Технология проекта – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленный тем или иным образом.
Технология проекта формирует навыки самостоятельной работы, работы в группах, повышает познавательную деятельность, развивает мышление, учит работать с информацией:
Виды проектов:
- Информационный проект – направлен на сбор информации об объекте.
- Исследовательский проект – проект, в котором дети проходят все этапы исследований (формулировка проблемы, обзор источников информации по теме исследования, выдвижение гипотез, постановка эксперимента, формулировка выводов, защита)
- Проекты по решению проблем – конкретные предложения по решению поставленной проблемы и (если возможно) их реализация.
Технологию проектов целесообразно применять, если:
o существует значимая проблема;
o есть значимость результата;
o предполагается самостоятельная деятельность учащихся;
o используются исследовательские методы;
o результат – материальный продукт.
Этапы реализации проекта:
- Формулирование проекта.
- Планирование проекта.
- Осуществление проекта.
- Завершение проекта.
1. Формулирование проекта
Данный этап подразумевает выбор проекта. Универсальным ограничителем выбора проектов является посильность (ориентация на возраст), соответствие целям учителя и ограничения по материальным и техническим ресурсам.
Даже в условиях исследования одной единственной проблемы учитель может предоставить школьникам возможность выбора группы и своей роли в этой группе. Чем больше свободы выбора в работе над проектами, тем с большей уверенностью школьник будет считать проект своим делом, а не очередной школьной нагрузкой.
На этапе выбора школьник выбирает не только вид проекта, но и его наполнение. Основная помощь, которая требуется школьникам в выборе наполнения проекта – это раскрытия перед ними большого количества вариантов (сказок, тем исследования, тем викторин) и советы по выбору варианта, с которыми по силам справиться. Это очень ответственный момент, потому что, наверное, нет ничего хуже в проектной деятельности, чем замахнуться на проект, с которым потом не сумеешь справиться.
2. Планирование
Планирование при работе над индивидуальными несложными проектами сводится к определению времени, требуемого на реализацию проектов, необходимых материалов и инструментов. В более сложных проектах на этапе планирования необходимо распределить роли между участниками, определить ключевые точки проекта, сформулировать задачи. Планирование проекта не остается неизменным, и по мере осуществления планирование подвергается постоянной корректировке с учетом текущей ситуации.
3. Осуществление
Осуществление – это основной этап работы над проектом. Именно на этом этапе дети сталкиваются с разными непредвиденными ситуациями и учатся решать возникающие проблемы.
Основная задача учителя на этом этапе – отслеживать выполнение работы над проектом. Отмечая возникающие у детей проблемы, приходить им на помощь в случае необходимости.
4. Завершение
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Наилучшим завершением проекта является публичное представление полученных результатов.
Проектная деятельность как одна из форм деятельностного подхода к обучению и воспитанию младших школьников
(из опыта работы учителя начальных классов Романовой Г.Г.)
|