МОУ «Средняя общеобразовательная школа поселка Молодежный Перелюбского района Саратовской области»
Правовая игра «Знаете ли вы закон»?
Проведена в 10 классе
социальным педагогом
Севастьяновой Е.А.
18 марта 2010 года
Правовая игра «знаете ли вы закон»?
Цель: правовое просвещение детей, знакомство с основными правами и обязанностями гражданина РФ посредством игры.
Ход игры:
1.Вступительное слово ведущего.
Добрый день! Сегодня мы собрались, чтобы еще раз поговорить и проверить, знаем ли мы законы. Один из важнейших принципов , на котором строится свободное общество, - это господство законов. Как сказал великий мыслитель Цицерон, «законы должны искоренять пороки и насаждать добродетели».
Я вижу, что команды готовы выяснить, кто из них лучше разбирается в законах, но для начала разрешите представить жюри:
2. Конкурс «Представление команд»
В течение 1-2 минуты проходит представление участников: название команды, девиз, эмблема. (5 баллов)
3.Конкурс «Знаете ли вы закон»?
Командам по порядку называются различные ситуации, нужно определить, какие виды юридической ответственности наступают и правильно поднять таблички «Уголовная ответственность», «Административная ответственность»;
_Ученик разбил стекло.
- Гражданин сознательно купил ворованную вещь.
-Гражданин без лицензии поймал на удочку 15 кг рыбы.
- браконьер выловил 3 осетров.
- Гражданин из мести поджог дом соседа.
- Школьник случайно попал из рогатки в глаз прохожему.
- Машинист тепловоза явился на работу в нетрезвом состоянии.
- водитель автомашины не справился с управлением и повредил стоявшую «Волгу».
- учащиеся техникума угнали автомашину и разбили ее.
-пассажир автобуса не оплатил проезд.
4. Конкурс «Преступление и наказание».
Командам раздаются карточки с заданиями (по 2 шт), в течение 3 минут участники должны выбрать правильный ответ на задание из предложенных и обосновать свой выбор.
Карточка №1
Константин Г. В возрасте 23 лет нигде не работает и не учится, был признан в умышленной порче имущества – он разбил окно магазина. В суде он признал себя виновным, говорил, что совершил непристойный поступок и готов возместить ущерб. К уголовной ответственности его привлекли впервые.
Карточка 2
Петр П. в состоянии алкогольного опьянения, он ходил на футбольный матч, после которого со своими друзьями решил зайти в ближайший бар. В баре Петр подрался с друзьями, которые, как оказалось, болели за другую команду. Когда бармен пытался его остановить, Петр сильно его ударил, причинив телесные повреждения. Кроме того, вместе с друзьями он разбил посуду, сломал стулья.
Карточка 3
Дмитрий, 12 лет, был задержан за кражи в магазине. Всего он совершил более 70 мелких краж. Он стремился сделать денежные накопления и продавал краденые вещи. Деньги хранились у него дома, и ущерб был возмещен полностью.
Карточка 4
Группа девушек в возрасте 16 лет поздно вечером на остановке автобуса совершила нападение на пожилую женщину. От полученных ударов женщина упала, получив серьезную травму, а девушки отобрали у нее часы и сумку с документами и деньгами.
Судья, оглашая приговор, сказал, что он надеется, что в будущем девушки подумают, прежде чем совершить преступление.
5. Конкурс «Мораль или право»?
Следующий конкурс будет нелегким, мы должны определить, какие из перечисленных случаев наступает моральная ответственность, а в каких – юридическая
- Сергей солгал матери.
-Николай разорил муравейник.
- Террорист пытался угнать самолет.
- Владимир положил в карман финский нож.
- Тонул человек, прохожий не принял никаких мер.
- Алексей принял дозу наркотика.
- Аркадий сломал дерево.
- Виктор ударил товарища.
- Анатолий пожадничал.
- Виталий снял щетки стеклоочистителя с чужого автомобиля.
- -Школьник мучил котенка.
- Петр и Леонид бросали камни в проходящие поезда.
- Рабочий прогулял день.
За каждый ответ по одному баллу. Комментирует капитан милиции, наш участковый Николаев М.А.
6.Конкурс «Всегда ли правы старшие»?
Каждой команде будет зачитана ситуация. Задача – прокомментировать ее, ответив на вопросы.
Ситуация 1.
Мать: Сколько раз тебе говорить- после11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.
Сын: Но мама! Ты же все равно в 11 не спишь. Кроме того, я имею право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний
Ведущий: О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос сына ( Ст.15 Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний, имеет и 2 пункт, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением общественного порядка.
Ситуация 2
Учение: Марья Ивановна! Я к вам на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я стану шофером? Да и придираетесь вы к нам, и двойки не за что ставите. Пусть нам другого учителя истории дадут.
Учитель: Как ты смеешь, Иванов, так со мной разговаривать?
Ученик: Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А ваше преподавание меня касается, так как я от него пострадавший – вчера «2» получил! Меня наказали. Так что слушайте: преподаватель ты плохой, неумелый.
Ведущий. Конечно, все мы понимаем, каково быть наказанным. Часто сердимся на учителя – он виноват во всех наших бедах. Кто прав в этой ситуации? (Закон на стороне учителя. Так как пострадала репутация других лиц. Ст.13)
Ситуация 3.
Мама: Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын: мама, у меня завтра контрольная.
Мама: Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме бардак.
Сын: Конвенцией по правам ребенка я защищен то выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.
Ведущий.Как вы разрешите эту ситуацию?
(Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст. 32 идет речь не о домашнем посильном труде, а об экономической ситуации, приеме на работу и условиях труда детей).
Ведущий. Наступает торжественный момент, когда наше жюри объявит команду победителей. Не зависимо от того, кто лучше и выиграл, мы с вами сегодня говорили о законах, и я надеюсь, эта игра помогла вам узнать не только свои права, но и обязанности.
(Подведение итогов, награждение победителей).
|