Вы не зарегистрированы

Авторизация



Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека

Фото пользователя Екатерина Александровна Прохоркина
Submitted by Екатерина Александровна Прохоркина on вс, 28/03/2010 - 20:50
Данные об авторе
Автор(ы): 
Прохоркина Е. А.
Место работы, должность: 
МОУ Старохмелевская СОШ, Мичуринский район. Учитель ОБЖ
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
основное общее образование
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Основы безопасности жизнедеятельности
Предмет(ы): 
Экология
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
конспект урока (занятия)
Краткое описание ресурса: 
конспект урока для 9 класса

Тема урока: « Нарушение экологического равновесия в местах проживания и его влияние на здоровье человека».

Цель урока: сформировать целое представление об экологическом равновесии, основанном на взаимосвязях живой и неживой природы.

Задачи урока:
 рассмотреть вопросы загрязнения атмосферы, почв, природных вод;
 знать правила поведения при нарушении экологического равновесия в местах проживания людей;
 уметь использовать в работе полученные знания и делать выводы;
 развивать чувство причастности к решению экологических проблем, чувство ответственности гражданина за судьбу своей малой и большой Родины.

Оборудование урока: учебники, тетради, карточки, мультимедийный проектор.

Ход урока:
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Сегодня на уроке мы будем решать с вами серьёзные проблемы.

2. Сообщение темы и целей урока
Тот, кто не делает добро,
когда имеет возможность делать его, будет страдать сам.

- Сегодня на уроке нам предстоит найти ответ на вопрос: «Экологическое равновесие – это важно или нет?».
- Мы узнаем, в чём конкретно проявляется природное равновесие и обобщим наши знания, какое влияние оказывает человек на природу.

3. Повторение пройденного материала
- Давайте с вами вспомним, что изучает наука экология? (связь между живыми существами и окружающей средой).
 Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой.
 Экология – наука о среде обитания.

- А что такое экосистема?
Экосистема – это совокупность совместно обитающих разных видов организмов и условий их существования, находящихся в закономерной связи друг с другом.
 Экологическая катастрофа - это быстро происходящая цепь событий, приводящих к трудно обратимым или необратимым процессам в окружающей природной среде, делающих невозможным ведение хозяйства любого типа, определяющих опасность тяжёлых заболеваний, или даже смерть людей

- Я раздала вам на парты листы с кроссвордом. Заполните кроссворд а затем мы его проверим.

 1. Весь мир, в котором мы живем? (Природа)
 2. Как на земле называется существо, обладающее сознанием и разумом? (Человек) .  
 3. Как называют природу, включающую в себя солнце, воздух, воду, камни? (Неживая)
4. Какие живые организмы способны, поглощая углекислый газ, вырабатывать кислород? (Растения)
5. Как одним словом можно назвать насекомых, зверей, птиц, змей и лягушек? (Животные)
6. Как называют природу, объединяющую растения, грибы, животных и человека? (Живая)

- Мы с вами разгадали кроссворд, а теперь подумайте и скажите, как связаны между собой человек и природа?
- Всё в природе взаимосвязано – животные и растения, растения и человек, человек и животные, живая и неживая природа. Ничто не существует обособлено, все компоненты природы тесно взаимосвязаны между собой, влияют и зависят друг от друга. Поэтому и говорят, что в природе существует «равновесие».

4. Изучение новой темы
- Что же такое равновесие?
- В словаре Ожегова даётся такое определение равновесия.

Равновесие – это устойчивое соотношение между чем либо.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ — в природе, относительная устойчивость видового состава живых организмов, их численности, продуктивности, распределения в пространстве, а также сезонных изменений, биотического круговорота веществ и др. биол. процессов в любых природных сообществах.…

- Мы с вами узнали, что в природе существует экологическое равновесие. Но почему, же в настоящее время так много и так часто говорят о том, что природное равновесие нарушается? Кто стал виновником этого?

- Приведите примеры нарушения человеком экологического равновесия.  

Например: уничтожение хищных птиц приведет к тому, что увеличится количество грызунов. А если увеличится численность грызунов, то пострадают растения. Истребление хищников из числа птиц приведет к увеличению численности насекомоядных птиц.

- Но есть и другие причины, которые ведут к нарушению природного равновесия (загрязнения, деятельность человека, вырубка лесов, осушение водоёмов).
 
- Давайте с вами решим такую задачку.

Экологическая задача.
Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо на одного человека. В городе из-за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько деревьев должно быть, чтобы обеспечить город кислородом в 900 000 человек?

- Есть у русского народа пословица «Как аукнется, так и откликнется».

- Это очень подходит к нашему сегодняшнему уроку. Если по вине людей нарушается экологическое равновесие, это оборачивается против самих людей. Ведь природа и люди неразрывно связаны между собой.

- А сейчас мы с вами рассмотрим, к чему могут привести загрязнение биосферы, воды, почв, атмосферы и как это влияет на экологическое равновесие.

- И первое что мы с вами рассмотрим – это биосфера и человек.

- Что такое биосфера?
 Биосфера (от греч. bios — жизнь и сфера), область активной жизни, охватывающая нижнюю часть атмосферы, гидросферу и верхнюю часть литосферы. В биосфере живые организмы (живое вещество) и среда их обитания органически связаны и взаимодействуют друг с другом, образуя целостную динамическую систему.

Далее слайд «загрязнение биосферы. Виды загрязнений».
 Ингредиентное загрязнение (поступление в биосферу чуждых ей элементов: газообразные, жидкие, твёрдые)
 Энергетическое загрязнение (шумовое, тепловое, световое, радиационное, электромагнитное)
 Деструкционное загрязнение (вырубка лесов, эрозия почв, осушение земель, урбанизация и другое)
 Биоценотическое загрязнение – воздействие на состав, структуру популяций живых организмов

- Какое влияние оказывает человек на биосферу?
- Загрязнение биосферы может привести к необратимым последствиям и такому даже страшному явлению для человека и для всего живого – это мутагенезу, в результате чего могут рождаться уроды и у животных и у людей.

Мутагенез (от мутации и ...генез), процесс возникновения в организме наследственных изменений — мутаций.


- А что такое атмосфера?
- К чему может привести загрязнение атмосферы? (изменение климата, негативное влияние на здоровье человека, различные злокачественные новообразования, «парниковый эффект», разрушение озонового слоя).

- Следующий вопрос который мы с вами рассмотрим – это загрязнения почв.
- Что такое почва?
Почва - верхний слой литосферы, обладающий особым свойством — плодородием. Она является результатом преобразования поверхностных слоев литосферы совместным воздействием воды, воздуха и организмов.  

- Какие источники загрязнения почв вы знаете?
 В результате неразумной хозяйственной деятельности человека уничтожается плодородный слой почвы, она загрязняется и изменяется ее состав.
 Из-за ветровой и водной эрозии, засоления и других подобных причин в мире ежегодно теряется 5-7 млн. га пашен. Только ускоренная эрозия почв за последнее столетие на планете повлекла за собой потерю 2 млрд. га плодородных земель

 Кроме промышленности и сельского хозяйства, источниками загрязнения почвы являются:
 жилые дома
 бытовые предприятия
 бытовой мусор
 пищевые отходы
 фекалии
 строительный мусор
 пришедшие в негодность предметы домашнего обихода
 мусор, выбрасываемый общественными учреждениями: больницами, школами, магазинами.

- Как эти загрязнения могут сказаться на человеке?
- Загрязнение почв ведёт к таким последствиям, как уничтожение больших гектаров плодородной земли, изменение её состава, а радиоактивные изотопы могут попасть в ткани живых организмов, в результате чего происходит развитие различных болезней.

- И последний вопрос который мы с вами рассмотрим – это загрязнение природных вод.
- Какую роль играет вода в жизни человека?

 Известно:
 вода – самое распространенное неорганическое соединение на Земле. Вода является основой всех жизненных процессов, источником кислорода в главном энергетическом процессе на Земле – фотосинтезе.
 Состоят из воды:
  -растения на 90%
  -животные на 75%.
 Потеря живыми организмами 10 – 20% воды приводит к их гибели.  

- К чему может привести загрязнение вод?
- Какие меры предпринимают по охране вод?

 Сбережение и более эффективное использование;
 Очистка сточных вод;
 Создание водоохранных зон, прилегающих к акваторию;
 Посадка в прибрежной полосе рек древесно – кустарниковой растительности;
 Применение технологических процессов, водооборотных циклов;
 Разработка новых производственных процессов и оборудования, обеспечивающих максимальную утилизацию и обеззараживание промышленных отходов.  

5. Закрепление нового материла и подведение итогов урока

- Давайте же вспомним, что такое экологическое равновесие?
- К каким проблемам может привести нарушение экологического равновесия?
- Как можно предотвратить процесс нарушения экологического равновесия?
- И давайте с вами ответим на главный вопрос, который мы поставили в начале урока.
- Экологическое равновесие – это важно или нет?

6. Домашнее задание и выставление оценок

Д/З: найти статьи в газетах или интернете о нарушении экологического равновесия и на основе этого материла сделать листовку с призывом сохранения окружающей среды.


 

Прикрепленный файлSize
Нарушение экологического равновесия.ppt3.95 MB
словарь экологических терминов.doc38 KB
загрязнение природных вод.doc270.5 KB
загрязнение почв.doc1.96 MB

»  Tags for document: