Вы не зарегистрированы

Авторизация



Борис Пастернак « За поворотом».

Submitted by Валентина Ивановна Воронова on Wed, 31/03/2010 - 23:11
Данные об авторе
Автор(ы): 
Воронова Валентина Ивановна
Место работы, должность: 
Моу Сош №37
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
начальное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
3 класс
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Цель урока: 
Цели: 1) Создать условия для приобщения детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа стихотворного текста и практического ознакомления с изобразительно-выразительными средствами языка (метафора, сравнение, эпитет, олицетворение). Общеучебные: работа со справочной литературой; Интернет; работа с книгой; формирование приемов понимания прочитанного на уровне смысла. 2) Содействовать развитию устной и письменной речи; мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение выдвижение гипотез и предложений; развитию внимания, воображения, памяти. 3) Способствовать воспитанию нравственных ценностей (гуманизм, доброта, непримиримость к грубости и жестокости; воспитанию позитивного отношения к чтению посредством создания ситуации успеха.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
26
Используемые учебники и учебные пособия: 

Книга для чтения в 3 -м классе « В одном счастливом детстве» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В 

Используемое оборудование: 

 Творческие работы учащихся: мини- сочинения и загадки об одуванчиках, словарь, карточки со стихами, иллюстрация

Краткое описание: 
работа над лексическим значением слов,анализ содержания по строфам,Эвристическая беседа

  Учитель - методист: Воронова В.И.
МОУ « Средняя общеобразовательная школа
 № 37 с углубленным изучением
предметов»
Образовательная система « Школа 2100»
Книга для чтения в 3 -м классе « В одном счастливом детстве» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В
План - конспект по теме: Борис Пастернак
« За поворотом».
Цели:
1) Создать условия для приобщения детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа стихотворного текста и практического ознакомления с изобразительно-выразительными средствами языка (метафора, сравнение, эпитет, олицетворение).
Общеучебные: работа со справочной литературой; Интернет; работа с книгой; формирование приемов понимания прочитанного на уровне смысла.
2) Содействовать развитию устной и письменной речи; мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение выдвижение гипотез и предложений; развитию внимания, воображения, памяти.
3) Способствовать воспитанию нравственных ценностей (гуманизм, доброта, непримиримость к грубости и жестокости; воспитанию позитивного отношения к чтению посредством создания ситуации успеха.
I Самоопределение к деятельности
Я рада, что мы вместе Начнем сейчас урок
Друг другу улыбнемся
За дело все возьмемся.
II. Актуализация знаний
а) речевая разминка (на доске)
«Одуванчики»
Разливает белый сад
Знойный, душный запах.
Одуванчики стоят
 В облачных папахах.
 Тихо клонятся к ногам
Слабый ветер дунет
-И осыплет на луга Белый пух июня.
(С. Красиков)
- Определить жанр. (Текст стихотворный, т.е. стихотворение)
- Прочитайте.
- Какие изобразительно-выразительные средства языка использует автор в стихотворении? (Метафоры, эпитеты).
(Обсуждение в парах. Высказывание мнений, рассуждений. Их аргументация.)
! Небольшое стихотворение Большое содержание.
- Какими качествами должен обладать человек которых в обычных предметах может увидеть что-то необычное. (Наблюдательность, внимательность, воображение и т. д.)
б) проверка домашнего задания
-Я знаю, что вы тоже очень любознательны и наблюдательны. Дома вы побывали в своей «Вообразилии»
- Поделитесь своими мыслями и впечатлениями. (Творческие работы учащихся: мини- сочинения и загадки об одуванчиках.) Дети выделяют в своих «произведениях» эмоционально-выразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения)
III Постановка учебной задачи
- Молодцы! Вы замечательно справились с заданием.
- А теперь послушайте мою загадку.
Дом со всех сторон открыт. Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом-Чудеса увидишь в нем! ( Лес. Доказательство детей из стихотворения - загадки)
- Какие чудеса можно увидеть в лесу? (Необычной формы дерево, пень, сук; траву или
цветок на что-то похожих и т. д.) ! ?- Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (О лесе. О его чудесах).
- Назовите автора ( Борис Пастернак)
(Первое произведение этого автора. Поэтому небольшой рассказ о нем подготовленных детей и учителя.).
- Прочитайте названия. Что вы можете о нем сказать? («За поворотом» - это что-то
неожиданное, неизвестное, таящие в себе тайну.).
- Что можете сказать о жанре? (Это стихотворение, состоящее из пяти строф.)
- По иллюстрации к произведению? ( Стихотворение о лесе. Наверное главным
персонажем будет птица.)
- Какова тема урока? (Борис Пастернак « За поворотом»)
- А какова цель? (Разобраться, что ждет нас за «поворотом» Какие чудеса таит лес и
какова роль птицы, продолжить работу на эмоционально-выразительными средствами языка)
- Что для этого нужно сделать? (Прочитать, проработать, проанализировать и т.д.)
IV Совместный поиск решения учебной задачи
а) Самостоятельное чтение. (Задание подчеркнуть «непонятные» слова)
- Какие «картины» представили? (Лес. Чаща. На суку сидит птичка и поет. Она оберегает в ход лесные норы. В лесу бурелом, пни, сломанные ветки. На болоте цветет подснежник)
- Какое построение? (Грустное, мрачное, непонятное, смешанные чувства) -Какие вопросы себе задали? (От кого оберегает вход птичка? Кого не надо
пускать?)
- Ну, что же! Вы молодцы!
- Постараемся ответить на эти вопросы вместе,
 б) Анализ содержания (по строфам)
I строфа
- О какой птичке говорит поэт? (Непонятно)
- Что необычного в ее поведении?(Насторожилась, начеку, т.е. прислушивается, вглядывается. Может спорхнуть и улететь)
- Как говорит поэт о пении птицы?(Щебечет легко, маняще, т.е. манит, зазывает, заманивает) Она поет и приглашает в гости или...? Можно ли доверять ее пению? (Наверное нет. Ее пение обманчиво. Она приглашает в чашу.)
- А что такое чаща? (Работа со словарем. Непроходимый частый лес.)
-А какие звуки доказывают правильность ваших предположений? (Шипящие ж, ш, х, щ, ч,)
- Попробуйте при чтении передать настроение I строфы. (Настороженность, обман. 2 последние строчки- уже легкая настороженность.)
II строфа
- Как еще поэт называет лес? (Бор. Если затрудняются -лексическое значение по словарю. Бор - хвойный лес.)
- Где распивает свои песни птичка? ( У входа в чащу, в преддверье бора) значение преддверье - мнения перед дверью.
- В роли кого выступает писка? (Она что-то оберегает, сторожит. Она сторож)
- Докажите. (Как бы оберегая вход лесные норы)
- Как может птичка оберегать вход? (Предположения: издать сигнал тревоги; спорхнуть и улететь)
- Попробуйте передать настроение при чтении интонационно. (Обсуждение. Первые две с радостью, последние две строчки с удивлением.)
(делаем пометки на полях.)
III строфа
-Чтение самостоятельно.
- Можете ли вы точно определить сук, на котором сидит птичка?(Нет не можем)
- Почему? (Там темно (тучи), сучья и бурелом.)
- Откуда автор мог узнать, что здесь сучья, бурелом, ключи, кручи? ( Он наверное заглянул в эту чащу)
(Лексическое значение слов бурелом -сломанные бури, ключи - холодные родники.)
- Почету родники холодные? (Вытекают из кручи- обрыва) (Если ребята затрудняются -лексическое значение по словарю)
- С какой интонацией прочитаем? (обсуждение, обобщение.(с тревожной) -Какие знаки препинания усиливают волнение, страх? (Предположения. Вывод
это тире)(3аставляют остановиться, оглядеться, подумать.)
IV строфа
- Как понимаете значение слова нагромождение? (Целые ограды, как заборы из пней и колод)
- А слова колода? (Прибегаем к помощи словаря) Колоды- бревна, лежащие в лесу.
- Найдите слово- синоним к слову бурелом- валежник (лежит поваленный)
- Какая тайна скрыта от посторонних глаз.( Цветет подснежник)
- Почему подснежник летом?( Доказывают строчками из строфы) «В воде и холоде болот» Холодно. Темно и сыро.
Выбор интонации для чтения (Обсуждение. Обобщение. 1-2 строчки тревожно, медленно, как бы пробираясь сквозь завалы, 3-4 строчки таинственно)
V строфа
- К кому автор обращает наше внимание? (Опять к птичке) ! Зарок -запрет; рудолы -песни, трели (по словарю)
- Во что верит птичка? (Предложения: в красоту и силу своего голоса, который не пустит на порог кого не надо)
- А кого не надо на порог? (Людей, грубых, жестоких, которые наносят вред природе и т.д.)
Выбор интонации. (Обсуждение. Вывод: приподнято, громче, с надеждой)
V Получение совместного, окончательного решения.
- Почему стихотворение названо «За поворотом» ?(Столкнулись с неожиданным, испытали страх, тревогу, удивление нашли «тайну» )
- Какое бы вы дали название? («Секреты бора», «Тайны чащи», «Маленький сторож»)
(Обсуждение и аргументы)
VI Обобщение. Рефлексия.
а) выразительное чтение
б) - Найдите слова, передающие картину лесной глуши в цвете.
 (Предположения. Вывод: их нет)
Работа в парах.
- А как называются эти слова .( Эпитеты)
- Как вы думаете, почему их нет? ( для усиления картины сумрака, глуши, темноты, сырости)
- Почему же тогда птичку не страшит эта обстановка? (Она здесь живет. Эта ее дом. Ей тут все знакомо и близко.)
- Какова главная мысль? (Мы живем на свете не одни. Для кого-то дом- это лес, река, озеро, море и т.д.Приходя в этот дом помни- ты в гостях. Веди себя достойно т.е. ничего не ломай, не мусори, не поджигай , не разоряй, не отравляй) Мы такие же частички природы, как все живущие на Земле.
Домашнее задание:. с 107 Выбор тем к сочинениям - зарисовкам. Можно творчески оформить

Стихи
ОДУВАНЧИК
Отчего прохладно стало
Одуванчику в бору?
Оттого, что прошлой ночью
 Облысел он на ветру!
Т.Белозёров

Как появились одуванчики
Шла по городу Весна,
 Кошелёк несла она
 Краски яркие и кисти
 Нужно было ей купить.
Приоткрыла кошелёк,
А монетки Скок, скок, скок!-
Раскатились, убежали,
 Одуванчиками стали.
Елена Приходъко

Одуванчик
 Уронило солнце
 Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
 Первый, молодой.
 У него чудесный
 Золотистый цвет.
 Он большого солнца
Маленький портрет.
 О. Высоцкая
Парашютисты
 Из шариков пушистых
Над пестрым летним лугом
Летят парашютисты
Вдогонку друг за другом.
Едва земли коснутся
 — Уснут, как на диванчике.
 Л по весне проснутся...
 и будут - одуванчики!
 И. Токмакова

Одуванчик.
Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.
 Подрастёт нарядиться
 В беленькое платьице.
Серова
ОДУВАНЧИК
У забора сверкают кусочки стекла,
Там траву шевелит ветерок
. Искра солнца в траве расцвела:
Вырос там одуванчик-цветок.
Он глядит из травы, из зелёных листов,
 Он в траве, словно искра в ночи;
 И милее мне пышных садовых цветов
Все его лепесточки-лучи.
Ветерок у забора травой шелестит...
Ты цвети, ты расти, мой цветок...
Одуванчик в траве, словно солнце горит:
Ты гори, золотой огонёк!
Владислав КРАПИВИН

Загадки
Есть один такой цветок,
 не вплетешь его в венок.
 На него подуй слегка:
 Был цветок - и нет цветка.
Золотой и молодой
за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова,
 Спрячу-ка в карманчик бывший ...

Рос шар бел,
ветер дунул - шар улетел.

Я шарик пушистый, белею в поле чистом,
А дунул ветерок, остался стебелек.

В летний солнечный денек золотой расцвел цветок.
На высокой тонкой ножке все дремал он у дорожки,
А проснулся - улыбнулся: - вот пушистый я какой!
Ах, боюсь, что разлечусь, тише, ветер луговой!
На зеленой хрупкой ножке вырос шарик у дорожки.
Ветерочек прошуршал и развеял этот шар.



 


»  Размещено в сообществах:   
Дневник обучения сетевых педагогов школы № 44 Мурманска