Официальный сайт ejnews 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Падежные окончания существительных единственного числа

Фото пользователя Анна Владимировна Сухилина
Размещено: Анна Владимировна Сухилина - пт, 02/04/2010 - 10:51
Данные об авторе
Автор(ы): 
Сухилина Анна Владимировна
Место работы, должность: 
учитель русского языка и литературы МОУ Большелиповицкя сош
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
5 класс
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
Цели: Образовательные: 1обобщить и закрепить знания учащихся о правописании падежных окончаний имён существительных единственного числа; 2. учить обосновывать выбор гласных в окончании существительных. Развивающие: 1) развивать и обогащать устную и письменную речь учащихся; 2)совершенствовать учебно-интеллектуальные навыки (анализ, обобщение); 3) развивать навык общения (монолог, диалог); Воспитательные: 1) воспитывать культуру речи, внимательность; 2) формировать интерес к русской культуре и искусству; 3) воспитывать чувство гордости за Родину и её защитников.
Тип урока: 
Урок обобщения и систематизации знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
12
Используемые учебники и учебные пособия: 

Т.М.Баранов, Ладыженская "Русский язык. 5 класс"

Используемое оборудование: 

 

Оборудование:
- карточки-задания по картине В.М.Васнецова «Богатыри»
- тесты для проверки знаний
- слайдовая презентация и средства для её демонстрации
- музыкальный фрагмент «Игра на гуслях»
 

 

Краткое описание: 
Ход урока: I. Организационный этап. Мне хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы вы вынесли с урока не только знания, но и хорошее настроение. Вы поможете мне в этом? II. Этап мотивации и актуализации знаний. 1. Эмоциональная разминка. Я предлагаю девизом нашего урока сделать слова «Всё в наших руках». Ведь от нашей совместной работы зависит ход всего урока. (слайд ….) 2. Актуализация знаний. Постановка цели урока. Хорошо ли вы помните, какие гласные пишутся в падежных окончаниях существительных разных склонений? Сегодня нам предстоит обобщить и закрепить знания о склонении и навык выбора орфограммы в окончаниях имён существительных в единственном числе. Тема сегодняшнего урока «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» (слайд ) 4. Словарная работа. Учитель предлагает узнать слово по его лексическому значению. III. Этап обобщения и систематизации знаний. Переходим к основному этапу работы. Нам необходимо повторить правила выбора орфограммы в падежных окончаниях существительных единственного числа. Мы продолжим формирование навыка работы с текстом. Чтобы лучше справиться с предстоящей работой, вспомним, какие существительные относятся к первому, второму и третьему склонению. (Слайд…) Скажите, что значит просклонять существительное? ( это значит изменить их по падежам) 2. Составление алгоритма рассуждения по выбору гласной в окончании 3. Закрепление. Работа с учебником. Физкультминутка. Работа с текстом. А сейчас посмотрите ещё раз на картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» (слайд…..) Над ней художник работал 27 лет. Работа с текстом по карточкам. 5. Развитие речи. А теперь я предлагаю поиграть в игру «Цепочка» Мы потренируемся составлять и задавать вопросы по картине, отвечать на них. Ведь очень важно в жизни уметь делать это грамотно. IV. Рефлексивно-оценочный этап. 1. Возвращение к девизу. Согласны ли вы, что всё было в наших руках на сегодняшнем уроке? (слайд…) 2. А теперь последнее задание, которое поможет определить, как вы усвоили тему. Перед вами лежат тесты. В каждом 5 заданий. Вам нужно выбрать правильный вариант ответа. Самопроверка с доски. (слайд ….) 3. Оценивание. Кто не допустил ошибок, поставьте себе «пять», у кого 1 ошибка – «четыре», у кого 2 и более ошибок – «три» Учитель: поднимите руки, кто справился без ошибок. 4. Вы согласились, что всё зависит от вас. Так вот, домашнее задание вы тоже можете выбрать для себя сами. Домашнее задание

 

Ход урока:
I.             Организационный этап.
Мне хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы вы вынесли с урока не только знания, но и хорошее настроение. Вы поможете мне в этом?
 
II.                Этап мотивации и актуализации знаний.                                                   
1.     Эмоциональная разминка. Я предлагаю девизом нашего урока сделать слова «Всё в наших руках». Ведь от нашей совместной работы зависит ход всего урока. (слайд ….)
2.     Актуализация знаний. Посмотрите, пожалуйста, на пословицу, записанную на доске.
                                        Один в пол..  не  воин.
Помогите мне определить, какое окончание нужно написать в слове поле. Что для этого нужно сделать? ( Нужно определить склонение и падеж слова, вспомнить какое окончание пишется в данном случае.
В поле - 2 склонение, предложный падеж, значит пишем букву Е)
 
3. Постановка цели урока. Хорошо ли вы помните, какие гласные пишутся в падежных окончаниях существительных разных склонений? Сегодня нам предстоит обобщить и закрепить знания о склонении и  навык выбора орфограммы в окончаниях имён существительных в единственном числе.
               Тема сегодняшнего урока  «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе» (слайд              )
 
4.      Словарная работа. Учитель предлагает узнать слово по его лексическому значению. «1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. Человек очень большой силы, стойкости и отваги» Определите, о ком идёт речь? (богатырь)
                                                                                      (слайд…..)
Как вы понимаете смысл пословицы «Один в поле не воин»? (одному трудно победить врага) Во все времена на Руси народ объединялся для борьбы с врагами. А главными защитниками были богатыри.
 
 Нашими гостями  на уроке будут герои русских былин – богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
                                                                                      (слайд…..)
5.     Повторение словообразования. Почему Илью называют Муромец?
( Он родом из города Муром)
                              На доске запись: Муром + ец      (слайд…..)
Для чего служит суффикс -ец- ? (С его помощью образуются названия лиц по месту жительства)
 
III.            Этап обобщения и систематизации знаний.
Переходим к основному этапу работы. Нам необходимо повторить правила выбора орфограммы в падежных окончаниях существительных единственного числа. Мы продолжим формирование навыка работы с текстом.
Чтобы лучше справиться с предстоящей работой, вспомним, какие существительные относятся к первому, второму и третьему склонению.
                                        (Слайд…)
Скажите, что значит просклонять существительное? ( это значит изменить их по падежам) На прошлых уроках вы повторяли падежи и их вопросы, а сейчас прошу к доске 3 учеников.
1.     Повторение склонения существительных.
Задание: просклонять существительные картина, богатырь, степь.
Остальные ученики выполняют работу по вариантам ( по рядам)
После выполнения работы ученики у доски озвучивают формы слова.
Выделить окончания И и Е цветом.   
 
2.     Составление алгоритма рассуждения по выбору гласной в окончании
А) определить склонение существительного
Б) поставить вопрос к существительному и определить падеж
В) вспомнить падежное окончание существительного
                        (слайд …)
Ребята, обратите внимание на буквы И, Е в окончаниях существительных.
Давайте составим опорную схему, которая поможет нам запомнить данную орфограмму. (слайд          )
 
 
    1 скл.          3 скл.                       1 скл.            2 скл.
 
Р.п. – и (ы)    Р.п. – и                                                                              -ия
                       Д.п. – и                Д.п. – е                                    кроме    - ий
                        П.п - и                П.п. – е             П.п. – е                         - ие
 
3.     Закрепление. Работа с учебником.
 - чтение правила на стр. 212, образец рассуждения.
Для закрепления навыка рассуждения по выбору гласной в окончании существительного выполним упражнение
- упражнение 530. По 1 ученику у доски записывают словосочетания с комментированием. Образец: половина (чего?) площадки (1 скл., Р.п.)
 
Физкультминутка.
Вы помните, что Илья Муромец 30 лет на печи просидел?
Давайте представим, что мы вместе с Ильёй с печи встаём. Повторяйте за мной движения.
 Встал Илья Муромец с печи.
Потянулся,
Вправо-влево повернулся,
Отцу с матерью поклонился,
 В путь-дорогу снарядился.
 
4. Работа с текстом.
А сейчас посмотрите ещё раз на картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри»              (слайд…..)
Над ней художник работал 27 лет.
Работа с текстом по карточкам.
Перед вами лежат карточки-задания. Работа с ними поможет вам закрепить навык выбора гласной в падежных окончаниях существительных.
- Вам предстоит поработать с текстом-описанием по картине: вставить пропущенные буквы,  списать текст,  указать склонение и падеж существительных, у которых пропущены окончания. (слайд…)
 Учитель выразительно читает текст.  Самостоятельная работа учащихся с взаимопроверкой с доски          (слайд      );
В ходе самопроверки ученики по очереди объясняют написание окончаний.
 Критерии оценки за 1 задание: Кто не допустил ошибок, поставьте себе «пять», у кого 1 ошибка – «четыре», у кого 2 и более ошибок – «три»        
                                                            (слайд…)
Учитель: поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок, кто допустил 1 ошибку.
 
 
 
5.     Развитие речи.
А теперь я предлагаю поиграть в игру «Цепочка»  Мы потренируемся составлять и задавать вопросы по картине, отвечать на них. Ведь очень важно в жизни уметь делать это грамотно. Мы будем задавать друг другу вопросы «по цепочке» Правила просты: я задаю вопрос одному ученику. Он отвечает и затем задаёт вопрос другому ученику и т.д.                                       (слайд …..) Будьте вежливы, задавая вопрос.
Я начинаю.  Ирина, скажи, пожалуйста, кто изображён на картине В.М.Васнецова?
(Примерные вопросы по тексту:   Как зовут богатырей? Где они находятся? Что делают богатыри? Чем вооружён Илья Муромец? Светит ли солнце? Кто самый молодой из богатырей? и т.п. )
 
(Второй вариант работы по картине ( зависит от уровня работы класса). Предложить следующее задание:
Составить и записать словосочетания по сюжету картины. Учитель говорит глагол или прилагательное, а ученики подбирают к нему существительное.
Например: изображены (богатыри), сидит (на коне), остановились (на границе),  богатырские (кони),  хмурое (небо)
Вопрос: какие словосочетания соответствуют теме нашего урока?)
 
IV.            Рефлексивно-оценочный этап.
1.     Возвращение к девизу. Согласны ли вы, что всё было в наших руках на сегодняшнем уроке?       (слайд…)
2.     А теперь последнее задание, которое поможет определить, как вы усвоили тему. Перед вами лежат тесты. В каждом 5 заданий. Вам нужно выбрать правильный вариант ответа. Самопроверка с доски.  (слайд ….)
3.     Оценивание. Кто не допустил ошибок, поставьте себе «пять», у кого 1 ошибка – «четыре», у кого 2 и более ошибок – «три»
Учитель: поднимите руки, кто справился без ошибок.
4.     Вы согласились, что всё зависит от вас. Так вот, домашнее задание вы тоже можете выбрать для себя сами. Домашнее задание. Я предлагаю вам на выбор 2 задания:   выполнить упр. 533 или отгадать кроссворд (ответы под цифрами записать в тетрадь)       
                                                                       (слайд …..)
5.     Давайте подведём итог урока. Продолжите фразу « Мне было  
       интересно узнать, что…»      
6.     На следующем уроке   вы продолжите изучение темы «Имя существительное», а сейчас урок окончен. Спасибо.      
 

»  Тэги к этому документу:
»  Размещено в сообществах:   

Поиск

Loading

Оценка материала

...

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн