Критическое мышление есть" тщательно обдуманное, взвешенное решение в отношении какого-либо суждения: должны ли мы принять, отвергнуть или отложить его, и степень уверенности, с которой мы это делаем."
Критическое мышление, Мур и Паркер.
Принципы критического мышления
Задайте себе следующие вопросы:
· В чем заключается проблема?"
· К каким выводам пришел автор по поводу этой проблемы?"
· В чем заключаются причины, по которым он к этому пришел?"
o Остерегайтесь плохой аргументации (из-за сострадания, страха, неправильной обработки статистических данных и т.д.), которая может ввести вас в заблуждение.
· Автор опирается на факты или на мнения?
o Факты можно проверить.
o Мнения проверить нельзя, они могут быть основаны и на голословных утверждениях.
· Автор выражает свои мысли нейтрально или эмоционально?
o Критически мыслящий читатель следит за манерой изложения, чтобы увидеть подоплеку.
Характеристики критически мыслящих людей
· Они честны перед собой
· Они отвергают подтасовки
· Они преодолевают неразбериху
· Они задают вопросы
· Они делают свои заключения на очевидных фактах
· Они прослеживают связь между явлениями
· Они интеллектуально независимы
Адаптация Критического мышления Винсента Райэна Руджиеро
Критическое мышление — это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Критическое мышление — разумное, рефлексивной мышление, не принимающее догм, разбивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт.
Главная цель технологии критического мышления — развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно. Основной путь к самообразованию — развитие критического рефлексивного мышления, обучение рефлексии.
Технология «Критического мышления», сориентирована не только на сотрудничество учителя и учащихся, деятельностное участие самого ученика, а также на создание комфортных условий, снимающих психологическое напряжение. Работая по технологии «Критическое мышление», учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, а также обучается способам оценки своей собственной деятельности.
Методические приемы критического мышления
Вызов
- Парная мозговая атака.
- Групповая мозговая атака. (В случае отказа: напиши, почему отказываешься? Посиди в группе и послушай).
- Работа с ключевыми терминами.
- Перевёрнутые логические цепи (связать последовательность элементов информации в нужной последовательности).
- Свободное письмо (задаётся тема, а способ воплощения - нет; пишите всё, что приходит в голову: это может быть связанный текст, или опорные словосочетания).
- Разбивка на кластеры (построение логографа-выделение блоков идей).
- Механизм ЗХУ (знаю, хочу узнать, узнал).
Стадия осмысления
- Маркировочная таблица ( 5 - я так и думал, + - новая информация, + ! - очень ценная информация , - - у меня по-другому, ? - не очень понятно, я удивлён).
- Взаимоопрос и взаимообучение (например, задать друг другу вопросы).
- Двойной дневник (страница делиться на две части: слева - что понравилось, запомнилось, справа - почему, какие ассоциации).
Рефлексия
- Возврат к стадии вызова (обсудить, что совпало).
- Возврат к ключевым словам.
- Возврат к перевернутым логическим цепочкам.
- Возврат к кластерам (их заполнение).
- Возврат к ЗХУ.
С некоторыми приемами критического мышления можно познакомиться на сайте:
http://vio.uchim.info/Vio_47/cd_site/articles/art_2_2.htm
Модель построения уроков в технологии развития критического мышления
http://skipkro.ucoz.ru/Zabolockih.doc
Практические советы по использованию критического мышления
http://www.s_3.ord.edu54.ru/Romashenko/p4aa1.html
|