Падежные окончания существительных единственного числа
Размещено: Анна Владимировна Сухилина - пт, 02/04/2010 - 10:51
Ход урока:
I.Организационный этап.
Мне хочется, чтобы наш урок получился интересным, полезным, чтобы вы вынесли с урока не только знания, но и хорошее настроение. Вы поможете мне в этом?
II.Этап мотивации и актуализации знаний.
1.Эмоциональная разминка. Я предлагаю девизом нашего урока сделать слова «Всё в наших руках». Ведь от нашей совместной работы зависит ход всего урока. (слайд ….)
2.Актуализация знаний. Посмотрите, пожалуйста, на пословицу, записанную на доске.
Один в пол.. не воин.
Помогите мне определить, какое окончание нужно написать в слове поле. Что для этого нужно сделать? ( Нужно определить склонение и падеж слова, вспомнить какое окончание пишется в данном случае.
В поле - 2 склонение, предложный падеж, значит пишем букву Е)
3. Постановка цели урока. Хорошо ли вы помните, какие гласные пишутся в падежных окончаниях существительных разных склонений? Сегодня нам предстоит обобщить и закрепить знания о склонении и навык выбора орфограммы в окончаниях имён существительных в единственном числе.
Тема сегодняшнего урока «Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе»(слайд )
4.Словарная работа. Учитель предлагает узнать слово по его лексическому значению. «1. Герой русских былин, совершающий воинские подвиги. 2. Человек очень большой силы, стойкости и отваги» Определите, о ком идёт речь? (богатырь)
(слайд…..)
Как вы понимаете смысл пословицы «Один в поле не воин»? (одному трудно победить врага) Во все времена на Руси народ объединялся для борьбы с врагами. А главными защитниками были богатыри.
Нашими гостями на уроке будут герои русских былин – богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.
(слайд…..)
5.Повторение словообразования. Почему Илью называют Муромец?
( Он родом из города Муром)
На доске запись: Муром + ец (слайд…..)
Для чего служит суффикс -ец- ? (С его помощью образуются названия лиц по месту жительства)
III.Этап обобщения и систематизации знаний.
Переходим к основному этапу работы. Нам необходимо повторить правила выбора орфограммы в падежных окончаниях существительных единственного числа. Мы продолжим формирование навыка работы с текстом.
Чтобы лучше справиться с предстоящей работой, вспомним, какие существительные относятся к первому, второму и третьему склонению.
(Слайд…)
Скажите, что значит просклонять существительное? ( это значит изменить их по падежам) На прошлых уроках вы повторяли падежи и их вопросы, а сейчас прошу к доске 3 учеников.
Остальные ученики выполняют работу по вариантам ( по рядам)
После выполнения работы ученики у доски озвучивают формы слова.
Выделить окончания И и Е цветом.
2.Составление алгоритма рассуждения по выбору гласной в окончании
А) определить склонение существительного
Б) поставить вопрос к существительному и определить падеж
В) вспомнить падежное окончание существительного
(слайд …)
Ребята, обратите внимание на буквы И, Е в окончаниях существительных.
Давайте составим опорную схему, которая поможет нам запомнить данную орфограмму. (слайд )
1 скл. 3 скл. 1 скл. 2 скл.
Р.п. – и (ы) Р.п. – и -ия
Д.п. – и Д.п. – е кроме - ий
П.п - и П.п. – е П.п. – е - ие
3.Закрепление. Работа с учебником.
- чтение правила на стр. 212, образец рассуждения.
Для закрепления навыка рассуждения по выбору гласной в окончании существительного выполним упражнение
- упражнение 530. По 1 ученику у доски записывают словосочетания с комментированием. Образец: половина (чего?) площадки (1 скл., Р.п.)
Физкультминутка.
Вы помните, что Илья Муромец 30 лет на печи просидел?
Давайте представим, что мы вместе с Ильёй с печи встаём. Повторяйте за мной движения.
Встал Илья Муромец с печи.
Потянулся,
Вправо-влево повернулся,
Отцу с матерью поклонился,
В путь-дорогу снарядился.
4. Работа с текстом.
А сейчас посмотрите ещё раз на картину Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» (слайд…..)
Над ней художник работал 27 лет.
Работа с текстом по карточкам.
Перед вами лежат карточки-задания. Работа с ними поможет вам закрепить навык выбора гласной в падежных окончаниях существительных.
- Вам предстоит поработать с текстом-описанием по картине: вставить пропущенные буквы, списать текст, указать склонение и падеж существительных, у которых пропущены окончания. (слайд…)
Учитель выразительно читает текст. Самостоятельная работа учащихся с взаимопроверкой с доски (слайд );
В ходе самопроверки ученики по очереди объясняют написание окончаний.
Критерии оценки за 1 задание: Кто не допустил ошибок, поставьте себе «пять», у кого 1 ошибка – «четыре», у кого 2 и более ошибок – «три»
(слайд…)
Учитель: поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок, кто допустил 1 ошибку.
5.Развитие речи.
А теперь я предлагаю поиграть в игру «Цепочка» Мы потренируемся составлять и задавать вопросы по картине, отвечать на них. Ведь очень важно в жизни уметь делать это грамотно. Мы будем задавать друг другу вопросы «по цепочке» Правила просты: я задаю вопрос одному ученику. Он отвечает и затем задаёт вопрос другому ученику и т.д. (слайд …..) Будьте вежливы, задавая вопрос.
Я начинаю. Ирина, скажи, пожалуйста, кто изображён на картине В.М.Васнецова?
(Примерные вопросы по тексту: Как зовут богатырей? Где они находятся? Что делают богатыри? Чем вооружён Илья Муромец? Светит ли солнце? Кто самый молодой из богатырей? и т.п. )
(Второй вариант работы по картине ( зависит от уровня работы класса). Предложить следующее задание:
Составить и записать словосочетания по сюжету картины. Учитель говорит глагол или прилагательное, а ученики подбирают к нему существительное.
Например: изображены (богатыри), сидит (на коне), остановились (на границе), богатырские (кони), хмурое (небо)
Вопрос: какие словосочетания соответствуют теме нашего урока?)
IV.Рефлексивно-оценочный этап.
1. Возвращение к девизу. Согласны ли вы, что всё было в наших руках на сегодняшнем уроке? (слайд…)
2.А теперь последнее задание, которое поможет определить, как вы усвоили тему. Перед вами лежат тесты. В каждом 5 заданий. Вам нужно выбрать правильный вариант ответа. Самопроверка с доски. (слайд ….)
3. Оценивание. Кто не допустил ошибок, поставьте себе «пять», у кого 1 ошибка – «четыре», у кого 2 и более ошибок – «три»
Учитель: поднимите руки, кто справился без ошибок.
4. Вы согласились, что всё зависит от вас. Так вот, домашнее задание вы тоже можете выбрать для себя сами. Домашнее задание. Я предлагаю вам на выбор 2 задания: выполнить упр. 533 или отгадать кроссворд (ответы под цифрами записать в тетрадь)
(слайд …..)
5. Давайте подведём итог урока. Продолжите фразу « Мне было
интересно узнать, что…»
6. На следующем уроке вы продолжите изучение темы «Имя существительное», а сейчас урок окончен. Спасибо.