- Кто из вас был внимателен, на протяжении какого времени описываются события в рассказе? (Один день с утра и до вечера)
- Хорошо, мы с вами дали характеристику Афоне, каким он был уже в конце рассказа, вечером. А давайте-ка вернёмся в самое начало и проследим за ним с утра того дня, до конца рассказа.
- Откройте план рассказа, который у нас получился на прошлом уроке.
План.
Скучно Афоне жить на свете.
Дед Тит.
Опять скучно жить на свете.
Проснулся ненадолго.
На печи рядом с дедом.
Пошли «белый свет пытать».
Цветок – труженик, он из смерти работает жизнь…
Гребешок для деда.
- Как вёл себя мальчик в 1 части? Найдите и прочитайте в тексте. (Не давал деду спать)
- А дальше? Зачитайте. (Слонялся вокруг стола без дела, смотрел на мух, на пустую улицу, на часы…)
- А что было потом? (снова назойливо тормошил деда разговорами)
- Словами он его не поднял, что же он сделал? (залез на печь и уморился его будить – сам заснул)
- А, проснувшись, что он ещё сделал на вред деду? (Остановил часы, которые баюкали деда)
- Так каким же был Афоня в начале того дня? (очень назойливым, даже вредным мальчиком, не дающим покоя старому деду)
Мы увидели его сейчас совсем не таким, какой он в конце дня.
Так, что же такое произошло с мальчиком, что он так изменился за несколько мгновений? (Он узнал от деда удивительное чудо, главное дело.)
Труд делает жизнь, создаёт её.)
Вывод
Откройте 7 часть рассказа. Давайте ещё раз перечитаем объяснение деда. (с.134 верх до слов …мы хлебу расти помогаем)
Обобщающий слайд №1 на экране.
«Цветок – символ вечности, высокое духовное творение созидает из праха жизнь»
- Прочитайте последний абзац текста. Почему автор закончил именно такими строками свой рассказ?
Обобщающий слайд №2 на экране.
«Цветок, когда отцветает, даёт семя. Внук – продолжение жизни. Человек остаётся в поколениях в своих детях, внуках, правнуках»
Заключительный этап.
1). Расскажите, когда вы с родителями работали над древом своего рода, до какого поколения вы дошли.
2). Вспомните, что вы писали о своих дедушках и бабушках. (Дети зачитывают свои рассказы о дедушках (отрывки из воспоминаний), которые писали во время составления генеалогического древа своей семьи.)
/Открывается доска, на которой прикреплены сочинения-эссе детей./
А) Лосев Арсений.
- Чему учил своих детей Павел Иванович? (Не жалеть о потерянном богатстве и жить своим трудом.)
- За что его помнят? ( За доброту, честность, справедливость)
Б) Ракитина Татьяна
- Что было главным в жизни Александра Петровича. (За что он получил много наград?)
В) Мотовников Даниил
-За что уважали Александра Васильевича деревенские жители?
-Почему он выучился на печника, хотя до этого был хорошим токарем?
-Почему папа Даниила гордится своим отцом?
Г) Борисов Вячеслав
-Почему Славин дедушка до сих пор работает? (По-другому не умеет)
-Как вы думаете, чему Славик научится у своего дедушки? (Не бояться никакого труда)
Д) Попов Андрей
- Почему у дедушки День строителя самый почитаемый праздник? (Строитель, как цветок, на пустом месте строит здание, в которое придут люди и будет там жизнь.)
3). Мне бы хотелось, чтобы Андрей Платонович Платонов запомнился вам, потому что писателем он был необыкновенным.
(Далее дети просматривают небольшую презентацию)
Слайд №3.
«Андрею Платонову никогда не было скучно. Ведь скучно бывает тогда, когда человек ещё не умеет по- настоящему видеть людей, природу, вещи и даже самого себя».
- Согласны ли вы с этим утверждением?
Слайд №4.
- Прочитайте внимательно эти слова.
«Для Платонова особенно дорога мысль, что жизнь не есть стремление к удовольствиям, но трудное и радостное дело, - дело, которому нужно отдать все силы ума и души.»
- Подумайте над этими словами. /Дети обдумывают ответ под «Вальс цветов» из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик» /
- Согласны ли вы с писателем?
- Можно ли работать не в полную силу и без души?
Оценки за работу на уроке. (За выборочное чтение)
Домашнее задание.
Самостоятельно прочитать рассказ А.П. Платонова «Ещё мама», желательно полный, без сокращений,из книг, которые можно взять в библиотеках.
/На стенде выставка книг Платонова, содержащих рассказ «Ещё мама»/