Слайд 1.
Использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, является необходимым условием достижения нового качества образования. Государственные образовательные стандарты практически по всем учебным предметам предполагают овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно-коммуникативных умений, что означает присутствие соответствующих видов учебной деятельности на занятиях. Согласно новому Базисному Учебному Плану (БУП) информатика в начальной школе должна преподаваться в рамках предмета "Технология" в 3—4-х классах как модуль «Практика работы на компьютере».
Именно поэтому основным выбрано следующее направление экспериментальной работы творческой группы начальных классов: «ИКТ в начальной школе». Руководитель эксперимента: Козлицкая Ирина Владимировна. [Место работы: МОУ СОШ № 10 п. Каменский. Занимаемая должность: учитель начальных классов. Контактный телефон: 8-917-213-29-02. E-mail: .]Экспериментатор-исполнитель: Ульман Вера Трофимовна. [Занимаемая должность: учитель начальных классов МОУ СОШ № 10 п. Каменский. Контактный телефон: 8-917-305-80-98. E-mail: ] Эксперимент начат 29 августа 2008 года, предполагаемый срок завершения – 25 мая 2010 года. Численность учащихся: 22 ученика (3 класс – 12, 4 класс – 10).
Слайд 2.
Цель эксперимента: апробация новых методик и технологий в обучении и воспитании младших школьников.
Задачи:
1) Апробация модуля «Практика работы на компьютере» в курсе «Технология» в младших классах.
2) Разработка рекомендаций по использованию в учебно-воспитательном процессе учебников А.В.Горячева «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер».
3) Создание электронного пакета документов, необходимых учителю начальных классов для организации обучения младших школьников работе на компьютере.
Слайд 3.
Реализация эксперимента осуществляется поэтапно:
1этап: организационно - подготовительный (первое полугодие 2008-2009г)
Его содержание: анализ ситуации, подготовка нормативно-правовой базы, изучение программ начального общего образования, Базисного учебного плана и Федерального перечня учебников, повышение квалификации на курсах и семинарах на базе СарИПКиПРО.
Завершился этап разработкой рабочих программ по Технологии (модуль «Практика работы на компьютере») для учащихся 3 и 4 классов.
Программы модуля «Практика работы на компьютере» рассчитаны на 17 часов в 3 классе и 34 часа в 4 классе. Курс носит сугубо практический характер, поэтому центральное место в программе занимают практические умения и навыки работы на компьютере. Понятия и термины вводятся постольку, поскольку они необходимы для формирования названных умений и навыков, их изучению отводится 15-20 минут урока.
Оставшееся время используется для практических заданий, которые выполняются учеником самостоятельно под контролем учителя. Из этого времени работе на ПК отводится не более 15 минут.
При реализации программ соблюдается оптимальное сочетание традиционных методов обучения младших школьников с новыми информационными технологиями. Используются следующие технологии обучения:
· Информационные, компьютерные (вытекающие из специфики раздела «Практика работы на компьютере»).
· Игровые технологии (организация учебного процесса осуществляется с учётом возрастных особенностей младших школьников и ведущего типа их деятельности).
· Здоровьесберегающие технологии (соблюдение установленных норм и правил организации рабочего места, соблюдение регламентированного времени работы учащихся за компьютером, педагогически целесообразный баланс между традиционными методами преподавания и включением в учебно-воспитательный процесс информационных технологий).
· Проблемно-поисковые технологии (ведущий метод – метод проектов). Изучение каждой темы предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых учащимися с помощью изучаемых технологий. Работая над проектами, в 3 классе ученики издают справочник «Что умеют компьютеры», создают диафильм для малышей «Рукавичка». В 4 классе темы проектов тесно связаны с уроками истории (буклет «Выдающиеся полководцы России»), окружающего мира и технологии (картотека комнатных растений), литературы (проект «Памятник литературному герою»), внеурочной деятельностью (проект «Новогодняя газета», мини-журнал «Молочные реки, кисельные берега …»).
Слайд 4.
Реализация программ предполагает наличие необходимой материально-технической базы: в настоящее время в двух кабинетах начальной школы имеются 3 компьютера, 1 ноутбук Toshiba, 1 принтер-сканер HP, 2 проектора, 1 экран, 1 интерактивная доска Clasus. В кабинете информатики: 8 ПК учащихся и ПК учителя, соединённых в локальную сеть; проектор, интерактивная доска, принтер, сканер, модем.
2 этап: содержательно - деятельностный (январь 2009 – май 2010 г).
Его цель: отработка основных направлений деятельности эксперимента, обеспечивающих его реализацию, куда входят:
1) Апробация и внедрение в учебно-воспитательный процесс УМК А.В. Горячева «Информатика и ИКТ. Мой инструмент компьютер».
2) Организация проектной деятельности в школьной информационной среде.
3) Подготовка к изданию материалов, отражающих результаты проводимых исследований (подробных конспектов уроков, презентаций, электронных и печатных тестов, проектных работ учащихся).
Слайд 5.
4) Для того чтобы учитель начальных классов мог вести уроки информатики в начальной школе, ему нужно овладеть определёнными умениями и навыками работы на компьютере: с текстовым и графическим редактором, программой для создания презентаций и тестов и т.д. Кроме того, обязательным является умение работать в сети Интернет. Поэтому важной составляющей экспериментальной работы является информационно – консультационная деятельность в образовательном учреждении: доклады на заседаниях МО и методсовета, мастер-классы, открытые уроки.
· Доклад на заседании МО учителей начальных классов «Модуль курса «Технология» «Практика работы на компьютере» (2008 год). – Козлицкая И.В.
· Мастер-класс «Анимационные и звуковые эффекты в мультимедийной презентации» (2008 год). – Ульман В.Т.
· Мастер-класс «Создание теста на основе шаблона – презентации в программе MSPowerPoint» (2009 год). – Козлицкая И.В.
· Открытое итоговое мероприятие по информатике в 3 классе «Лучший знаток информатики» (май 2009 года). – Козлицкая И.В.
· Мастер-класс «Работа в сетевом образовательном сообществе» (2009 год). – Козлицкая И.В.
· Открытый урок в 3 классе с использованием интерактивной доски (2010 год). – Ульман В.Т.
Слайд 6.
5) Немаловажными мы считаем и такие мероприятия, какобмен опытом и его распространение через выступления на конференциях и форумах, публикации в сетевых образовательных сообществах «Сеть творческих учителей», «Педсовет», «Открытый класс»:
· Выступление на конференции «Актуальные задачи современной модели образования» (тема «Информатизация процесса обучения как составляющая нового качества школьного образования»).
· Публикация рабочей программы для 3 класса в Сети творческих учителей.
· Публикация рабочих программ для 3 и 4 классов, отдельных разработок уроков и проектных работ в сетевом образовательном сообществе Открытый класс .
· Обсуждение в блоге Открытого класса «Компьютер в начальной школе: урок, кружок или факультатив?»
· Публикация в образовательном сообществе Педсовет материала «Внедрение информационных технологий в образовательный процесс начальной школы».
3 этап: презентационно - контрольный (май 2010 г). Цель: подвести итог и выявить перспективы дальнейшей работы.
После подготовки полного пакета документов планируется отчёт на заседании методического совета о результатах апробации модуля «Практика работы на компьютере» и разработка рекомендаций:
& о сроках и времени изучения модуля,
& о целесообразности использования учебников и пособий,
& о мерах по соблюдению преемственности в изучении «Информатики и ИКТ» между 4 и 5 классами ОУ.
Слайд 7.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
· повышение уровня качества начального образования;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся путем освоения и использования средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
· воспитание ответственного отношения обучающихся к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
· приобретение учащимися опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Критериями оценивания ожидаемых результатов можно считать:
А) уровень подготовки и защиты проектов учащимися по окончании изучения тем;
Б) результаты тестирования;
В) уровень выполнения практических работ; уровень самостоятельности при поиске информации в сети Интернет;
Г) результативность участия школьников, обучающихся по модулю, во Всероссийском игровом конкурсе «КИТ – компьютеры, информатика, технологии» (ученица 3 класса Курбатова Екатерина в 2008 – 2009 учебном году заняла первое место в регионе, сертификат от 3 февраля 2009 года).
Но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что использование компьютерных технологий в учебном процессе начальной школы отвечает его функциональным особенностям и психофизиологическому развитию учащихся. Не случайно уроки ИКТ для учащихся - самые любимые и ожидаемые. Прекрасно иллюстрированные учебники А.В.Горячева дают учителю возможность организовать полноценную учебную деятельность, а ученикам помогают без проблем усвоить новый материал. Кроме этого, практическую работу на компьютере можно рассматривать как общее учебное умение, с успехом применяемое на других уроках.
|