Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Часть 1 Диагностика ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА (методические материалы в помощь администрации ОУ)

Диагностика ИКТ – КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

(методические материалы в помощь администрации ОУ)

 

Часть 1.
Понятие « ИКТ-компетентность учителя».


В научной педагогической литературе множество работ посвящено уточнению и разведению понятий «компетенция», «компетентность». Не повторяя многочисленные энциклопедические и словарные статьи, а также различные авторские интерпретации этих понятий, остановимся на варианте, более близком нам, автором которого является А.В. Хуторский.
 «Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. Для разделения общего и индивидуального будем отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность»:

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личное отношение к ней и предмету деятельности».

Вслед за А.В. Хуторским мы будем разводить эти понятия, имея в виду под компетенцией некоторое отчужденное, наперед заданное требование в образовательной подготовке обучающегося, а под компетентностью – уже состоявшееся его личное качество (характеристику).

С позиций системного повышения квалификации профессионализм учителя рассматривают как синтез компетенций, включающих в себя предметно-методическую, психолого-педагогическую и ИКТ составляющие.

Формированию ИКТ – компетентности учителей-предметников уделяется в последнее время пристальное внимание.
 Под компетенцией (подразумевая ИКТ-компетенции) А.А. Елизаров понимает совокупность знаний, умений и опыта деятельности, причем именно наличие такого опыта, является определяющим по отношению к выполнению профессиональных функций. О.Н. Шилова и М.Б. Лебедева определяют ИКТ-компетентность как способность индивида решать учебные, бытовые, профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Компетентность педагогов в области ИКТ рассматривается Л.Н. Горбуновой и А.М. Семибратовым «как готовность и способность педагога самостоятельно и ответственно использовать эти технологии в своей профессиональной деятельности»  
 Проанализировав теоретические источники (Босова Л.Л., Добудько Т.В., Кузнецов А.А., Ракитина Е.А, Роберт И.В., Хуторской А.В. и др.) мы выбрали для себя следующее определение понятия " ИКТ-компетентность учителя":
  комплекс качеств личности, обеспечивающих гибкость и готовность личности быстро приспосабливаться к любым изменениям в профессиональной деятельности в условиях информатизации образования, перемещать идеи из одной области в другую, стремление к творческому самовыражению, а именно:


• понимание закономерностей и особенностей протекания информационных процессов в педагогической деятельности, ориентированной на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять информационно-учебную, экспериментально-исследовательскую деятельность, управление системой образования на основе автоматизации процессов информационно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
• знание свойств и характеристик профессионально важной информации, использование средств ИКТ для отбора профессионально-значимых ресурсов ИКТ;
• знание основных типов средств ИКТ систем, используемых в образовании, и владение навыками работы с ними, готовность к освоению новые возможности ИКТ для совершенствования механизмов управления системой образования на основе использования средств ИКТ, совершенствовании методологии и стратегии отбора содержания, методов и организационных форм обучения и воспитания, соответствующего задачам развития личности;
• сформированная потребность в использовании средств ИКТ при решении профессиональных задач, базирующаяся на осознанном владении информационными технологиями и навыками информационного взаимодействия образовательного назначения в условиях использования средств информационных и коммуникационных технологий.



В условиях современной школы учитель должен быть готов:
• организовывать учебно-воспитательный процесс на основе программ информатизации образования;
• использовать средства информатизации и информационные технологии в профессиональной деятельности;
• разрабатывать аудиовизуальные, электронные дидактические и педагогические программные средства обучения;
• разрабатывать и внедрять инновационные педагогические технологии, развивать методическую систему обучения на базе информационных технологий;
• реализовывать потенциал распределённого информационного ресурса локальных и глобальных информационных сетей для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач;
• повышать квалификацию в области автоматизации информационно-методического обеспечения образовательного процесса, а также информационного взаимодействия различных субъектов учебно-воспитательного процесса;
• проводить педагогико-эргономическую оценку технических средств информатизации, используемых в образовательном процессе;
• проектировать и разрабатывать информационную учебную среду.


 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн