Официальный сайт openclass 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Педагогические технологии

Выберите действие:

Характеристики педагогических технологий

      В педагогическую науку и практику входят и получают свое развитие педагогические технологии. В источниках научного и публицистического характера предпринимаются попытки соединения разных взглядов, точек зрения на раскрытие сущности и содержания педагогических технологий.
      Изучение этой проблемы как зарубежными, так и отечественными учеными, практиками-технологами позволило получить более полное представление о педагогических технологиях как на методологическом, так и на практическом уровне. Обозначилось содержание “педагогической технологии” как педагогической категории, определились и иерархические уровни развития педагогических технологий.
      В нашем случае рассмотрим сущность иерархических уровней как основу для последующего понимания излагаемого материала.
      Первый уровень— педагогическая категория, позволяющая рассматривать педагогическую технологию и ее проблемы на методологическом уровне, то есть методологию развития понятия “педагогическая технология”.
      Второй уровень — обобщенные (теоретические) педагогические технологии воспитания, обучения, общения.
      Третий уровень— конкретные (прикладные) педагогические технологии, непосредственно применяемые в учебном процессе. В структуре этого уровня можно выделить подуровни, выражающие:
      — количество технологических этапов;
      — степень технологичности;
      — сложность технологичности;
      — гибкость и мобильность технологии и др.
      Для обобщенных педагогических технологий характерно глубокое психолого-педагогическое обоснование педагогической системы деятельности педагога и учащихся. Например, в основу системы проблемного обучения положены психология мыслительной деятельности и мотивация при постановке и разрешении учебных противоречий; в основу системы формирования познавательных интересов заложено психолого-педагогическое рассмотрение рефлекса И.П. Павлова “Что такое?” и деятельностная концепция развития человека.
      Применение обобщенных педагогических технологий в учебном процессе предполагает их наполнение конкретным содержанием изучаемой учебной дисциплины, а также структурным и методическим наполнением, технологическим общением, специфически смоделированным под данную технологию и обеспечивающим результативность отношений, стиля руководства и стиля педагогического общения. Можно отметить, что основа почти всех педагогических технологий, за исключением машинных, есть общение учащихся и учителя.
      Наполняясь разноаспектным конкретным содержанием, обобщенные педагогические технологии эволюционируют, перерастают в конкретные прикладные. Они обслуживают конкретный учебный предмет и обеспечивают достижение поставленных целей.
      Обилие нерешенных педагогических проблем и поиск путей их решения повлекли за собой разработку конкретных педагогических технологий третьего уровня, направленных на достижение целей воспитания, развития, обучения. Все они специфичны областью применения. Мы даем краткий обзор сущности конкретных (прикладных) технологий обучения третьего уровня.

 

 

Интегральная (объединяющая) технология обучения

      Интегральная технология обучения получила свое развитие в работах П. М. Эрдниева и других авторов. Технология имеет такие особенности:
      - укрупнение дидактических единиц на основе блока уроков;
      - планирование результатов обучения и основанной на них дифференциации.
      В школьной практике технология применяется для изучения больших объемов информации преимущественно в старших классах. При этом могут применяться простая и сложная структуры.
      Учебный блок представляет собой форму сообщаемого учащимся материала (информация) по изучаемой теме или целому разделу. Обладает целостностью и завершенностью структуры процесса усвоения (восприятие, понимание, осмысление), а также способов деятельности. Внутри блока учебный процесс представлен шестью структурными единица-ми (модулями): 1) организация; 2) повторение; 3) изучение нового материала; 4) закрепление; 5) контроль; 6) коррекция (уточнение, доработки, исправления). Для модулей характерны видовые модификации. Из совокупности большего или меньшего числа модулей создается блок уроков.
      В технологической конструкции блоки уроков состоят из модулей разного содержания. Есть модули, составляющие основу технологии:
      - вводного повторения;
      - изучение нового материала (в обязательном объеме);
      - выполнение упражнений, решение задач минимальной сложности, но отвечающих обязательным критериям обученности;
      - итоговый контроль с использованием разных методов его проведения. Блок можно рассматривать как логически и технологически завершенную единицу, повторяющей в миниатюре его основные параметры.
      Структура интегральной технологии представлена тремя этапами.
      Первый этап — планирование блока на основе главных узловых проблем, законов и закономерностей. Блок включает диагностичные цели, содержание учебного материала, методы и средства их достижения; навыки и умения, приобретаемые в процессе урока; методическую подготовку учителя, учебный материал, профессионально обработанный для восприятия учащимися.
      Второй этап — взаимосвязь структурных компонентов блока, углубленное усвоение учебного материала, практикумы.
      Структурные компоненты блока: школьная лекция (вводное повторение и концентрированное изучение нового материала) + семинар, конференция, самостоятельная работа с учебной литературой (углубленное изучение нового материала) + практическое занятие, практикум (предусматривает обучение учащихся приемам применения приобретенных знаний). Задания могут носить характер первоначального; освоения знаний, репродуктивного или творческого.
      Третий этап — тематический зачет и развитие его форм. Проверяется степень усвоенности основных понятий, ведущих идей, уровень развитости умений работать с учебными материалами, формулами, производить расчеты и вычисления и т.д. Формы проведения зачета могут быть самыми разными, обусловленными спецификой учебного предмета и изучаемого учебного материала.

 

 

Другие технологии обучения

      Ряд рассмотренных технологий обучения может быть продолжен кратким перечислением уже названных технологий в теме “Основы педагогической технологии”. Отметим, что в настоящее время в рамках различных педагогических теорий, концепций, методик разрабатываются разные варианты одноименных педагогических технологий. Происходит так, что по названию теории или концепции того или иного автора дается название и технологии. К ним можно отнести следующие:
      - Алгоритмизация обучения (Л.Н. Ланда).
      - Программированное обучение (В.П. Беспалько, Н.Ф. Талызина, Т.А. Ильина, А.Г. Молибог и др.).
      - Технология коллективной учебно-познавательной деятельности (М.Д. Виноградова, И.Б. Первин, В.В. Рубцов, В.П. Тарантей и др.).
      -Технология проблемного обучения (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, A.M. Матюшкин).
      - Технология обучения через погружение (М.П. Щетинин). -Технология оптимизации обучения (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник).
      - Технология интенсификации обучения (И.Ф. Харламов, Е.И. Пас-сова, В.Ф. Шаталов и др.).
      - Технология развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, В. Репкин и др.).
      - Технология дифференцированного обучения (Л.Н. Рожина, И.М. Чередов и др.).
      И продолжим другими:
      - Личностно-ориентированная технология обучения (И.С. Якиманская и др.).
      - Здоровьесберегающие технологии.
      - Технологии уровневой дифференциации (Н.П. Гузик, В.В. Фирсов, И.Н. Закатова).
      -Технология эвристического обучения (А.В. Хуторской).
      - Компьютерные технологии обучения и другие.
      Содержание преобладающего числа технологий в обзорном стиле и в связи с рассмотрением других дидактических аспектов излагается в теме “Обзор современных направлений развития дидактики” данного издания.
      Для полноты представлений о педагогических технологиях предлагаем к рассмотрению еще один уровень их развития.
      Четвертый уровень развития технологий.
      Рассмотрение трех уровней развития педагогических технологий и обзор названных еще не позволяет получить о них достаточных сведений. Пополнит эти сведения анализ четвертого уровня развития технологий. Наличие технологий на методологическом, теоретическом и методическом уровне не обеспечивает необходимую степень технологичности, которая определяет, конкретизирует, детализирует, уточняет цель, со держание, объем, время, последовательность операций и действий, результативность и т.д. Другими словами, четвертый уровень характеризуется наличием:
      - подробного описания способов организации педагогического процесса, его специфичности, направленности на достижение конкретных целей и задач;
      - в первую очередь соответствующего технологического инструментария, т.е. разработанных на технологическом уровне и с учетом технологических требований учебных планов, учебных программ, учебных книг, комплексов упражнений, операций, действий, описаний планируемых к получению результатов;
      - описания и последовательности коммуникативных шагов и действий (с комментариями и пояснениями);
      - разновидности заданий и упражнений с описанием вариантов их применения и их учебных возможностей, направленности на развитие конкретных способностей, умений и навыков, других качеств и свойств личности;
      - подробного описания технологических операций разного уровня для развития различных видов учебной деятельности, которые предполагают отбор соответствующих методов, средств и приемов обучения и воспитания;
      - конкретизированных целей и задач применительно к разделу, теме, уроку и его отдельным этапам;
      - заданных результатов в развитии и формировании личности школьника.
      Таким образом, четвертый уровень технологий представляет собой подробнейшее, с комментариями и пояснениями, описание способов организации педагогического процесса, его содержательной и функциональной структуры, механизмов управления, заданности параметров процесса и его результативности, а также контролируемости и воспроизводимости результатов. Технологичность процесса характеризуется и тем, что на всех его этапах осуществляется “экологический” контроль технологии и коррекция режимов работы.
      Этот уровень технологии предполагает:
      - наличие гарантированного минимального уровня обученности;
      - обязательный учет экономических затрат: времени, средств, физических и духовных сил педагога, его творческого потенциала;
      - обязательную повторяемость и воспроизводимость результатов обучения.
      В качестве справки, поясняющей последнюю мысль, укажем на то, что при оптимальных условиях обучения и учете индивидуальных ocoбенностей и отличий детей, например, при использовании технологии полного усвоения знаний, можно достичь полного усвоения учебного содержания. Проверено, что 95 % детей могут полностью усвоить содержание. В их числе: 5 %— талантливые, 90 %— обычные учащиеся, малоспособные дети составляют около 5 %. Это дети больные, с врожденными аномалиями, задержкой психического развития и т.п. Такую статистику дают исследования, проводимые в США. Следовательно, хорошо отработанные и выверенные технологии при их использовании учителями-технологами могут обеспечивать повторяемость и воспроизводимость результатов. Это подтверждается педагогическим опытом.
      Проблемы конструирования технологий обучения (да и воспитания) не сводятся к вышеназванным. Идет поиск новых дидактических подходов, систем, методов и средств, которые помогли бы перевести обучение на технологическую основу. Появляются новые идеи. В ряде школ и вузов Беларуси, России, Украины, других государств проводятся экспериментальные исследования по разработке и внедрению технологий как педагогами-технологами, так и творческими коллективами. В Республике Беларусь разработкой проблем педагогических технологий заняты на кафедре педагогики Гродненского госуниверситета им. Я. Купалы (научный руководитель —- проф. В.П. Тарантей), школе-гимназии №30 г.Гродно (научный руководитель— Р.И. Таран), в лабораториях Академии последипломного образования г. Минска.
      Внедрение технологий в учебный процесс медленно, но уверенно продолжается, занимает умы все большего числа педагогов, психологов, представителей смежных наук. Технология— это синтетическое образование, возникшее на стыке гуманитарного, естественно-математического и технического циклов наук. В педагогике за ним, по всем прогнозам, — будущее.

 

Педагогические технологии возникли закономерно в результате поиска путей развития форм, методов, систем обучения, обеспечивающих решение различных педагогических задач. Они имеют и направленность, которая обеспечивает развитие отдельных способностей, свойств и качества ума, памяти, чувств и эмоций, физических и других данных. Они также направлены на совершенствование организации учебной работы учащихся и учителя (преподавателя).
      Общей целью всех технологий является, во-первых, достижение гарантированных результатов в обучении (или воспитании); во-вторых, их повторяемость и воспроизводимость. При этом с наименьшими затратами времени, средств, физических и интеллектуальных сил. Но технологии имеют и свои специфические цели.
      Так, цель адаптивной технологии— обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля, приемам исследовательской деятельности; развитие и совершенствование умений самостоятельно работать, добывать знания, и на этой основе — формирование интеллекта школьника.
      Цель интегральной технологии — стимулирование учебного интереса, развитие умственных способностей, обогащение интегрированными знаниями старшеклассников.
      Цель технологии полного усвоения знаний — учить всех детей добиваться достаточно высоких результатов в усвоении и применении знаний и умений.
      Цель технологии проблемного обучения — стимулирование интеллектуальной активности учащихся; развитие процесса мышления, индивидуальных особенностей ума; формирование внутренних мотивов учения, способов умственной деятельности учащихся, их творческих способностей; самостоятельный поиск путей решения проблем. Также — формирование творческого, нестандартного мышления, освобожденного от привычных стереотипов и штампов.
      Рассмотрение технологий с позиции их целевой направленности дает основание вывести исходные положения их применения. Таким образом, применение технологий в учебном процессе предполагает:
      - осознание возможностей разных технологий, могущих реализовать поставленные цели;
      - учет индивидуальных и возрастных особенностей детей, уровня обученности и степени обучаемости;
      - ряд технологий можно успешно использовать только на ограниченном отрезке времени, для реализации кратковременных целей, ибо дальнейшее использование этих технологий не будет способствовать достижению стратегии обучения, будет непродуктивным;
      - поэтапное внедрение технологий в учебный процесс и адаптацию учащихся к работе в технологическом режиме;
      - наличие полного технологического инструментария и условий, подготовленности учителя к такой работе.
      Применение педагогических технологий в учебном процессе — дело перспективное. Но оно сталкивается с рядом сложностей и проблем. У нас почти нет технологий, разработанных на четвертом уровне. В имеющихся методических разработках технологические аспекты изложены обобщенно, на высоком уровне абстракции (”делай так, делай так и вот так”), а как конкретно…? И каждый учитель (преподаватель) начинает творить по-своему разумению, как он понимает. Но не всегда под силу
      учителю создать теоретически и практически оправданную технологию, апробировать ее в условиях школы.
      В педагогической теории и практике важно рассмотрение как классификационных признаков технологий, так и их технологических возможностей по повышению качества учебного процесса. А это, в свою очередь, поможет более конкретно обозначить область их применения.
      Педагогические технологии условно можно разделить на две большие группы: безмашинные и машинные (с использованием обучающих машин, компьютеров, видеотехники). Как безмашинные, так и машинные технологии имеют свои преимущества и недостатки, которые необходимо учитывать в учебном процессе. К слабым сторонам машинных технологий можно отнести то, что они вызывают дефицит общения, ограничивают возможность формулирования своих мыслей и развитие творческого мышления, ограничивают условия развития социальных свойств и качеств обучающихся.
      Заслуживает внимания такой аспект, как технологичность содержания обучения, то есть возможность подвергнуть учебную информацию технологическому кодированию и не утратить ее обучающих возможностей. Есть учебная информация, которую невозможно перевести на технологический язык без искажений и деформаций, сохранить ее учебную и научную целостность. В этом случае информация, преподносимая учащимся, теряет свою первоначальную значимость. Так, например, художественная, литературная информация не поддается переводу на технологический язык. Почти невозможно передать суть “идей в движении, развитии, теории и концептуальные подходы, разнообразные оценки, плюралистические мнения, противоречия. Абсолютизация кодирования и ограничение процесса обучения литературе, искусству, обществоведению, истории, этике и психологии семейной жизни чисто технологическими подходами ведет к бездумному зазубриванию, к формализму в знаниях и безыдейности в воспитании “.
      В принципиальном плане технологизация противопоставляется творчеству, ибо технология — это алгоритмизация, программирование. А это несовместимо с творчеством.
      В то же время многое в учебном процессе хорошо поддается технологизации. Она оправдывает себя, например, в плане формирования умений и навыков, при изучении языков, решении задач по формулам, при освоении трудовых и физкультурных упражнений и т.д. Выход же учащихся на уровень доведенных до совершенства умений и навыков — необходимое условие развития творческих способностей.
      Исходя из сказанного, можно обозначить следующие “за” и “против” технологий:
      ЗА
      - возможность диагностичности цели и результатов учебно-воспитательного процесса;
      - достижение гарантированного результата в обучении;
      - повторяемость и воспроизводимость результатов;
      - направленность технологий на достижение конкретных целей в обучении или воспитании;
      - формирование умений и навыков, доведенных до совершенства;
      - экономия времени, средств, сил на достижение поставленных целей;
      - при обоснованном применении их можно рассматривать как базу для развития творческого мышления и способностей.
      ПРОТИВ
      - сложность перехода на технологический режим обучения;
      - невозможность перевода всей информации на технологический язык обучения;
      - усиливают дефицит общения;
      - не работают на развитие творческого мышления и творческих способностей (особенно машинные технологии); исключение составляют технологии проблемного, эвристического обучения;
      - работают на основе смоделированных алгоритмов и программ. Оценивая достоинства и недостатки педагогических технологий, мы
      должны помнить о том, что нет технологий, способных заменить живое человеческое общение во всей красоте его проявлений и возможностей в учебно-воспитательном процессе. Наши рассуждения, по-видимому, будут способствовать формированию более полных суждений о выборе и использовании технологий в педагогическом процессе.

 

Итак, поиск путей оптимизации учебно-воспитательного процесса обусловил появление и развитие педагогических технологий разных уровней и разной целевой направленности. Дальнейшее развитие технологий связано с разработкой новых и модернизацией имеющихся, способных реализовать современные концепции образования и воспитания.
      Среди приоритетных можно назвать технологии общения; технологии, развивающие личность с учетом ее принадлежностей к тому или другому полу (исследованиями подтверждается, что учебно-воспитательный процесс в период советской педагогики был ориентирован преимущественно на “бесполую” личность, не уделялось должного внимания воспитанию мужских или женских качеств). К приоритетным отнесем и технологии, формирующие творческое, нестандартное мышление (технологии развивающего, эвристического и проблемного обучения); технологии подготовки учителя (формирующие технологическое мышление и практические навыки и умения) по обучению или воспитанию в технологическом аспекте; технологии, при которых ученик оказывается в позиции субъекта учебного процесса, и при этом обеспечивается исследовательско-научный характер обучения.
      Важным направлением в развитии технологий выступает совершенствование их методического инструментария и материально-технического обеспечения.
      Совершенствование и модернизация технологий, видимо, предусматривает придание им технологических характеристик гибкости, вариативности, многоцелевого назначения.


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн