Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок литературы "Недотопленная Россия" (Солженицын А.И. "Крохотки")

Submitted by Яна Сергеевна Рогозникова on Fri, 26/03/2010 - 12:24
Данные об авторе
Автор(ы): 
Рогозникова Я.С.
Место работы, должность: 

МБОУ Балахтинская СОШ № 1, учитель

Регион: 
Красноярский край
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 

1) формировать знания об идейно-тематическом содержании миниатюр, опираясь на знания учащихся по истории Отечества и биографию автора; 2) развивать умение давать оценку произведению на основе осмысления его идейно-художественного своеобразия; 3) воспитывать любовь к Родине.

Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемая методическая литература: 

 

1.      Солженицын А.И. Избранное. - М.: Высшая школа, 1998.
2.      Ланин Б.А. Проза русской эмиграции (третья волна). - М.: Новая школа, 1997.
3.       Чалмаев В.А. Александр Солженицын: жизнь и творчество. - М.: Просвещение, 1994.

 
Используемое оборудование: 

 

портрет писателя, биографические материалы А.И.Солженицына
Краткое описание: 
<p>Урок, посвященный творчеству А.И.Солженицына.</p>

 СКАЧАТЬ>>>

Награда урока Сертификат >>>

Ход урока:
Эпиграф к уроку:
"… нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить...
А.И.Солженицын, «Колокольня»
I. Актуализация.
1.Слово учителя.
Многие писатели и поэты ХХ века в своих произведениях выражали боль о судьбе России, пережившей множество “исторических переломных моментов”. Взаимосвязь социальных и нравственных проблем, а в частности влияние общественных условий на развитие национального сознания и характера прослеживается в творчестве А.Блока, А.Куприна, М.Цветаевой, А.Ахматовой, Ф.Шукшина, В.Астафьева, В.Распутина и т.д.
Правда о жизни России и ее народа прослеживается и в произведениях А.И. Солженицына. Судьба самого автора является “книгой жизни” его страны, соотечественников.
2. Проверка домашнего задания.
Чтобы понять авторскую позицию в миниатюрах “Колокол Углича”, «Колокольня» и «Позор», учащиеся должны были составить сообщение на вопрос: что изображал, что переживал и обдумывал автор?
Примерный ответ учащихся:
В миниатюрах автор изображает Россию, такую большую, сильную и в то же время такую слабую. «Колокол Углича» повествует о пономаре соборной церкви, который четыреста лет назад, не боясь врагов, ломившихся в дверь, бил набат, возвещая людям о приходе Смуты Первой. В «Колокольне» изображен город Калязин, который во времена советской власти был почти полностью затоплен из-за скупости большевиков, не пожелавших построить вторую плотину. Но самое главное достояние города — колокольня, стоит, как будто возвещая людям надежду. Название третьей миниатюры говорит само за себя: «Позор». Это описание душевных мук гражданина, стыдившегося своей Родины. Автор указывает, что не она, не Россия виновата, ... люди, их равнодушные руки и коварные лица довели до разора и нищеты народную жизнь.
3.Слово учителя.
“...нет, всю Русь до конца не попустит Господь утопить...”
В этих строках все думы автора о судьбе Родины, о судьбе ее народа. В советское время, потерявшие от лихой свободы голову большевики допустили много ошибок в управлении страной. Бесхозяйственность, безответственность, безнаказанность позволили власть имущим творить хаос на земле русской. Город Калязин — наглядное тому подтверждение. Древний город выстоял после разорения татар, поляков, восемь веков отстоял и из-за «невежества самодурных властителей» был утоплен на две трети в Волге. «В чьих она (Русь) равнодушных или скользких руках..?», вопрошает автор. Прорвет народ эту черту обреченности, считает он, «Но Позор висит и висит над нами... И даже сдув его прочь — уже никогда не уберем его из нашей истории».
4. Знакомство с целями урока: раскрыть основную идею и философский смысл миниатюр.
II. Основная часть.
1.Вопросы для обсуждения:
  • С каких слов начинаются рассказы?
С вопросов. «Кто из нас не наслышан об этом колоколе..?», «Кто хочет увидеть единым взором... нашу недотопленную Россию...», «Какое это мучительное чувство: испытывать позор за свою Родину».
  • Какие изобразительно-выразительные средства использует автор в этих вопросах?
Эпитеты: «диковинное место», «заклятая клажа», «недотопленная Россия», «мучительное чувство».
  •  О чем это говорит?
Автор ставит вопрос в начале произведений, чтобы читатели задумались, заинтересовались развитием повествования. Вопрос в начале произведения — это непосредственный диалог с читателем. Желание писателя взбудоражить мысли соотечественников, заставить их переосмыслить свое отношение к Родине, ее истории. Эпитеты помогают выразить боль, страдание людей русских, а также показать силу и красоту родной земли.
  • Известно, что Солженицын был знатоком истории. Как это проявляется в миниатюрах?
В «Колоколе Углича» описываются события 400-летней давности. В период Смуты Первой, когда был зарезан царевич Павел, пономарь соборной церкви бил набат в колокол Углича. Впоследствии колокол лишили языка и проушины, затем били плетьми, и наконец сослали в Тобольск. Огромную ношу тянули на себе каторжники. В рассказе «Колокольня» описывается затопление города Калязин в советское время. Большевики скупились на построение новой плотины, и старая не выдержала, прорвалась. В итоге город был затоплен на две трети, но осталась от утопленного города высокостройная колокольня. Стоит на полтора яруса в воде и не качнется.
  • Как автор выражает свое отношение к этим событиям? При помощи каких стилистических приемов?
Описывая историю колокола, автор использует старославянизмы: «дабы», «недвижно», «додлевается», «недруги», «предвестили», чтобы читатель проникся веянием времени. Просторечия в рассказе («колымага», «проушина», «заклятая») показывают, что Солженицын уважает историю своего народа, но не власть имущих... Когда писатель говорит о колоколе, он олицетворяет его: «изгнанник», «отбывал срок», «помилован», «страдальный колокол». Мы видим не просто кусок железа, а выстраданную душу всего русского народа. Колокол — это аллегория. Русский народ «лишали языка», «били плетьми», «ссылали». И все же он выстоял, он до сих пор может звенеть: «дивный гул», «красочное многозвучье», «величественно угасая».
В рассказе «Колокольня» тоже присутствует аллегория. Колокольня — это сама Русь. Слова автора тому подтверждение: «Кто хочет увидеть единым взором, в один окоем, нашу недотопленную Россию — не упустите посмотреть на калязинскую колокольню». Эпитеты «высокостройная», «заповедная», «дивная» показывают трогательное отношение рассказчика к своей родине.
Рассказ «Позор» - это беззвучный крик того, кто так сильно любит Родину и так ее стыдится. Этот стыд проявляется в словах: «унизительное чувство», «неотстанное», «не в силах взняться». Так ребенок стыдится своей матери перед другими матерями за ее бедную одежду, хотя знает, что не ее в том вина, а тех, кто вместо помощи рабой ее делает. Слово «Позор» автор употребляет с большой буквы. Это часть истории, считает он, от этого никуда не уйти. С этим нужно смириться и помнить об этом, чтобы никогда не повторить вновь.
  • Каким настроением проникнуты миниатюры?
Основной мотив миниатюр — трагизм, но с оттенком веры в лучшее будущее. «И колокол.. укреплен в почете», «..ведь стоит колокольня. Как наша надежда! Как наша молитва...», «Неужель не прорвут они эту черту обреченности? Прорвут! Еще — в силах».
III. Обобщение.
Рассказы “Крохотки” раскрывают путь к изучению истории русского народа. Солженицын — писатель, не побоявшийся раскрыть правду советского времени. Он надеялся на силу слова, художественного изображения, а может, и русского сознания вообще. Вера в возрождение России звучит повсеместно в его рассказах. Несмотря на то, что здесь Солженицын пережил столько мучений, испытал все муки и тяготы лагерной жизни, он был рад вернуться на Родину.«Только вернувшись в Россию, я оказался способен снова их писать, там — не мог...», писал автор о «Крохотках». В Советском Союзе его лишили гражданства, правительство Российской Федерации исправило эту чудовищную ошибку. В 1994 году Солженицын вернулся домой...
IV. Домашнее задание.
Сочинение на одну из тем (по выбору учащихся):
1. Образ России в миниатюрах Солженицына
2. Нравственные уроки Солженицына.
3. Патриотическое звучание миниатюры «Позор»

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн