Рассмотренный нами пример колебательного движения тела, скрепленного с пружиной, показывает, то такое движение происходит, если: 1) сила, действующая на тело в любой точке траектории,направлена к положению равновесия, а в самой точке равновесия равнанулю; 2) сила пропорциональна отклонению тела от положенияравновесия.Именно такой силой является сила упругости.Значит ли это,что возможны гармонические колебания только под действием силыупругости? Нет. Всякая другая сила, удовлетворяющая условиям 1) и 2),заставляет тело совершать гармонические колебания. С одной такойколебательной системой, в которой действует не только сила упругости, мы и познакомимся.
Математическим маятникомназывается подвешенный к тонкой нитигруз, размеры которого много меньше длины нити, а его масса многобольше массы нити. Это значит, что тело и нить должны быть такими, чтобы груз можно было считать материальной точкой, а нить невесомой.
1.Рассчитайте период колебаний маятника, если известно, что за 30 с он совершает 24 колебания.
2.Выяснить, от чего зависит период колебаний тела, движущегося вблизи положения устойчивого равновесия.
Первым поставил и решил этот вопрос Г.Галилей. (Класс делится на 4группы, и каждая группа получает карточки с заданиями).
Задание для 1 группы.
Вы работаете самостоятельно с учебником п.56 стр. 153-155. Нужновнимательно прочитать текст и ответить на вопросы:1.Какая сила вызывает колебания маятника и чему она равна (см. стр. 154,рис.157).
2.В чем заключается сходство движений математического и пружинного маятников (см. стр.155)?
3.Как вывести формулу периода колебания математического маятника?
4.Каким образом доказать изменение периода колебания маятника, если уменьшить (увеличить) длину маятника в 4 раза?
Задание для 2 группы.
Выясните опытным путем, зависит ли период колебаний математического маятника от его массы.
Оборудование:штатив с муфтой, нить, секундомер, набор гирь массой100,50,20 г.
Карточка-задание.Не меняя длину маятника, определите периоды колебаний маятника, когда его масса равна 100, 50,20 г. Данные опыта запишите в табл. 1.
Задание для 3 группы.
Выясните, зависит ли период колебания маятника от амплитуды
колебаний.Оборудование:штатив с муфтой, маятник произвольной длины, транспортир, секундомер.
Карточка-задание:подвесьте стальной шарик на нити произвольной
длины, отклоните этот маятник от положения равновесия на 10 и измерьте
время 20 колебаний; рассчитайте период колебания. Аналогичные
измерения выполнить при отклонении нити на 200, 300.Pезультаты занести в табл. 2.
Задание для 4 группы.
Выяснить, зависит ли период колебаний математического маятника от его длины.
Оборудование:штатив с муфтой, маятник произвольной длины, линейка, секундомер.
Карточка-задание'.измерьте время 20 колебаний маятника длиной1 м,вычислите период колебаний; уменьшите длину маятника в 4 раза и определите период колебаний; уменьшите длину маятника в 9 раз иповторите эксперимент; результаты измерений и вычислений занесите в табл. 3.
Отчет групп о проделанной работе.
Первой отвечает группа 2: один из ее членов рассказывает о проведенномопыте и его итогах; второй записывает результаты на доске; третий формулирует вывод: период колебаний математического маятника отего массы не зависит.
Аналогично отчитываются группы 3 и 4.Их выводы: период колебанийматематического маятника от амплитуды колебаний не зависит, но зависит от его длины: с увеличением длины возрастает период. Далее слово предоставляется учащимся 1 группы. Первый ученик, используя табличные данные, сравнивает отношения l1 / l2 и T12 /T22 и доказывает Т~√l, второй выводит на доске формулу Т=2π √ l/g ;третий, пользуясь последней формулой, предсказывает, как должен измениться период, если длина маятника уменьшится в 4 раза; в 9 раз; затем онсравнивает теоретический прогноз и данные опыта 4 группы. Четвертый ученик поясняет, как возникает сила, вызывающая колебания маятника.
Закрепление.
1 .Какой из двух маятников разной длины колеблется с большей частотой? Почему?
2.Два шарика одинакового размера, один стальной, другой - деревянный;
подвешены они на нитях равной длины. Одинаковы ли периоды колебаний