Официальный сайт pharma-24 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



математический маятник

Данные об авторе
Автор(ы): 
курганская н.н.
Место работы, должность: 
МОУ "Караульская сош" учитель физики и математики
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Физика
Цель урока: 
1. Ввести понятие о математическом маятнике. Выяснить, какая сила вызывает колебания маятника. 2. Вывести формулу периода колебания математического маятника. 3. экспериментально определить период колебаний и выяснить от чего он зависит.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учеников в классе: 
16
Используемые учебники и учебные пособия: 

А.В. Перышкин "Физика 9кл."

Используемая методическая литература: 

"Методика преподавания физики" под ред. А.В. Усовой;

"Экспериментальные задания по физике 9-11 классы" авт. О.Ф. Кабардин.

Используемое оборудование: 

карточки-задания, штатив с муфтой, нить, секундомер, набор гирь, транспортир, стальной шарик, линейка.

Краткое описание: 
При изучении математического маятника в 9 классе, класс делится на 4 группы. Каждая группа получает задание экспериментально выяснить, зависит ли период колебаний математического маятника от его массы, от амплитуды колебаний, от его длины.

Беседа с классом.

Рассмотренный нами пример колебательного движения тела, скрепленного с пружиной, показывает, то такое движение происходит, если: 1) сила, действующая на тело в любой точке траектории, направлена к положению равновесия, а в самой точке равновесия равна нулю; 2) сила пропорциональна отклонению тела от положения равновесия.Именно такой силой является сила упругости.Значит ли это, что возможны гармонические колебания только под действием силы упругости? Нет. Всякая другая сила, удовлетворяющая условиям 1) и 2), заставляет тело совершать гармонические колебания. С одной такой колебательной системой, в которой действует не только сила упругости, мы и познакомимся.

Математическим маятником называется подвешенный к тонкой нити груз, размеры которого много меньше длины нити, а его масса много больше массы нити. Это значит, что тело и нить должны быть такими, чтобы груз можно было считать материальной точкой, а нить невесомой.

1.  Рассчитайте период колебаний маятника, если известно, что за 30 с он совершает 24 колебания.

2.             Выяснить, от чего зависит период колебаний тела, движущегося вблизи положения устойчивого равновесия.

Первым поставил и решил этот вопрос Г.Галилей. (Класс делится на 4 группы, и каждая группа получает карточки с заданиями).

Задание для 1 группы.

Вы работаете самостоятельно с учебником п.56 стр. 153-155. Нужно внимательно прочитать текст и ответить на вопросы: 1.Какая сила вызывает колебания маятника и чему она равна (см. стр. 154,рис.157).

2.В чем заключается сходство движений математического и пружинного маятников (см. стр.155)?

3.             Как вывести формулу периода колебания математического маятника?

4.             Каким образом доказать изменение периода колебания маятника, если уменьшить (увеличить) длину маятника в 4 раза?

Задание для 2 группы.

Выясните опытным путем, зависит ли период колебаний математического маятника от его массы.

Оборудование: штатив с муфтой, нить, секундомер, набор гирь массой 100,50,20 г.

Карточка-задание. Не меняя длину маятника, определите периоды
колебаний маятника, когда его масса равна 100, 50,
20 г. Данные опыта
запишите в табл. 1.

 

Задание для 3 группы.

Выясните, зависит ли период колебания маятника от амплитуды

колебаний.  Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, транспортир, секундомер.

Карточка-задание: подвесьте стальной шарик на нити произвольной

длины, отклоните этот маятник от положения равновесия на 10 и измерьте

время 20 колебаний; рассчитайте период колебания. Аналогичные

измерения выполнить при отклонении нити на 200, 300. Pезультаты занести в табл. 2.

 

Задание для 4 группы.

Выяснить, зависит ли период колебаний математического маятника от его длины.

Оборудование: штатив с муфтой, маятник произвольной длины, линейка, секундомер.

Карточка-задание'. измерьте время 20 колебаний маятника длиной 1 м, вычислите период колебаний; уменьшите длину маятника в 4 раза и определите период колебаний; уменьшите длину маятника в 9 раз и повторите эксперимент; результаты измерений и вычислений занесите в табл. 3.

Отчет групп о проделанной работе.

Первой отвечает группа 2: один из ее членов рассказывает о проведенном опыте и его итогах; второй записывает результаты на доске; третий формулирует вывод: период колебаний математического маятника от его массы не зависит.

Аналогично отчитываются группы 3 и 4.Их выводы: период колебаний математического маятника от амплитуды колебаний не зависит, но зависит от его длины: с увеличением длины возрастает период. Далее слово предоставляется учащимся 1 группы. Первый ученик, используя табличные данные, сравнивает отношения l 1 / l 2 и T 12 /T 2 2 и доказывает Т~√l, второй выводит на доске формулу Т=2π √ l/g  ;третий, пользуясь последней формулой, предсказывает, как должен измениться период, если длина маятника уменьшится в 4 раза; в 9 раз; затем он сравнивает теоретический прогноз и данные опыта 4 группы. Четвертый ученик поясняет, как возникает сила, вызывающая колебания маятника.

Закрепление.

1 .Какой из двух маятников разной длины колеблется с большей частотой? Почему?

2.Два шарика одинакового размера, один стальной, другой - деревянный;

подвешены они на нитях равной длины. Одинаковы ли периоды колебаний

этих маятников?

Д/з. п. 56.

Итоги урока.

 

Прикрепленный файл Size
таблицы Word.doc 42.5 KB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн