Официальный сайт mkad14 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



интегрированный урок истории и опк

Фото пользователя Ирина Аникина
Submitted by Ирина Аникина on Tue, 30/03/2010 - 12:39

Normal 0 false false false MicrosoftInternetExplorer4 st1\:*{behavior:url(#ieooui) } /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;} table.MsoTableGrid {mso-style-name:"Сетка таблицы"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; border:solid windowtext 1.0pt; mso-border-alt:solid windowtext .5pt; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-border-insideh:.5pt solid windowtext; mso-border-insidev:.5pt solid windowtext; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Times New Roman"; mso-ansi-language:#0400; mso-fareast-language:#0400; mso-bidi-language:#0400;}

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 г.Вольска Саратовской области»

 

 

 

 

 

 

Конспект интегрированного урока

истории и Основ Православной Культуры в 10 классе по теме

«Константин I Великий:

человек – язычник – император – христианин »

 

 

 

 

                                                              учитель истории, обществознания и ОПК     

                                    МОУ СОШ № 6 г.Вольска

                                             Аникина  Ирина Владимировна

 

 

 

 

 

г.Вольск – 2010

Тема урока:  Константин I Великий:

человек – язычник – император – христианин.

 

Цель:  познакомить с биографией  Константина Великого;

             рассмотреть его деятельность как человека, императора, христианина;

             показать значение личности в истории не только отдельно взятого   

             государства, но и всего цивилизационного мира;

             воспитывать чувство уважения к вере православной;

             выяснить,  как повлияла на жизнь государства вера его правителя.

 

Средства  обучения: карта  Византийской империи в 4 – 6 вв.;

                                      репродукции картин (Колизей, казни христиан, портрет

                                     императоров Диоклетиана, Константина, его матери 

                                     Елены), изображения храмовых построек;

                                     лента времени, раздаточный материал.

 

 

                                               Ход занятия

 

  I   Огранизационный момент

 II   Основная часть

       1 Сообщение темы и целей урока

 

Тема нашего урока:

«Константин I Великий: человек - язычник – император - христианин»

 

Цель: рассмотреть, как правление Константина Великого повлияло

            на становление государства.

 

Главный вопрос урока:

Как вера одного человека повлияла на развитие империи и жизнь людей?

      

2 Характеристика изучаемой эпохи

       (показать на линии времени  существование   Римской империи )

      Нас интересует начало IV века н.э, время, когда Римская империя переживала кризис, вызванный с одной стороны, внутренними противоречиями,  изменение социально – политической ситуации, создание большого бюрократического аппарата, увеличение численности служилой знати, отстранение сената от прямого управления страной, сосредоточением всей полноты власти в руках императора, увеличение количества рабов и увеличение количества безземельных крестьян, гонения христиан.

 С другой стороны, внешними противоречиями, нападения на империю с разных сторон варварских племён.

 IV-е столетие было для империи и Церкви Христовой переломным периодом, когда прежний римский культ низводился со степени государственной религии в разряд заурядного вероисповедания.

       

 3. Воспитание в семье

   На уроках мы часто обращаемся  к роли личности, которая способна своими  словами, поступками изменить ход истории не только своей страны, но и других государств.

 

- Какие ассоциации у вас возникают при слове ИМПЕРАТОР?

Ответы учащихся

Наводящие вопросы:  Какие функции исполняет? О ком должен заботиться?

Вывод: Как правитель страны, должен заботиться о народе, о государстве, о  его благосостоянии и т.д.

 На развитие личности человека огромную роль оказывает семья.

  Биография Константина (отец, его отношение к людям, христианам) –

 работа с дидактическим материалом:   приложение № 1

 

-Найдите в тексте отрывок, который  показывает отношение Констанция Хлора к  религии.

-Какой поступок характеризует его как сторонника христиан? Почему?

-Что можем сказать о влиянии матери в воспитании сына?

 

4 Влияние императора Диоклетиана  на становление Константина

 

 -Почему Константин воспитывался при дворе Диоклетиана? Читаем 1 предложение

 -Что видел юноша  в придворной жизни в столице в эти годы?   

Читаем  текст  дальше

 

Из текста видно, что не все было потеряно; читаем следующее предложение

 

-Каким было влияние Диоклетиана на формирование личности юноши?

 

  Годы, проведенные при императоре Диоклетиане не прошли даром: Константин вырос в талантливого военачальника;

При дворе  за 10 лет пребывания у старшего императора многое видел…

Работа с репродукциями: гладиаторские бои, гонения на христиан--------

 

Слова писателя – современника: « Если бы у меня была сотня уст и железный язык, то и тогда не мог бы исчислить всех мучений, какие терпели верующие»

 

-Какие чувства могли вызывать подобные сцены жизни у Константина?

 

Что заставило Константина обратить свой взор  в сторону христиан?

Подтвердите это словами из текста

 

Вывод:  Складывается мировоззрение нового человека  (толерантное отношение к взглядам других переходит в стойкую неприязнь к языческим богам, порядкам).  Не мог смотреть на мучения людей.

 

- Почему же императоры (Нерон, Диоклетиан, Галерий, Лициний), начиная с 1  до начала IV века периодически устраивали гонения на христиан?

- Чем они не угодили властям?  Ответы учащихся

 

ВЫВОД:  Силе и свирепости гонения соответствовала и ревность христиан к вере. В сознании своей невинности «целыми тысячами» шли они на смерть. Всего погибло 4 млн.человек. Константин говорит о «уроках» Диоклетиана: «Это пребывание  навсегда поселило отвращение к казням христиан. Я отчуждился от бывших доселе правителей, потому что видел дикость их нравов». Он пришел к мысли, что гнать христиан дело бессмысленное, ни к чему, кроме вреда, не ведущее.  Впоследствии Константин Великий изумленно восклицал: «Какая ему (Диоклетиану) была польза вступать в войну с нашим Богом, т.е. христианским».

5 Физминутка

 

6 Деятельность Константина: 

1 талантливый военачальник

2 провозглашен императором  войском после смерти своего отца в 306 г.

3 перед сражением с Максенцием произошло  чудо ( на небе огненный крест с надписью «Сим победиши», сон- явление Христа-------  победа над Римским императором Максенцием -------   в знак благодарности от избавления от тирана воздвигнут римлянами монумент .

4 Константин попросил изобразить  на этом монументе крест в руке, как символ помощи свыше.

5 Миланский указ 313 г. – документ о терпимости к христианству.

6 Никейский собор 325 г. ------I Вселенский собор  -----принят СИМВОЛ ВЕРЫ – краткое изложение сути христианства.

7 Строительство новой столицы. Если Рим – 1-я столица государства  есть столица сенаторов, то Новый Рим – Константинополь – столица императора (326 – 330 гг); Рим-столица язычества, Константинополь-столица христианская.

8 Дал сыновьям христианское воспитание

9 Провел денежную реформу, убрав с монет изображения языческих символов, заменив их христианской монограммой.

10 Строительство христианских храмов (  Св.Апостолов, часовню над могилой Петра и др).

11 Восстанавливал храмы в Святой земле, матери дал задание найти Крест Господень.

12 Крещение принял, находясь на смертном одре.

 

 Как   деятельность Константина Великого оценила история и христианская церковь?

 

III  Закрепление

Еще при жизни Константина называли Великим, а Церковь Христова причислила его и мать к лику святых как Равноапостольных.

-Кого  в истории называют Великим? За какие заслуги?

 

-Почему же Константина Великого  и царицу Елену  именуют Равноапостольными? С кем  сравнивают?

-Кто такие Апостолы? Сколько их было? Почему   Константин называл себя  13 –м Апостолом ? (оценивал свою  земную миссию как миссию 13-го Апостола)

 

 -Кого из Равноапостольных вы можете назвать? (царица Тамара, княгиня Ольга, князь Владимир)

 

IV Итог

 

После знакомства  с деятельностью  данного правителя  охарактеризуйте его  как человека, императора, христианина

 

- Какие изменения произошли в нем в связи с верой в Единого Бога?

 

Император Константин I Великий

 

    Слово

человек

император

христианин

 Какой?

Слабый, сильный

Единовластный, толерантный.

 Как и отец лояльный и уважительный к христианам

О ком заботится

О семье, о ближнем

О государстве, о гражданах

О распространении веры христовой, о ближнем

Какие функции исполняет

Воспитание детей,

забота о ближнем

Управляет страной. издает указы, строит столицу, занимается политикой.

Соблюдает заповеди, посты, Созывает соборы, строит храмы, ищет святыни, вкладывает большие средства для восстановления разрушенного в годы гонений, спасает свою душу,

Изменения, произошедшие в нём

Стал чище, честнее по отношению к себе

Прекратил гонения, установил толерантное отношение к христианам, отменил позорную смерть на кресте, сделал воскресенье выходным

Богобоязлив, несёт христианскую веру детям, народу, принимает активное участие в составлении догмата, принял крещение, считал себя 13 апостолом

 

 

 

 

 

- Как вера одного человека повлияла на развитие империи и  жизнь людей?

ВЫВОД учителя:

    На примере конкретной личности увидели положительное влияние христианской веры на человека  и  императора, который  предвосхитил время, создав христианское государство. Изменил мировоззрение людей, заложил основы христианской  культуры, её влияние на различные народы.

 Человек как творение Бога имеет свободу выбора, он может выступать, с одной стороны, как создатель, а с другой, как разрушитель.

- Кто в нашем случае является создателем? Почему? Как мы относимся к данной личности?  (КОНСТАНТИН)

- Кто является разрушителем? Как  к этому человеку относимся? Почему? (ДИОКЛЕТИАН)

 Вывод: Одни идут в сторону созидания – добра, другие в сторону разрушения – зла.

   По словам историка Гиббона, влияние этого императора (Константина) как на свое, так и на последующее время было огромно и многогранно. Он начал проводить новую политику, построил новую столицу и поддержал новую религию. Он вновь поднял величие римского имени и внушил страх соседям. Современники называли его восстановителем государства, а многие даже считали, что он, вслед за Ромулом, основал его во второй раз (Гиббон: 18).

   

 Вся власть от Бога и каждый должен выполнять свои обязанности, ориентируясь на заповеди Божьи.

 

Следующее ваше задание  в листах– составить синквэйн

 

V.Дом.задание: параграф 10, ответить на вопрос:

    Как деятельность императора Константина повлияла  на историю Древней  Руси?

                                            

 

 

 Приложение № 1

 

 

     Отец Константина, Констанций Хлор, цезарь в Западной половине империи, будучи по наружности — официально — идолопоклонником, в душе далек был от языческого суеверия; внутренне он отрекся от служения многим ложным богам и признавал Единого истинного Бога; Ему одному поклонялся он и весь дом свой, вместе с детьми и домашними, посвящал одному Царю-Богу. Насколько Констанций далек был от суеверного служения идолам, об этом свидетельствует следующий замечательный случай из его жизни. Констанций, отказавшийся от служения идолам жертвами и курением, пожелал однажды испытать истинные расположения своих царедворцев; он сделал вид, что хочет исполнять суеверные языческие обряды, и сказал своим придворным:

     — Кто хочет пользоваться моим расположением и любовью и оставаться при почестях, тот должен приносить жертвы идолам, а кто отказывается от этого, тот пусть удалится с глаз моих и не рассчитывает впредь на мое благоволение, ибо я не могу оставаться в общении с неединоверными.

     Приняв за истину слова цезаря, придворные тотчас же разделились на две партии: одни, люди лицемерные, без действительных религиозных убеждений, с гибкою совестью, могущею склоняться направо и налево, сейчас же изъявили согласие на предложение царя, хотя до этого времени по низменным расчетам и следовали его благому примеру в отрицании идолослужения; другие же, которые от искреннего сердца пренебрегли языческим суеверием и теперь остались верными своим убеждениям, как истинные рабы Христовы, отказываясь от земных и тленных почестей, начали выходить из состава царской свиты. Видя это, Констанций возвратил оставлявших царский дворец, истинных христиан, и сказал им:

     — Так как вас вижу я верно служащими своему Богу, то вас я хочу иметь и своими слугами, друзьями и советниками, ибо надеюсь, что вы верны будете и мне также, как верны своему Богу.

     Обращаясь же к тем, которые склонялись к отлучению от христианства и поклонению идолам, царь сказал:

     — Вас я не могу терпеть при своем дворе: если вы не соблюдаете верности своему Богу, то как будете верны мне!

     Итак пристыдив их, он удалил этих лицемеров от своего лица; а верных рабов Божиих приблизил к себе и сделал их начальниками в своей области. И таким образом в то время, когда во всех других пределах обширной Римской империи кипело гонение Диоклетианово, в области Констанциевой христиане жили в мире и благоденствии. Впрочем, не имея возможности являться ослушником воли Диоклетиана, старшего из императоров, Констанций позволил одно — разрушить некоторые из христианских церквей.

     Таков был отец равноапостольного Константина — Констанций Хлор. Его расположенность к христианам и предпочтение их язычникам; обращение ко Христу его жены, святой Елены, матери Константина, и дочери Констанции, сестры Константина, с малых лет вселяли в душе последнего истинную любовь к Богу и Его закону и полагали твердое основание для воспитания и укрепления его нравственного характера. И это малое зерно, посеянное в детской душе, возросло впоследствии в великое древо.

    

Годы юности своей Константин должен был проводить не в среде родной своей семьи, а при дворе Диоклетиана в Никомидии, куда он взят был почти в качестве заложника, хотя и почетного, в обеспечение верности его отца Констанция старшему императору Диоклетиану. Придворная жизнь в столице представляла собою тогда в малом виде все то нравственное и религиозное растление, до какого только может доходить человечество, порабощаемое нечистыми, страстными сердечными похотями и впадающее в превратный ум (Рим 1,28)... Суетная пышность и роскошь, пьянство и объедение, необузданный разврат мысли и жизни, интриги и крамолы, озлобление против истинного богопочитания и лицемерное, лживое почтение к мнимым богам — вот мрачная картина, в которой Промысл представил Константину все ничтожество и бесславие язычества. Зато тут же, одновременно, а потому и тем более поразительно, вырисовывалась пред взором Константина жизнь иного общества — общины христианской, где старцы и старицы, юноши и девы, простецы и ученые мудрецы, даже дети доказывали истину своей веры, чистоту и высоту ее содержания не словами только, а и своими делами, исповеданием ее своею добродетельною жизнью, страданием за нее даже до смерти. Ибо в это время возгорелось ужаснейшее гонение на Церковь Христову, превосходившее все другие гонения и злостью гонителей, и разнообразием мучений, и числом мучеников, и торжеством, победным торжеством веры Христовой над всеми языческими кознями. Константин, поставленный Промыслом у самого очага языческой злобы не мог не видеть тщеты всех ее усилий одолеть неодолимое; непосредственно, своими очами созерцал он силу Божию в немощах совершающуюся и все себе покоряющую. В каждом исповеднике-христианине, в каждом подвиге мученическом взору Константина являлся непререкаемый свидетель правоты веры Христовой, ее превосходства пред язычеством, ее Божественного происхождения. И Константин сохранил в душе своей залог добра посеянного в детстве, сохранил чистоту и невинность сердца и уважение к закону Бога, хотя и вращался в нравственно-испорченной среде. Но эта внутренняя отчужденность Константина от растленной придворной жизни, его пытливый ум и духовная благоустроенность, покрываемая скромностью, естественно возбуждали против него злобу окружавших его царедворцев; а его величественная красивая осанка при высоком росте и выдающейся физической силе, привлекавшая к нему взоры народа и располагавшая в его пользу любовь всего войска, была причиною зависти многих и особенно цезаря Галерия. Последний замышлял погубить его и даже составил заговор, чтобы не допустить Константина до царского достоинства, на которое он имел право по своему рождению.

     Жизнь Константина подвергалась опасности, но рука Промысла спасла своего избранника и даровала ему то, что хотела отнять у него необузданная, коварная зависть. Константин удалился в Галлию к отцу своему, которого нашел уже на смертном одре и который вскоре скончался.

     После смерти Констанция Хлора войско, бывшее при нем, провозгласило (в 306 г.) императором Галлии и Британии Константина, которому тогда шел тридцать второй год от рождения, как любимого сына всеми уважаемого кесаря. Под живым впечатлением виденных ужасных гонений христиан на востоке Константин, унаследовав власть от своего отца, счел первым своим делом подтвердить все распоряжения его на пользу христиан: объявил в своих областях свободу исповедания христианства. Приблизился таким образом час победы веры Христовой над языческим суеверием!

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Алексей Владимирович Тарасов

На: интегрированный урок истории и опк


А что вы хотели услышать!

Император КОНСТАНТИН начал создание совсем нового общества, что нашло отражение в данной работе. 



Сообщество учителей истории

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн