Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Сочинение-описание.Зима"

Размещено: Анна Нинеловна Супрунова - чт, 25/03/2010 - 13:00
Данные об авторе
Автор(ы): 
Супрунова Анна Нинеловна
Место работы, должность: 
ТМОУ "Дудинская средняя школа №3"
Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
I. Систематизация и закрепление знаний о типах речи, составных частях сочинения-описания, способах связи предложений в тексте, художественных средствах выразительности; 1. Совершенствование навыков написания сочинения-описания; 2. Формирование навыка связного изложения мысли как в устной, так и в письменной форме; 3. Развитие познавательной деятельности учащихся, самостоятельного мышления; 4. Формирование образовательных компетенций.
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
18
Используемое оборудование: 

Технические средства обучения: компьютеры, проектор, раздаточный материал

Используемые ЦОР: 

Презентация, видеоролик

Краткое описание: 
Урок развития речи позволяет восполнить полученные ранее знания учащихся о типах речи, составных частях сочинения, средствах связи предложений в тексте, художественных средствах выразительности, а также применить знания при выполнении заданий практического характера.

Здравствуйте .
Меня зовут Анна Нинеловна.
Я учитель русского языка и литературы школы №3
Сегодня в вашем классе я проведу урок русского языка.
Я всю жизнь прожила на севере, очень люблю нашу Дудинку, самый северный город-порт. И здесь каждый день открываю что-то новое для себя
   Вот сегодня утром шла на работу и увидела необыкновенную красоту.   На улице так все чисто, красиво,   уютно и   всё убрано утренним снегом.
 Ветер сорвал с крыши ком снега,   он белыми хлопьями полетел до самой земли и рассыпался на мелкие бриллиантики.  
Деревья вдоль главной улицы роскошно одеты в искрящиеся снежные одежды.
 Пригляделась: с ветки на меня смотрит какое-то волшебное существо, сотворенное снегом и ветром.
И от всего этого    на душе стало светло и радостно. Вот потому утро стало добрым, благодаря проказам матушки-зимы. 
У А.С.Пушкина есть такие слова о зиме, как о живом существе:
 Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
 Действительно , зима может проказничать : узоры на окнах рисовать  , создавать причудливые фигуры, застелить землю серебряным ковром..
 И так захотелось мне полученное впечатление описать, а поскольку я учитель, то научить и вас этому.
 С.Я.Маршак сказал в свое время: «Человек нашел слова для всего, что обнаружено им в жизни». Вот сегодня и будем  находить нужные слова для описания зимы, т.е. заниматься развитием речи.
 Сначала повторим то, что вы знаете о тексте.
 
 
Работать будем по следующему плану:
Ø     ( о типах речи расскажет первая группа
Ø      (о составных частях сочинения – описания будем слушать вторую группу) 
Ø     (какие имеются способы связи предложений в тексте – об этом расскажут ребята из третьей группы)
Ø     ( о   художественных средствах выразительности послушаем четвертую группу)
После этого вы сядете за компьютеры и попытаетесь создать свое   сочинение – описание на тему «Зима»
 
Слайд
 
Ребята, у вас на столах имеются задания для каждой группы. На листах вы увидите подсказки по теории вопроса, 
 практическое задание по работе с текстом, 
и здесь же вы найдете примерный план ответа
 Ваша задача: распределить задания для всех участников группы и достойно защитить свой вопрос.     
На это задание отводится 5 минут
 
 
Проверка                
( группы готовы . слушаем первую группу, которая расскажет о типах речи)
 ( выступление уч-ся )
 
 
След слайд   рассуждение
Почему ?
 
 
 
 
 
След слайд  повествование
Почему ?
 
 
 
След слайд   описание    ( Давайте прочитаем этот текст. Перед вами образец зарисовки на тему зимнего дня
 
 
слайд     назовите признаки зимнего дня, которые вы отметили в тексте
Молодцы
 
 
След слайд   
 Эти словосочетания  помогут  вам   в  работе. Я их отправлю    в компьютер.
Как вы думаете, какой тип речи приемлем для нашего урока?
Но заметьте, что   часто описание вводится в повествование, чтобы добиться большей выразительности.
 
 
-Как же должно строиться   сочинение-описание - отвечает вторая группа
Посмотрите на эту страничку. Ребятам второй группы нужно было  восстановить схему сочинения-описания,  она здесь нарушена.
 Итак, сначала в сочинении говорится об общем впечатлении о предмете,
 далее изображаются признаки этого предмета,
и завершается высказывание оценкой предмета, выводом.
 
 
У вас было задание определить в тексте его составные части
Общее впечатление о предмете – это первое предложение
Изображение предмета – это основная часть текста
И оценка предмета - последнее предложение
Молодцы
 
 
Вы знаете, что текст-это взаимосвязанные по смыслу предложения. Какими же способами связываются предложения в тексте, расскажет третья группа
(ответы по слайду о способах связи
 
 
 
 
 
Давайте прочитаем этот текст
Есть ли в мире наиболее волшебная и удивительная пора года, чем зима? Укрывает она белым одеялом землю, которая терпеливо ждала такой мягкой шубы. А как очаровательно выглядят деревья в своих пушистых платках, их    ласково подарила им чудесница-зима. Она, как добрая волшебница, украсила всё вокруг.
К какому типу речи вы отнесете этот текст
Вот еще один образец описание зимы
 
Каким способом скреплены предложении в данном тексте?
(последовательная связь
Существительные заменены местоимением
Хорошо справились
 
 
Для того чтобы произведение было ярким и выразительным, существуют художественные средства выразительности. Об этом расскажет четвертая группа , которая работала над тем же текстом, что и третья группа
 
 
( ответы учащихся по слайду)
 
Найденные вами средства выразительности я добавлю в памятку и отправлю на компьютер в помощь вашему будущему сочинению
Эпитет –волшебная, удивительная , мягкой шубы, пушистых платках, терпеливо ждала
Метафора – одеялом
Олицетворение – укрывает, ждала , подарила 
 
 
Итак, что мы повторили?
Ø     -дали определение типов речи ,
Ø     вспомнили композицию описания,
Ø     нашли признаки, по которым узнаем описание,
Ø     повторили языковое оформление сочинения,,
Ø     а также художественные средства выразительности.
   
 
 
А теперь наступило время самим попробовать свои силы по созданию сочинения – описания. 
Но перед тем как приступить к этой работе, посмотрим ещё раз на картины зимней природы
К каждой картинке я предлагаю вам опорные слова. Попробуйте с их помощью составить хотя бы одно предложение.
 
Солнце склонялось к закату, скользило косыми лучами по необозримым громадам снегов, одевало их бриллиантовой корою.
 
 
Над зимним городом  синее, огромное и удивительно нежное небо.  Деревья в сказочном уборе ,   как будто застыли от восторга
  
 
Сказочно прекрасен лес, одетый в зеленый наряд, но не менее прекрасен он и зимой. Голубоватый снег  мохнатыми шапками   прикрыл деревья, кустарники.
 

 
Красив, чудесен русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.
 
 
Молодцы! С первой частью работы вы справились хорошо, а сейчас вы переходите за компьютеры. Работа над написанием сочинения будет проводиться в парах, поскольку занятие это вовсе не легкое. Вы можете помочь друг другу, посоветоваться. 
 
  Сядьте по двое за компьютеры. 
Включите компьютеры.
Вы знаете правила работы за компьютерами, прошу вас не нарушать их
Задание (обратите внимание на слайд, он подскажет последовательность ваших действий
1.Зайдите в папку   « Для учащихся» на рабочем столе
2. Правой кнопкой мыши создайте документ   Word, откройте
3. Напишите свою фамилию и имя (на этой странице вы будете писать сочинение).
 
4. Используйте по необходимости документы с «Памятками», с картинами зимы.
5.   Составьте предложения о зимнем дне: в городе, в тундре, в деревне, в лесу. Время суток – любое. Можете использовать и картинки о зиме
А кто мне скажет, ребята, о преимуществах работы на компьютере в данном ситуации? Ведь мы могли бы и от руки написать сочинение.
 Экономия времени при получении необходимой информации (вы вошли в папку и сразу получили необходимую информацию)
Экономия бумаги, краски на печатание картин, например.
А ещё компьютер – хороший подсказчик чего - грамотного письма. Что нужно сделать, чтобы исправить ошибку
 Правой кнопкой мыши щелкаем по слову, и компьютер исправляет ошибку.
Итак. Составляйте предложения.
3 мин
 Прочитайте предложения, которые вы составили
(учащиеся читают предложения)
У вас уже есть предложения, которые   могут быть основой сочинения.
Продолжаем работу, но прежде сделает физкультурную паузу на снятие усталости
 
 
 
Физкультминутка
Выполнение 3 упражнений на снятие усталости.
  вы уже устали, а дальнейшая работа требует дополнительных усилий, поэтому мы сейчас проведем физкультминутку.
1.    Быстрое моргание
2.    Повороты головы
3.    Круговые движения глазами сначала в одну сторону, потом в другую.
 
 
Проверка. Чтение учащимися своих сочинений. ( 2-3 сочинения)
Молодцы. С работой справились хорошо. Сохраните текстовый документ. Я проверю ваши работы.
Рефлексия.
Зайдите в текстовый документ «Итог урока» и выберите смайлик, который соответствует вашим эмоциям, полученным в результате урока.
 
 
 А сейчас я прошу повернуться всех лицом ко мне.
 
 Подводя итоги урока, хочу сказать, что мне приятно было работать с вами. Я увидела результат нашего общего труда. В описании зимы вы отметили действительно волшебство, сказочность. И это понятно. Ведь самые красивые праздники   у нас бывают – зимой. Скоро Новый год. Мне хочется, чтобы он принес вам только счастье, удачу. Хочу подарить вам на память о нашей встрече символ наступающего Нового года – вот этого тигренка.
 


»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...