Вы не зарегистрированы

Авторизация



Причины победы в Великой Отечественной войне. Уроки прошлого.

Фото пользователя Наталья  Юрьевна Ерёмина
Submitted by Наталья Юрьевна Ерёмина on Tue, 23/03/2010 - 13:30
Данные об авторе
Автор(ы): 
Ерёмина Наталья Юрьевна
Место работы, должность: 
МОУ "Вырицка СОШ №1", учитель истории и обществознания
Регион: 
Ленинградская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 
1- углубление знаний по теме «Великая Отечественная война»; 2- развитие коммуникативных навыков, умений вести конструктивный диалог, применять знания в новых условиях, доказывать выбранную точку зрения, делать выводы; 3- воспитание демократической культуры, создание условий для формирования собственных мировоззренческих позиций.
Учащихся в классе (аудитории): 
16
Краткое описание: 
Урок- дискуссия Учащиеся определяют предмет дискуссии. Учащиеся работают с раздаточным материалом- историческими источниками. Далее проводится дискуссия по определённым позициям. Завершающий этап состоит в аргументации собственной позиции, в определении уроков войны.

Урок в 11 классе по теме: «Причины победы в Великой Отечественной войне»

 

Цели:

1-      углубление знаний по теме «Великая Отечественная война»;

2-      развитие коммуникативных навыков, умений вести конструктивный диалог, применять знания в новых условиях, доказывать выбранную точку зрения, делать выводы;

3-      воспитание демократической культуры, создание условий для формирования собственных мировоззренческих позиций.

 

Оборудование:

 интерактивная доска, раздаточный материал - письменные исторический источники (документы, воспоминания, мнения)

 

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя(2 минуты)

Приближается Великая дата- 65 лет победы нашей страны в войне с фашистской Германией. До сих пор не затихают споры о причинах этой победы. Не затихают они потому, что выясняя правду о войне, выясняя, каковы были определяющие факторы победы, мы стремимся понять, в чём – наша сила, понять, как нам жить дальше, ведь уроки прошлого – это ориентиры в будущее.

Сегодня на нашем уроке мы присоединимся к этой дискуссии. Цель  состоит в том, чтобы каждый присутствующий за нашим круглым столом на основе конструктивного  разговора определил собственную позицию в отношении решающих причин победы в Великой Отечественной войне и доказал выбранную  точку зрения не менее, чем тремя аргументами. Но главный результат всё- таки будет состоять в выявлении уроков прошлого, выводов о том, что даёт нам сегодня знание истории Великой Отечественной войны и причин победы.

  1. Этап определения предмета дискуссии.

Учитель: «Какие точки зрения существуют в оценке причин победы в Великой Отечественной войне?»(5 минут)

Учащиеся перечисляют возможные причины победы в войне:

- экономический фактор (превосходство советской экономики);

- морально- политическое единство советского общества;

- высокий научно- технический потенциал советской армии;

- талантливые военачальники;

- массовый героизм советских людей;

- партизанское движение;

- ошибки Гитлера;

- численное превосходство советских войск.

Во время ответов учащихся учитель открывает закрытые ячейки на интерактивной доске, где появляются названные причины.

Учитель: «А теперь попытаемся сформулировать 2- противоположные точки зрения на победу в войне».

Учащиеся называют:

1 точка зрения - победа была достигнута за счёт небережного отношения к человеческим жизням, очередной раз победили числом.

2 точка зрения - победа была достигнута за счёт превосходства советской системы, высокого военного потенциала советской армии, то есть воевали умением.

Учитель: «Итак, позиции сформулированы. Давайте попытаемся представить доказательства для каждого положения. В помощь вам- письменные исторические источники- документы, воспоминания. Познакомьтесь с раздаточным материалом».

  1. Работа с раздаточным материалом (3 минуты). Задание: прочитать, затем  кратко изложить и сделать вывод.
  2. Высказывания учащихся по проблеме.(20 минут).

 Учащиеся используют документы, делают выводы, подтверждая одну из позиций. Организация дискуссии учителем. Учитель провоцирует столкновение мнений по позициям спора:

 - военно-технический потенциал;

-  командный состав;

- государственное управление.

 

5. Завершающий этап. Подведение итогов.(10 минут)

 Учитель: «Подведём итог нашему разговору. Прошу сформулировать вашу позицию на конец нашей дискуссии, используя факты, аргументы, положения».

 

Учащиеся делают выводы.

Возможные аргументы для подтверждения точки зрения о том, что победили числом, небережно относясь к человеческим жизням:

  1. СССР понёс огромные людские потери в войне.
  2. Первое время советским солдатам приходилось воевать практически без поддержки техники, и выстоять можно было за счёт больших потерь.
  3. Советское командование было обезглавлено в результате сталинских репрессий, новые командиры не имели боевого опыта.
  4. Советская армия была значительно больше по численности немецкой, однако коренного перелома в войне удалось добиться лишь на второй год войны.

Возможные аргументы для подтверждения точки зрения о том, что воевали умением, т.е. за сёт превосходства советской системы, высокого военного потенциала советской армии:

  1. Благодаря советской системе было достигнуто морально- политическое единство народа, армии и правительства.
  2. Советская промышленность смогла очень быстро наладить выпуск военной техники.
  3. Лучшие образцы советской военной техники не уступали немецким, а часто и превосходили их.
  4. Искусство советских полководцев было признано даже противниками.
  5. Огромные потери были вызваны неудачным началом войны.

 

Учитель: «Думаю, некоторые из вас смогут сделать вывод более важный, чем доказательство той или иной позиции, вывод о том, что может быть уроком прошлого, и что важно знать нам о своём историческом прошлом, чтобы правильно строить будущее. Какие уроки прошлого вы вынесли из истории победы в Великой Отечественной войне? Понимание уроков прошлого - путь к пониманию того, какие мы, в чём наша сила, в чём наша слабость».

Возможные высказывания учащихся:

  1. Победа была завоёвана в упорной борьбе ценой напряжения всех сил. Только, «когда мы едины, мы непобедимы!»
  2. Один из главных уроков состоит в том, что борьба с военной опасностью должна вестись, пока война ещё не началась. Поэтому все миролюбивые силы, все, кому дорога свобода, должны объединяться перед военной опасностью.
  3. Наша слабость в том, что мы всегда надеемся  «на русский авось», наша сила в том, что мы умеем учиться на своих ошибках.

Завершающее слово учителя: « Для меня урок состоит в том, что побеждает не та сторона, которая первой нанесла удар и достигла решающих успехов в самом начале военных действий, а та, у которой больше моральных сил. Известна фраза: «Сила в правде!» Наш народ в Великую Отечественную войну чувствовал, что он прав, что он воюет за независимость, за человеческое достоинство, за свою Родину. А народ, чувствующий свою правоту, не боящийся жертвовать собой, фактически  не победим».

Закончить урок я хотела бы песней Трофима «Кем мы были для Отчизны». Впервые я услышала её в этом году в День защитника Отечества. В ней есть такие слова: «Дай, господи, сложить нам головы за други…» И ещё: «Кто честен, тот и прав, кто прав- тот и сильней». Наша сила – моральная, в готовности жертвовать собой в трудные моменты истории. В этом наш ответ на вызов истории!»

 

 

 


»  Размещено в сообществах:   
Сообщество учителей Гатчинского муниципального района