Цель урока: познакомить с основными особенностями процессов, в которых осуществляется изменение агрегатных состояний вещества.
Задачи урока. Образовательные: повторить понятия кипения, конденсации, плавления, кристаллизации, вспомнить физический смысл величин: количество теплоты, температура кипения, температура плавления, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования.
Развития мышления: продолжить формировать умения понимать графики физических явлений, пользоваться таблицами, находить причинно-следственные связи, выделять главное, классифицировать физические понятия.
Воспитательные: продолжить формировать умения самостоятельно решать задачи, показать значение физических явлений в природе, быту, технике.
Ход урока.
1. Выявление и актуализация имеющихся знаний.
Форма – физический аукцион. Количество теплоты, термометры ртутный и спиртовой. Необходимо вспомнить: единицу измерения, определение, основные формулы, закон сохранения энергии, в каких процессах энергия выделяется, а в каких – поглощается, для чего нужны термометры, где они используются, на каком явлении основан их принцип действия, где можно использовать ртутные термометры, а где спиртовые.
2. Выяснение значения изучения процессов, в которых происходят изменения агрегатных состояний вещества.
Вопрос: как образуется снег? Какие при этом происходят процессы?
Зачем нужно решать задачи?
Записать тему урока на доске.
3. Работа по чтению графиков.
1.Для какого вещества построен график? Назовите процессы АВ, ВС, СД, ДЕ, ЕF. Какими формулами описывается каждый процесс? В каких процессах увеличивается температура вещества, скорость движения его молекул, внутренняя энергия? В каких процессах температура, скорость движения молекул и внутренняя энергия уменьшаются?
4.
Работа с таблицами.
2. Какие металлы можно расплавить в медном тигле?
3. С помощью явления плавления можно защитить аппарат, работающий в высокотемпературной среде, от перегрева. Предположим, что корпус аппарата покрыт слоем олова. Выше какой температуры не поднимется температура аппарата и до каких пор она будет поддерживаться? А какой металл выбрали бы вы для защиты от перегрева?
4. Свинцовый и алюминиевый бруски массами по 1 кг взяты при температуре плавления. Какому из этих тел надо сообщить большее количество теплоты для обращения в жидкое состояние?
5. Как вы думаете, какого данного не хватает, чтобы дать исчерпывающий ответ на вопрос: сколько энергии нужно затратить, чтобы расплавить полностью 1 кг льда?
6. Самая большая планета солнечной системы Юпитер ближе всех планет-гигантов находится к нам и к Солнцу. Научные исследования показывают, что в атмосфере планеты есть водород, гелий, аммиак. Измерения температуры надоблачных слоев методами астрофизики дали около – 145 ?С. В каком состоянии находятся данные газы в атмосфере Юпитера?
5
. Решение качественных задач.
7. Ранняя весна – замечательное время! Припекает солнышко – загорать можно! А температура воздуха около 0 ?С. И так будет, пока… Что пока?
Осенью иногда рано выпадает снег и держится мороз -1?С или -2?С. Но когда наступает потепление растения оказываются живыми. Как им это удается?
6 Физкультминутка.
Сказка-загадка.
В некотором царстве жил-был царь. И было у него три дочери-красавицы. Всех сватавшихся царь-отец заставлял выполнять три сложных-пресложных задания. Однажды принц-красавец выполнил все три царских задания. Пока он выполнял задания все к царевнам, присматривался, и полюбилась ему не старшая, а самая младшая. Но как сказать об этом царю, не обидев его и старших царевен?
Подумав, обратился он к царю с такими словами: «Нагадала мне цыганка, что если понравится ему сразу несколько девушек, то надо выбрать ту, у которой быстрее закипит вода в кастрюле».
Удивился царь-отец этим словам, но велел растопить жарко-жарко печь, принести три одинаковые кастрюли, наполнить равными количествами воды и накрыть одинаковыми крышками. Предложил дочерям выбрать по кастрюле и следить, когда в ней закипит вода. Как вы думаете, у какой царевны вода закипит раньше? Почему?
8. Хозяйка варит картошку, вода в кастрюле кипит. Чтобы ускорить варку хозяйка увеличила подачу газа. Быстрее ли сварится картошка? Что вы посоветуете хозяйке?
9. Почему можно защитить растения от заморозков, разбрызгивая вблизи от них воду?
10. По недосмотру хозяйки из чайника выкипело 0,5 кг воды. Какое количество теплоты оказалось излишне затраченным? Как можно бороться с такими потерями энергии?
11. В полярных условиях пресную воду получают из снега. Какое количество теплоты необходимо сообщить 5 кг снега, взятого при 0 ?С, обратить в воду при 100 ?С?
12. В радиаторе парового отопления сконденсировалось 5 кг пара при температуре 100 ?С. Вода вышла из радиатора при температуре 80 ?С. Какое количество энергии получила комната?
7. Подведение итогов урока.
Обобщение знаний о плавлении, отвердевании, кипении, конденсации с помощью обобщающих планов. Выставление отметок.
8. Домашнее задание.
Проверьте экспериментально, что быстрее охладит воду: лед при температуре 0?С или такая же масса воды при температуре 0?С
1.Для какого вещества построен график? Назовите процессы АВ, ВС, СД, ДЕ, ЕF. Какими формулами описывается каждый процесс? В каких процессах увеличивается температура вещества, скорость движения его молекул, внутренняя энергия? В каких процессах температура, скорость движения молекул и внутренняя энергия уменьшаются?
2. Какие металлы можно расплавить в медном тигле?
3. С помощью явления плавления можно защитить аппарат, работающий в высокотемпературной среде, от перегрева. Предположим, что корпус аппарата покрыт слоем олова. Выше какой температуры не поднимется температура аппарата и до каких пор она будет поддерживаться? А какой металл выбрали бы вы для защиты от перегрева?
4. Свинцовый и алюминиевый бруски массами по 1 кг взяты при температуре плавления. Какому из этих тел надо сообщить большее количество теплоты для обращения в жидкое состояние?
5. Как вы думаете, какого данного не хватает, чтобы дать исчерпывающий ответ на вопрос: сколько энергии нужно затратить , чтобы расплавить полностью 1 кг льда.
6. Ранняя весна – замечательное время! Припекает солнышко – загорать можно! А температура воздуха около 0 ?С. И так будет, пока… Что пока?
7.Научные исследования показывают, что в атмосфере планеты Юпитер есть водород, азот. Измерения температуры надоблачных слоев методами астрофизики дали около – 145 ?С. В каком состоянии находятся данные газы в атмосфере Юпитера?
8. Хозяйка варит картошку, вода в кастрюле кипит. Чтобы ускорить варку хозяйка увеличила подачу газа. Быстрее ли сварится картошка? Что вы посоветуете хозяйке?
9. Почему можно защитить растения от заморозков, разбрызгивая вблизи от них воду?
10. По недосмотру хозяйки из чайника выкипело 0,5 кг воды. Какое количество теплоты оказалось излишне затраченным? Как можно бороться с такими потерями энергии?
11. В полярных условиях пресную воду получают из снега. Какое количество теплоты необходимо сообщить 5 кг снега, взятого при 0 ?С, обратить в воду при 100 ?С?
12. В радиаторе парового отопления сконденсировалось 5 кг пара при температуре 100 ?С. Вода вышла из радиатора при температуре 80 ?С. Какое количество энергии получила комната?