Проектный метод представляет собой такой способ обучения, который, по словам Дж. Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание». Учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность.
ЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД
В рамках процесса обучения проектный метод можно определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение учащимися новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирование у школьников специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного поиска.
Проектный метод в правовой подготовке школьников – это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащегося в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и творческий потенциал.
Являясь самостоятельной педагогической технологией, метод проектов обладает рядом важных характеристик:
ü Концептуальность, т.е. опора на стройную систему философских и психолого-педагогических концепций. Областью целеполагания метода является создание условий для развития естественной познавательной активности ученика и его самореализации через совершенствование способностей и накопление индивидуального опыта.
ü Системность. Метод включает в себя этапы выполнения учебного исследования, определенные функции ученика и учителя, способы их взаимодействия, критерии оценки результатов работы.
ü Воспроизводимость. Метод может найти применение на различных этапах обучения, в работе сучащимися любых возрастных категорий и при работе с материалом любой сложности. Метод адаптируется к особенностям практически каждого учебного предмета и в данном аспекте несет в себе черты универсальности.
СПЕЦИФИКА ПРОЕКТА (как формы учебной деятельности)
Имманентными свойствами, связанными с организацией и выполнением проектной работы, являются следующие:
1. Проект – это цельная работа, ее нельзя не закончить, не остановить посередине, так как оценивается конечный продукт, представляющий собой объективно новое знание или опыт.
2. Проект – сложная работа, состоящая из принципиально разных видов деятельности: составление плана, работа с людьми, анализ полученных материалов, составление рекомендаций – каждый подвид деятельности представляет собой целый пласт ЗУН, при этом все составные части проектной деятельности объединены цельностью.
3. Обязательным моментом является присутствие реальной практической деятельности (а не просто ее моделирование) – практика в данном случае является системообразующим компонентом, непосредственно связанным с формированием мировоззрения ученика.
4. Выполнение проекта предполагает работу с первичной информацией (не существующей до начала работы), которая реально учит делать умозаключения.
5. Проектная деятельность основана на активном использовании элементов игры. Игровая компонента помогает усилить мотивацию и увеличить количество обрабатываемой информации.
Центральным принципом проектной работы является совместная работа учителя и учащихся, т.е. ученики вместе с учителем формулируют тему работы, определяют задачи, разрабатывают план работы, контролируют этапы выполнения работы и оценивают полученный результат. Эффективность проектной работы во многом зависит от того, насколько учитель уважает выбор, сделанный учениками, в определении темы, организации учебного процесса и выполнении самой работы. С другой стороны, учащиеся несут полную ответственность за сделанный выбор и выполнение плана вплоть до получения конечного результата. Вместе с тем учащемуся может не хватать знаний по обоснованному методу выбора темы или метода исследования в силу того, что он недостаточно четко представляет, какого рода результат он получит в результате применения данного конкретного метода, либо просто из-за ограниченности сферы применения изученных им методов. Отсюда следует роль учителя, которая заключается в задании областей исследования, формулировании темы, объяснения методов исследования, стимулировании исследовательской деятельности.
Конечный продукт проектной работы может быть представлен в виде письменного отчета, статьи, доклада, фильма, презентации, выставки или в каком-нибудь другом виде. Конечный продукт может содержать описание проблем, их особенности, различные точки зрения на их решение.
Исследовательская деятельность учащихся в рамках выполнения проектов направлена на приобретение ими первичной (не собранной и не обработанной никем ранее) информации, а также на получение навыков сбора такой информации. Вторичная информация (сведения из книг, периодических изданий, сети Интернет) для учащегося кажется наукообразной и систематизированной, она, прежде всего, отражает точку зрения конкретного автора, «рекламирует» его идеи. Кроме того, понятие «учебная проблема» подразумевает ситуацию неопределенности в познавательном процессе, для решения которой нет известных средств и необходимого опыта.
Классификация проектов (следует отметить, что в реальной практике проектные работы учащихся носят комбинированный характер, сочетая в себе признаки различных типов проектов):
1. По количеству учащихся проект может быть индивидуальным или групповым. В последнее время индивидуальные проекты теряют свою первоначальную значимость и уступают место групповым проектам. Групповые проекты позволяют формировать коммуникативные навыки (способность к сотрудничеству и взаимодействию), которые наиболее востребованы на рынке труда и необходимы в любых сферах деятельности;
2. По содержанию и привязке к учебным дисциплинам проекты подразделяются на монопредметные (1 предмет) и межпредметные (2 и более предмета). Монопредметные проекты, предполагающие выполнение исследования в рамках одного учебного предмета, целесообразно использовать на начальных этапах обучения. Межпредметные работы, представляющие собой более сложные и комплексные исследования с элементами интеграции различных областей знания, должны базироваться на предыдущем опыте, приобретенном в рамках монопредметных исследований. Межпредметные проекты требуют больших затрат временных ресурсов, чем монопредметные, и выполняются во внеурочное время;
3. По продолжительности проектной деятельности выделяют краткосрочные (мини-проекты), среднесрочные и долгосрочные проекты. Четкое регламентирование по количеству отведенного времени на выполнение проекта в настоящее время отсутствует, однако чаще всего мини-проекты выполняются за период от одного до нескольких учебных занятий (приблизительно 1 неделя), среднесрочные – до 4 недель; долгосрочные – от 4 недель до года. Краткосрочные проекты, как правило, выполняются в рамках одного учебного предмета, могут носить как индивидуальный, так и групповой характер и занимают несколько часов учебного времени. Такие проекты используются для текущей проработки учебных проблем и освоения первичных навыков проектной деятельности. Среднесрочные и долгосрочные проекты обычно используются для исследования значимых учебных проблем межпредметного характера. Такие проекты целесообразно выполнять группами. Как форма выполнения проекта используется «проектная неделя» (планируется на завершающей стадии проекта), в течение которой учащиеся освобождаются от уроков и занимаются только завершением работы над проектами. Это позволяет ученикам сконцентрироваться на проводимом исследовании, не отвлекаясь на текущую работу;
4. По доминирующему виду проектной деятельности выделяют информационные, исследовательские, творческие и практико-ориентированные проекты.
Информационный проект имеет целью сбор, обработку и анализ информации по той или иной учебной проблеме. Этот тип проектов направлен на формирование у школьников умений и навыков поиска информации, ее обобщения, ранжирования, структурирования и представления в виде рефератов, статей, докладов, логических схем, таблиц, графиков, фото- и видеоматериалов.
В рамках исследовательского проекта моделируется ситуация реального научного поиска, используется его логика и структура. Такая работа проводится на основе определения цели, объекта и предмета исследования, выдвижения гипотезы и детализации ее положений в задачах, аргументированного выбора методов исследования, проведения различного рода экспериментов, глубокого осмысления полученной информации и формулирования выводов в соответствии с поставленными задачами. Результатом такого исследования может быть отчет, публикация, участие в конкурсе проектов.
Творческий проект также имеет свои специфические черты и создает условия для формирования и развития у учащихся креативных способностей. Специфической особенностью такого проекта является форма представления результатов: подготовка сценария школьного праздника, подготовка радиопередачи, съемка видеофильма, оформление выставки и т.д.
Выполнение практико-ориентированного проекта связано с необходимостью создания социально значимого продукта, которым можно было бы воспользоваться на практике как самим участником проекта, так и другим людям. Результатом такого проекта может быть выработка конкретных рекомендаций по реально существующим проблемам, создание вспомогательных средств, в том числе учебных (создание каталога журнальных и газетных статей, их рубрикация, работа с техническими средствами), и т.д.
ЭТАПЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
По своей структуре проектная деятельность представляет собой многоступенчатую систему взаимосвязанных этапов. Работа над любым типом проекта включает в себя три основных этапа:
1 этап предпроектной подготовки,
2 этап планирования,
3 организационно-исследовательский этап,
4 этап представления полученных результатов.
Этап предпроектной подготовки (подготовительный этап) подразумевает, с одной стороны, подготовку учителей к внедрению в учебный процесс метода проектов, а с другой – подготовку учеников к выполнению проектной работы.
Важным моментом является разработка целостной стратегии школы в отношении внедрения проектного метода: определение временных рамок, выделение часов школьного компонента, согласование организационно-методических подходов к порядку выполнения проектных работ, ресурсное обеспечение. Ресурсное обеспечение включает в себя в частности, организацию библиотечного обслуживания, использование компьютерного оборудования и других технических средств (аудио-, видео-, копировальной техники и т.п.).
На подготовительном этапе формируются группы учащихся по интересам, которые выбирают учебный предмет (предметы), руководителя или нескольких руководителей проектной работы, и вырабатывается основная идея (тема) проекта.
Формирование группы может осуществляться на основе личных симпатий и интересов учащихся, однако главным принципом должно оставаться достижение поставленных целей и задач. Практика показала, что наиболее эффективной является группа, смешанная по составу (девочки и мальчики), в количестве 3-5 человек, хотя в некоторых случаях проектная работа может выполняться и индивидуально. Группы с небольшим числом участников недостаточно продуктивны, с числом участников более 5 – недостаточно согласовывают свои действия и в целом плохо управляемы.
Таким образом, этап предпроектной подготовки включает в себя:
1 формирование проектной группы;
2 выбор научных руководителей;
3 выбор и формулирование темы проектной работы;
4 формулирование положений гипотезы, цели и задач проекта;
5 обоснование методов исследования;
6 разработку плана и структуры исследования;
7 изучение источников и литературы по теме.
На этапе планирования:
1 определяются сроки представления результатов (конечные и промежуточные), дорабатывается сама идея с учетом актуальности темы;
2 обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта;
3 определяются и распределяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения.
Главная задача этапа планирования – формулирование проблемы и выдвижение гипотезы. Кроме того, учащиеся составляют перечень, программу и календарный план проведения необходимых исследований.
Целесообразно сразу распределить обязанности каждого члена группы, который должен нести ответственность за выполнение конкретной части проекта. На этом же этапе необходимо выбрать руководителя (координатора) группы.
При составлении календарного плана нужно учесть периодичность собрания членов группы вместе с научным руководителем (руководителями) для обсуждения хода выполняемой работы.
На организационно-исследовательском этапе:
1 расписывается последовательность выполнения проектной работы;
2 распределяются конкретные задания;
3 собирается и обрабатывается информация. Источниками информации могут быть опрос, наблюдение, эксперимент, интервью, а также книги и периодические издания, Интернет;
4 готовятся выводы и сопоставляются с поставленными задачами и положениями гипотезы;
5 оформляются результаты исследования и готовится отчет.
Отчет о выполнении проектной работы должен состоять из введения, основной части, заключения и списка источников информации.
Схемы, диаграммы, рисунки и пр. могут быть оформлены как в виде приложений, так и входить в текст основной части отчета.
Этап представления результатов (заключительный этап) включает в себя следующие элементы:
1 подготовка презентации результатов;
2 публичная презентация проектной работы (позволяет ученикам глубже осознать полученный в ходе исследования опыт, почувствовать значимость проделанной работы и овладеть навыками публичного выступления);
3 анализ работы, проделанной в течение проектного периода;
4 оценка работы проектной группы в целом и каждого ее ученика.
Для отчетов о работе над проектами целесообразно организовывать школьные конференции или семинары с приглашением на них учащихся, учителей, независимых экспертов.
ОЦЕНКА РАБОТЫ
Проектная работа позволяет провести комплексную оценку знаний и умений в отношении каждого учащегося. Оценка должна опираться на основные элементы проектной работы и учитывать актуальность выбранной темы, качество основного продукта и качество процесса работы. Оценка за проектную работу выставляется научными руководителями и может быть использована в качестве итоговой оценки по предмету.
Оценки за проектную работу выставляются группе в целом. На основании общей групповой оценки выставляется индивидуальная оценка каждому члену группы в соответствии со степенью его реального участия в общей работе.
В качестве критериев оценки могут быть использованы:
· уровень знаний;
· степень ответственности за выполнение работы;
· самостоятельность, собранность и способность углубить тему изучения;
· способность выработать новую идею и найти новые оригинальные подходы;
· инициативность и заинтересованность;
· способность работать в коллективе, отношения с другими членами группы;
· точность, своевременность выполнения работы;
· четкость и аккуратность подготовки отчета.
В том случае, если проектная работа используется в качестве формы итоговой аттестации (экзамена), учителю необходимо подготовить рецензию на каждую проектную работу.
Техника устного выступления
1. Подобрать минимум информации по каждому вопросу по схеме:
а) Актуальность;
б) Общая логика;
в) Выводы (прогнозы, заключения)
2. Первую фразу каждого вопроса выучить наизусть.
3. Выучить структуру ответа:
а) Ключевая фраза;
б)Самые важные определения.
4. Смысл выступления должен быть сформулирован в течение первых трех минут. Остальное время – работа над содержанием вопроса.
5. К каждому вопросу (части выступления) желательно привести пример из жизни, прокомментировать его.
6. Придумать эффектную (запоминающуюся) концовку.
КАК ПРИДУМАТЬ ТЕМУ ПРОЕКТА
Тема проекта – самый важный момент в организации проектной деятельности школьников. Наиболее простой путь – использовать формулировку темы, опубликованную в каком-либо сборнике или методическом пособии. Учитель в данной ситуации рискует не столько потерей новизны, сколько возможным отсутствием интереса к этой теме у школьников и нехваткой собственных знаний для консультирования по содержанию темы.
Тема, придуманная учителем, а еще лучше – учителем совместно с учениками, - мощный мотивирующий фактор для успешной работы над проектом.
Чтобы самостоятельно придумать тему проектной работы можно использовать следующие несложные приемы:
1. Привязка изучаемого материала к практике.
2. «Два в одном». Известно, что наибольшее количество открытий делается на «стыке» наук.
3. «Ответ на вопрос». Если проанализировать ситуации, которые ежедневно складываются вокруг нас, то мы столкнемся с различными вопросами, на которые хотелось бы получить ответ.
4. «Деревянная проблема». Слово «проблема» чаще всего используют для обозначения ситуации несоответствия между желаемым и существующим. Противоречие чьих-либо интересов также таит в себе проблему. С другой стороны, существует и стандартный прием анализа проблем под названием «Дерево решений»: выделяется проблема, предлагаются варианты ее решения, анализируются «плюсы» и «минусы» каждого варианта и выбирается один из них ( либо тот, у которого больше «плюсов», либо тот, у которого меньше «минусов»).
5. Предметно-объектный принцип. Объект – это то, что мы изучаем, а предмет – аспект, повод для изучения объекта. Реализация этого принципа при формулировке темы не составит проблему даже начинающему учителю.
|
На: Метод проектов
Добрый вечер! Классификация, этапы, оценка, техника выступления и даже "как придумать тему?" - можно брать и идти "в бой". Очень информативно. Спасибо!
С уважением, Варвара