Официальный сайт openw 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



М.А.Булгаков "Собачье сердце"

Submitted by Лариса Николаевна Токарева on чт, 25/03/2010 - 16:15
Данные об авторе
Автор(ы): 
Токарева Лариса Николаевна
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Тип урока: 
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории): 
30
Используемое оборудование: 

Проектор, интерактивная доска, компьютер 

Краткое описание: 
Урок представляет собой комбинированный анализ повести М.А.Булгакова "Собачье сердце". На уроке применяются электронные образовательные ресурсы, презентационное сопровождение. Используя пообразный и проблемный пути анализа художественного произведения в школе, учитель подводит учащихся к самостоятельной формулировке поднятых автором проблем.

 

Конспект урока с применением

Электронных Образовательных ресурсов.

Предмет: литература

Методика проведения урока

Класс: 9

 Название курса: Русская литература 20 века.

Название темы урока: «Идейно-художественное своеобразие сатирической повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

Автор: Токарева Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы

 1 кв. категории муниципального общеобразовательного учреждения

 «Гимназия № 29».

Тип  урока – комбинированный, сочетающий в себе усвоение нового материала и совершенствование знаний, умений, навыков. Беседа по прочитанному материалу сменяется самостоятельной работой по тексту.

Цели урока:

1.Познакомить учеников с судьбой повести М.А Булгакова «Собачье сердце», её идейно-художественным своеобразием и сатирической направленностью.

2. Развивать умение давать характеристику литературному герою, совершенствовать навыки конкретно-исторического анализа произведения

3. Воспитывать неприятие лицемерия, жестокости, наглости и бескультурья.

Организационный момент: Проверка домашнего задания и ознакомление учеников с целями и этапами урока.

Оборудование урока и ресурсное обеспечение:

1.     Компьютеры с программами

2.     Перечень ресурсов: презентация, включающая слайды с содержанием языкового материала, таблицами, кадрами из кинофильма по произведению.

3.     Программные средства, используемые учителем в процессе подготовки к уроку: Microsoft Power Point, Microsoft Word.

Оформление школьной доски. Дата и тема урока: «Идейно-художественное своеобразие сатирической повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Стенд «Жизнь и творчество М.А. Булгакова».

 Особенности данного урока:

Совместная деятельность учителя и учащихся по изучению учебного материала:

№ п/п

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Работа в ученической тетради

1

Вступительное слово.

Выявление уровня читательского восприятия произведения. Демонстрация слайдов Вопросы и задания классу.

Организация беседы по прочитанному

Ответы на вопросы. Выполнение заданий учителя. Пообразный анализ произведения. Работа с художественным текстом. Составление устных ответов на вопросы

 

2

Индивидуальные консультирования учеников.

 

Составление сравнительной таблицы героев в тетрадях.

3

Подведение итогов урока.

Подбор материала для написания мини-сочинения или развёрнутого ответа на вопрос дома.

 

 

Результатами деятельности учащихся на уроке можно считать:           Усвоение учащимися знаний: о  судьбе повести М.А Булгакова «Собачье сердце», её идейно-художественном своеобразии и сатирической направленности.

Учащиеся должны продемонстрировать умения: давать характеристику литературному герою,  выполнять конкретно-исторический  анализ произведения.

Сценарий урока.

1.Вступительное слово учителя. Демонстрация презентации. Слайд №1 содержит эпиграф к уроку: «Нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит, был не настоящий.»  (М.А. Булгаков. Из письма к Сталину).

Слайд №2 содержит информацию: «Повесть «Собачье сердце» Булгаков написал в 1925 году. Опубликовано произведение в 1987году. Первоначально повесть носила название «Чудовищная история». Произведение к печати не допустили, но в литературных кругах Москвы оно было известно.»

2. Выявление первоначальных впечатлений о повести. Определение авторского замысла.

Перескажите краткое содержание повести.

В чём, по-вашему, основная мысль произведения? (Нельзя из собаки сделать человека). Любой писатель берёт материал и проблематику для своего произведения из реальной жизни. Значит, в 30-е годы  в Москве стали превращать собак в  людей и Булгаков решил поднять эту тему? (Нет). Повесть Булгакова – сатирическое произведение.   Что же высмеивает в нём автор? Основная мысль повести нами пока определена неверно. Чтобы во всём правильно разобраться, мы пойдём по пообразному пути анализа произведения и начнём с образа пса Шарика.

3.   Пообразный путь анализа произведения. Беседа с учениками.

Охарактеризуем образ Шарика. Слайд №3 содержит вопросы:

- Опишите, какой была жизнь пса Шарика в начале произведения?

- Как пёс выражает свою благодарность профессору Преображенскому за пищу? Приведите цитаты из текста.

- Как проявляет себя Шарик, живя в доме профессора?  Каково его отношение к Зине? Вывод: Шарик – добрый и хитрый пёс.

Перейдём к образу Клима Чугунова.

- Дайте характеристику Климу Чугунову.

Вывод: Клим – алкоголик и уголовник с психологией преступника.

Итак, пересадив псу Шарику гипофиз Клима Чугунова, Преображенский получил новое существо – Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Дайте ему оценку по плану, представленному на слайде  №4:

- Первые слова героя (найти в тексте), о чём они свидетельствуют?

- Как он ведёт себя в квартире профессора, что приносит туда с собой?

( Разруху)

- Что остаётся в нём от Шарика? Почему он находит себе именно такую работу?

- Как Шариков в конечном счёте  поступает с профессором?( Совершает на него донос)

- Почему Шариков стал именно таким? Мог ли он быть другим? Из чьих слов мы узнаём об этом? (Из слов профессора)

Вывод: Сам профессор понимает, что из Клима могло получиться только такое наглое и агрессивное, невоспитанное существо.

Переходим к образу более приятному – профессору Преображенскому.

- Опишите профессора глазами Шарика.

- Какими были интересы профессора?

- Считаете ли вы профессора тунеядцем и эксплуататором?

- Составим сравнительную таблицу героев, используя их высказывания:

 

Преображенский

Шариков

Взгляды на жизнь

«Я сторонник разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать.»

- Почему же вы – труженик?

-Да уж известно –  не нэпман.

«Взять всё, да и поделить»

Интересы и развлечения

«Сегодня в Большом – «Аида». А я давно не слышал. Люблю…»

« В театр я не пойду…дуракаваляние…одна контрреволюция.»

«В цирк пойдём, лучше всего»

Отношение к животным

«Никого драть нельзя. На человека  и на животное можно действовать только внушением»

«Вчера котов душили, душили»

Отношение к людям  

«На преступление не идите никогда… Доживите до старости с чистыми руками»

«И произносит контрреволюционные речи»

(Из доноса Шарикова на профессора)

Слайд №6 содержит приведённую выше таблицу. Материал второго и третьего столбцов открывается по щелчку мыши после ответа учеников. Т.о. ученики могут самостоятельно поработать и сравнить свои ответы с правильными.

Вывод: Преображенский – совершенная противоположность Шарикову. Он гораздо его лучше.

- Понимает ли Шариков, насколько выше его  в своём развитии профессор?

- Стыдится ли Шариков своей необразованности?

- Более того, он даёт профессору советы. Одинок ли Шариков в произведении, или есть герои, похожие на него своими взглядами на жизнь? (Швондер)

- Переходим к обсуждению похожего на Шарикова героя – Швондера. Слайд №7 содержит кадр из фильма с изображением Швондера.

 Охарактеризуйте, пожалуйста, этого героя. Он является идейным наставником Шарикова и натравливает его на профессора.

-  В произведении есть нечто, что спасло Клима Чугунова от второй судимости и что даёт право Шарикову считать себе тружеником. Что это? Если забыли, обратитесь к тексту. (Пролетарское происхождение).

- Что означало пролетарское происхождение,  какую роль оно играло в то время?

Итак, подведём итоги сказанному выше. Подобно тому, как профессор создал Шарикова, большевики создали нового хозяина жизни – человека с пролетарским происхождением.

- Чтобы выяснить, что приносит новый хозяин  в жизнь, обратимся к анализу  образа Москвы 1924-1925-х годов.

- Опишите Москву глазами Шарика.

- Расскажите  историю дома, в котором жил профессор.

Слайд №8  поэтапно (по щелчку мыши) после ответа учеников отражает следующий материал:

- Что приносят новые люди в Москву? Какое слово употребляет профессор, характеризуя  состояние Москвы? (Разруха).

- Где мы уже встречались сегодня с этим словом? (Разруху принёс Шариков в дом профессора).

- Случайно ли Булгаков употребляет слово «разруха» в двух ситуациях? О чём это говорит? (Между ними есть связь).

- Давайте определим связь между рассказом о создании Шарикова и повествованием о  том, как изменилась жизнь после революции.

Получается следующая логическая цепочка:

Шарик → Шариков  → разруха в доме профессора         

Пролетарий → хозяин жизни  → разруха в Москве.

- Подберите антоним к слову разруха (созидание).

- С кем из героев  произведения можно связать это слово? ( с профессором)

- Что нужно Шарикову, чтобы «дорасти до Преображенского»? (образование, культура).

-  Все согласны с такой последовательностью? Исходя из этой цепочки, сделайте вывод, каким был замысел Булгакова, зачем он рассказал историю Шарикова? (Нельзя  из собаки сделать человека. Не стоило и  из пролетария без предварительной  подготовки делать хозяина жизни). А.М. Горький писал, что «звериный русский быт»  нельзя изменить сразу, «в одночасье».

Таким образом, мы с вами сегодня раскрыли «двойное дно» повести, её философский подтекст. Хотелось бы обратить ваше внимание на такой момент: каковы основные черты характера Шарикова? (Наглость, бескультурье, отсутствие интеллекта) Какая черта, на ваш взгляд, самая плохая? (Наглость).

Подведение итогов урока.

Домашнее задание предлагается на выбор учеников:

1.      Написать письмо профессору Преображенскому, в котором выразить своё отношение к его эксперименту.

2.      Написать мини - сочинение по теме: «Шариковщина в наши дни»

3.     Написать сочинение – миниатюру по теме: «Что бы я посоветовал Шарикову»

 

 

 


»  Tags for document:

Смотреть kino онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн