можно озаглавить этот отрывок текста, какое событие самое важное?
-Какие репродукции на доске могут служить иллюстрациями к данному отрывку?
-Далее по тексту найдите и прочитайте, как ведут себя люди, внезапно очутившиеся в воде/растерянность…сумятица…море кишело людьми…до берега было слишком далеко../ Как озаглавим этот отрывок?
-Бой прекратился, последний выстрел- и тишина. Что нарушало так внезапно обрушившуюся тишину? Прочитайте. Как называется этот художественный приём? /контраст/ Как озаглавим данный отрывок текста?
-Моряки оказались 1:1 со стихией, как они себя ведут? Прочитайте./мужественно, спокойно,даже шутят над своим бедственным положением, помогают товарищам, которые ранены или не умеют плавать, не подаются панике/ Моряки оказались в сложной жизненной ситуации: вокруг ледяные волны,ветер, корабль загорелся и тонет, продолжается обстрел..Каким фразеологизмом можно озаглавить этот отрывок?/из огня да в полымя, между молотом и наковальней/
-Найдите и прочитайте далее по тексту, когда пришла помощь, кто спасал потерпевших/спасение производила враждующая сторона, вспоминаем выдержки из Гуманитарного права: «не обязательно сострадать или испытывать какие-либо положительные чувства к пленному, в то же время, ненависть не должна помешать соблюдению основного гуманитарного правила: военнопленный имеет право на гуманное обращение/
-Когда закончилось спасение? Чего страшились моряки?/в темноте их не заметят/.
-Если бы японская сторона не стала спасать русских моряков, что с ними бы стало? Как озаглавим этот отрывок?Какая здесь главная мысль?
-Почему автор говорит,что «…этим несчастным в воде было тяжелее, чем в бою»?
7.Обобщение.
-Мы с вами прочитали три произведения из раздела «SOS», что объединяет их?
-Что важно для людей, попавших в беду?
-На кого можем надеяться мы с вами, если попадем в беду?
-Как вы думаете, кто в современных условиях обязан оказывать помощь любому, потерпевшему кораблекрушение?
-Какие правовые нормы, законы действуют в условиях вооружённогог конфликта?/зачитывают цитаты или отвечают своими словами/
8.Итог урока.Рефлексия.
-На протяжении трёх уроков мы с вами говорили олюдях, оказавшихся 1:1 со стихией, мужественно противостоящих ей.Познакомимся с информацией из рубрики «Знаешь ли ты?» на стр.59 : «Во второй Женевской конвенкции(1949г) говорится о том, что во время военных действий любой корабль обязан взять на борт потерпевших кораблекрушение, оказать им медицинскую помощь и уход, даже если они принадлежат к стороне противника».
-Ещё в древности многие воины были милосердны к поверженным врагам на поле боя, но не все и не всегда. Скажите, какая организация стала заботится о правах побеждённых, о гражданском населении во время военных действий?/о деятельности Красного Креста/.
-Мы записали план эпизода морского сражения, попробуйте подобрать иллюстрации к тексту вцелом или к каждому эпизоду сражения. Может вам подойдут репродукции на доске?
9. Домашнее задание.
-Письменно изложите свою точку зрения : согласны ли вы с высказыванием : «Справедливость требует вступаться за людей страдающих. Хороши ли они? Речь не должна идти о том, пока они страдают» Н.Г.Чернышевский. Или : «Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несём ответственности, и не предотвратить их» А.Швейцер.
|