Submitted by Лариса Николаевна Токарева on чт, 25/03/2010 - 16:15
Конспект урока с применением
Электронных Образовательных ресурсов.
Предмет: литература
Методика проведения урока
Класс: 9
Название курса:Русская литература 20 века.
Название темы урока: «Идейно-художественное своеобразие сатирической повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».
Автор:Токарева Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы
1 кв. категории муниципального общеобразовательного учреждения
«Гимназия № 29».
Тип урока – комбинированный, сочетающий в себе усвоение нового материала и совершенствование знаний, умений, навыков. Беседа по прочитанному материалу сменяется самостоятельной работой по тексту.
Цели урока:
1.Познакомить учеников с судьбой повести М.А Булгакова «Собачье сердце», её идейно-художественным своеобразием и сатирической направленностью.
2. Развивать умение давать характеристику литературному герою, совершенствовать навыки конкретно-исторического анализа произведения
3. Воспитывать неприятие лицемерия, жестокости, наглости и бескультурья.
Организационный момент:Проверка домашнего задания и ознакомление учеников с целями и этапами урока.
Оборудование урока и ресурсное обеспечение:
1.Компьютеры с программами
2.Перечень ресурсов: презентация, включающая слайды с содержанием языкового материала, таблицами, кадрами из кинофильма по произведению.
3.Программные средства, используемые учителем в процессе подготовки к уроку:MicrosoftPowerPoint,MicrosoftWord.
Оформление школьной доски.Дата и тема урока: «Идейно-художественное своеобразие сатирической повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Стенд «Жизнь и творчество М.А. Булгакова».
Особенности данного урока:
Совместная деятельность учителя и учащихся по изучению учебного материала:
№ п/п
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Работа в ученической тетради
1
Вступительное слово.
Выявление уровня читательского восприятия произведения. Демонстрация слайдов Вопросы и задания классу.
Организация беседы по прочитанному
Ответы на вопросы. Выполнение заданий учителя. Пообразный анализ произведения. Работа с художественным текстом. Составление устных ответов на вопросы
2
Индивидуальные консультирования учеников.
Составление сравнительной таблицы героев в тетрадях.
3
Подведение итогов урока.
Подбор материала для написания мини-сочинения или развёрнутого ответа на вопрос дома.
Результатами деятельности учащихся на уроке можно считать: Усвоение учащимися знаний: о судьбе повести М.А Булгакова «Собачье сердце», её идейно-художественном своеобразии и сатирической направленности.
Учащиеся должны продемонстрировать умения:давать характеристику литературному герою, выполнять конкретно-исторический анализ произведения.
Сценарий урока.
1.Вступительное слово учителя.Демонстрация презентации. Слайд №1 содержит эпиграф к уроку: «Нет такого писателя, чтобы он замолчал. Если замолчал, значит, был не настоящий.» (М.А. Булгаков. Из письма к Сталину).
Слайд №2 содержит информацию: «Повесть «Собачье сердце» Булгаков написал в 1925 году. Опубликовано произведение в 1987году. Первоначально повесть носила название «Чудовищная история». Произведение к печати не допустили, но в литературных кругах Москвы оно было известно.»
2. Выявление первоначальных впечатлений о повести. Определение авторского замысла.
Перескажите краткое содержание повести.
В чём, по-вашему, основная мысль произведения? (Нельзя из собаки сделать человека). Любой писатель берёт материал и проблематику для своего произведения из реальной жизни. Значит, в 30-е годы в Москве стали превращать собак в людей и Булгаков решил поднять эту тему? (Нет). Повесть Булгакова – сатирическое произведение. Что же высмеивает в нём автор? Основная мысль повести нами пока определена неверно. Чтобы во всём правильно разобраться, мы пойдём по пообразному пути анализа произведения и начнём с образа пса Шарика.
3. Пообразный путь анализа произведения. Беседа с учениками.
Охарактеризуем образ Шарика.Слайд №3 содержит вопросы:
- Опишите, какой была жизнь пса Шарика в начале произведения?
- Как пёс выражает свою благодарность профессору Преображенскому за пищу? Приведите цитаты из текста.
- Как проявляет себя Шарик, живя в доме профессора? Каково его отношение к Зине? Вывод: Шарик – добрый и хитрый пёс.
Перейдём к образу Клима Чугунова.
- Дайте характеристику Климу Чугунову.
Вывод: Клим – алкоголик и уголовник с психологией преступника.
Итак, пересадив псу Шарику гипофиз Клима Чугунова, Преображенский получил новое существо – Полиграфа Полиграфовича Шарикова. Дайте ему оценку по плану, представленному на слайде №4:
- Первые слова героя (найти в тексте), о чём они свидетельствуют?
- Как он ведёт себя в квартире профессора, что приносит туда с собой?
( Разруху)
- Что остаётся в нём от Шарика? Почему он находит себе именно такую работу?
- Как Шариков в конечном счёте поступает с профессором?( Совершает на него донос)
- Почему Шариков стал именно таким? Мог ли он быть другим? Из чьих слов мы узнаём об этом? (Из слов профессора)
Вывод: Сам профессор понимает, что из Клима могло получиться только такое наглое и агрессивное, невоспитанное существо.
Переходим к образу более приятному – профессору Преображенскому.
- Опишите профессора глазами Шарика.
- Какими были интересы профессора?
- Считаете ли вы профессора тунеядцем и эксплуататором?
- Составим сравнительную таблицу героев, используя их высказывания:
Преображенский
Шариков
Взгляды на жизнь
«Я сторонник разделения труда. В Большом пусть поют, а я буду оперировать.»
- Почему же вы – труженик?
-Да уж известно – не нэпман.
«Взять всё, да и поделить»
Интересы и развлечения
«Сегодня в Большом – «Аида». А я давно не слышал. Люблю…»
« В театр я не пойду…дуракаваляние…одна контрреволюция.»
«В цирк пойдём, лучше всего»
Отношение к животным
«Никого драть нельзя. На человека и на животное можно действовать только внушением»
«Вчера котов душили, душили»
Отношение к людям
«На преступление не идите никогда… Доживите до старости с чистыми руками»
«И произносит контрреволюционные речи»
(Из доноса Шарикова на профессора)
Слайд №6 содержит приведённую выше таблицу. Материал второго и третьего столбцов открывается по щелчку мыши после ответа учеников. Т.о. ученики могут самостоятельно поработать и сравнить свои ответы с правильными.
Вывод: Преображенский – совершенная противоположность Шарикову. Он гораздо его лучше.
- Понимает ли Шариков, насколько выше его в своём развитии профессор?
- Стыдится ли Шариков своей необразованности?
- Более того, он даёт профессору советы. Одинок ли Шариков в произведении, или есть герои, похожие на него своими взглядами на жизнь? (Швондер)
- Переходим к обсуждению похожего на Шарикова героя – Швондера. Слайд №7 содержит кадр из фильма с изображением Швондера.
Охарактеризуйте, пожалуйста, этого героя. Он является идейным наставником Шарикова и натравливает его на профессора.
- В произведении есть нечто, что спасло Клима Чугунова от второй судимости и что даёт право Шарикову считать себе тружеником. Что это? Если забыли, обратитесь к тексту. (Пролетарское происхождение).
- Что означало пролетарское происхождение, какую роль оно играло в то время?
Итак, подведём итоги сказанному выше. Подобно тому, как профессор создал Шарикова, большевики создали нового хозяина жизни – человека с пролетарским происхождением.
- Чтобы выяснить, что приносит новый хозяин в жизнь, обратимся к анализу образа Москвы 1924-1925-х годов.
-Опишите Москву глазами Шарика.
- Расскажите историю дома, в котором жил профессор.
Слайд №8 поэтапно (по щелчку мыши) после ответа учеников отражает следующий материал:
- Что приносят новые люди в Москву? Какое слово употребляет профессор, характеризуя состояние Москвы? (Разруха).
- Где мы уже встречались сегодня с этим словом? (Разруху принёс Шариков в дом профессора).
- Случайно ли Булгаков употребляет слово «разруха» в двух ситуациях? О чём это говорит? (Между ними есть связь).
- Давайте определим связь между рассказом о создании Шарикова и повествованием о том, как изменилась жизнь после революции.
Получается следующая логическая цепочка:
Шарик → Шариков → разруха в доме профессора
Пролетарий → хозяин жизни → разруха в Москве.
- Подберите антоним к слову разруха (созидание).
- С кем из героев произведения можно связать это слово? ( с профессором)
- Что нужно Шарикову, чтобы «дорасти до Преображенского»? (образование, культура).
- Все согласны с такой последовательностью? Исходя из этой цепочки, сделайте вывод, каким был замысел Булгакова, зачем он рассказал историю Шарикова? (Нельзя из собаки сделать человека. Не стоило и из пролетария без предварительной подготовки делать хозяина жизни). А.М. Горький писал, что «звериный русский быт» нельзя изменить сразу, «в одночасье».
Таким образом, мы с вами сегодня раскрыли «двойное дно» повести, её философский подтекст. Хотелось бы обратить ваше внимание на такой момент: каковы основные черты характера Шарикова? (Наглость, бескультурье, отсутствие интеллекта) Какая черта, на ваш взгляд, самая плохая? (Наглость).
Подведение итогов урока.
Домашнее заданиепредлагается на выбор учеников:
1.Написать письмо профессору Преображенскому, в котором выразить своё отношение к его эксперименту.
2.Написать мини - сочинение по теме: «Шариковщина в наши дни»
3.Написать сочинение – миниатюру по теме: «Что бы я посоветовал Шарикову»