Сегодня на уроке мы повторим все, что знаем о предложении: как определить знаки препинания, дать характеристику предложения, вспомним некоторые изученные орфограммы.
2.Чистописание
У каждого на столе карточка с прописанными элементами. Обратите внимание на соединение букв. Напишите строчку выделенных соединений.
У вас в тетрадях карточки со словами, в которых пропущены буквы. Вставьте их и объясните орфограммы (проверка)
На какую тему все эти слова? На дворе у нас осень, и мы сегодня будем работать с предложениями, рассказывающими нам об осени. Так что слова эти нам могут пригодиться.
4.Слово из словаря
Мы продолжаем знакомиться со словами из словаря, написание которых надо запоминать. Отгадайте ребус, о каком слове пойдет речь?
- Как пишется это слово? (слайд 4)
Обратимся к словарям. Словарь толковый – объясняет значение слова, этимологический – происхождение. (слайд 5)
С какими словами может сочетаться слово «ветер» (какой? что делает?)
Сильный или слабый, приятный, ласковый, порывистый, свежий, холодный, встречный, попутный, северный.
(дует, шумит, свистит, качает, ревет)
Во фразеологическом словареможно найти объяснение целых фраз, емких, красивых и мудрых выражений. Объясните, как вы понимаете эти выражения.
Ветер в голове - несерьезный, легкомысленный человек
Бросать слова на ветер – говорить необдуманно, без пользы, зря
Как ветром сдуло – быстро исчез
С ветерком прокатиться – очень быстро, с большой скоростью
Каким ветром занесло? – непонятно, как и почему здесь оказался
ОБОБЩЕНИЕ по теме «Предложение»
5.Кроссворд(слайд 6)
При изучении темы встретилось много новых слов, разных понятий. Сегодня мы вспомним некоторые их них. Проведем устный терминологический диктант.
Вам нужно отгадать кроссворд. Если все правильно, то получится слово, которое называет один их разделов русского языка, в котором как раз и изучаются все предложения и не только.
1.Главный член предложения, который поясняет подлежащее и отвечает на вопросы что делает? Что будет делать?(сказуемое)
2.Группа слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.(предложение)
3.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет.(дополнение) – Какие вопросы?
4.Знак препинания, который ставится между однородными членами предложения или между частями сложного предложения(запятая)
5.Главный член предложения, который обозначает о ком или о чем говорится в предложении.(подлежащее)
6.С помощью какого знака препинания на письме выделяется прямая речь?(кавычки)
7.второстепенный член предложения, который обозначает место, время и образ действия(обстоятельство) Какие вопросы?
8.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?(определение)
9.Два слова, связанные между собой по смыслу. Одно из которых – главное, а другое – зависимое.(словосочетание)
- Как называется раздел науки о языке? (слайд 7)
- Вспомните план характеристики предложения.
6. Разбор предложения(слайд 8)
Запишите предложение, подчеркните члены предложения. Дайте характеристику.
- Только ли определения могут быть однородными?
- Какие знаки препинания ставятся при однородных членах предложения?
7. Устный анализ предложений
Сколько и какие однородные члены предложения вы слышите? (учитель читает предложение, дети определяют количество однородных членов и называют их)
1.Дождь стучал по крышам, срывал листья в саду, врезался в стены холодными вихрями. (3: однородные сказуемые)
2.Синичку можно увидеть в саду, в парке, на дереве, во дворе, на лесной опушке.
3.Света купила зеленые, красные, синие и желтые шары.
4.Плачет октябрь холодными слезами.
5.В корзине лежали волнушки, подберезовики, подосиновики и лисички.
8. Сложное предложение(слайд 9)
- Чем отличается сложное предложение от простого?
- Являются ли предложения сложными? Докажите.
(устно дети определяют основу предложения и называют знаки препинания)
9. Пауза для глаз (слайд 10)
10. Прямая речь. (слайд 11)
- Какие еще знаем предложения?
- Что такое прямая речь? Из каких двух частей состоят предложения?
- Правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью.
11.Составление предложений по схемам (устно)(слайд 12)
12.«Ловушки» Найти ошибки в предложении (устно)(слайд 13)
13.Запишите предложение и составьте схему(слайды 14, 15, 16)
(дети составляют схему у доски; у каждого отдельная частица схемы: знаки (кавычки, точка, запятая, тире, восклицательный и вопросительный) и прямоугольники, означающие слова автора или прямую речь)
Первое предложение – 6 человек, 2 и 3 предложения – по 7 человек
14.Итоги урока(слайд 17)
Соедините стрелками схему с соответствующим предложением и объясните свой
На: Урок русского языка в 4 классе
С уважением, Антонина Александровна