Официальный сайт медиатэк 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Ценности человеческой жизни (по роману Н.Ильбекова "Чёрный хлеб")

Фото пользователя Любовь Васильевна Николаева
Submitted by Любовь Васильевна Николаева on Fri, 02/04/2010 - 13:07
Данные об авторе
Автор(ы): 
Николаева Л.В.
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ №59 с УИОП г.Чебоксары"
Регион: 
Республика Чувашия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Другое
Цель урока: 
Обучающая: Обучить осознанности и действенности знаний. Закрепить термин «литературный портрет». Выявить идейное содержание и художественное своеобразие произведения. Воспитательная цель: Работа над эпизодом: расширить у детей собственный диапазон чувствований, обогатить внутренний духовный мир. Погрузить детей в проблематику нравственных ценностей, современных общечеловеческих приоритетов (уважение, душевная щедрость, милосердие, гуманность). Проявить любовь к произведениям чувашских писателей. Развивающая: Развивать культуру спора, дискуссий, учить анализировать, синтезировать, сравнивать. Развивать способность учащихся понимать произведение, логичность и художественность мышления, творческое воображение, самостоятельность суждений, правильность речевого выражения.
Тип урока: 
Комбинированный урок
Используемые учебники и учебные пособия: 

1) Тураев С.В. Литература: Справ. материалы: Кн. Для учащихся. – М., 1989

2) Ильбек Н.Ф. Чёрный хлеб: Роман. Перевод с чувашского Зои Романовой.- Чебоксары: Чув. Кн. изд., 2004.-480с.
3) Мигулай Ильбек Чёрный хлеб: Роман. Перевод с чувашского Александра Толмачёва. - М.: Изд. «Современник», 1972. -302с.
4) Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. – М., 2003.
5) Волков Г.Н.  Чувашская этнопедагогика. – Чебоксары. 2004. – 488 с
6) Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966.
7) Петрова Т Н. Чувашская педагогика как факт мировой культуры. Чебоксары, 1996.
8) Сбоев В.А. Исследования об инородцах Казанской губернии. Заметки о чувашах. Казань, 1856.
9) Мухина В.С. Этнопсихология: настоящее и будущее. Психологический журнал. Том 15. №3. 1994.
10) Карнеги Д. Как быть счастливым в семье / Предисл. И пер. с англ. П.К.Петрова.- Мн.: Попурри, Г.К. М., 1997.-432с.
11) Пушкин В.Н. Чувашская литература: Учебная хрестоматия для 10-11 классов школ с многонациональным составом учащихся и русских национальных школ в трёх частях. Ч.1-1997, Ч.2-    , Ч.3-
12) Хлебников Г.Я. Чувашский роман. Чебоксары, 1966.
13) Ильичёв Л.Ф. Философский энциклопедический словарь.- М.,1983.
14) Лопатин В.В. Русский толковый словарь. – М., 1998.
15) Ожегов   Толковый словарь русского языка.- М., 1993
16) Зотов И.А. Конфликты и характеры в романе Н. Илбека «Чёрный хлеб» (Текст)/И.А.Зотов //Вопросы метода и жанра и стиля в чувашской литературе: сб. ЧНИИ. - Чебоксары, 1981.
17) Зотов И.А. Микулай Ильбек (текст)/И.А.Зотов. – Чебоксары, 1984.
18) Фёдоров Г.И. Художественный мир чувашской прозы (Текст) /Г.И.Фёдоров. – Чебоксары, 1996.
19) Хлебников Г.Я. Современная чувашская литература (Текст) /Г.Я.Хлебников. – Чебоксары, 1971.
 
 
 

 

Используемое оборудование: 

ИКТ

Краткое описание: 
Эпиграф к уроку: 1)«Подлинные ценности – невозможно измерить деньгами» Известный капиталист Джордж Сорос «Кризис мирового капитализма» 2) «Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание» Люцилий Аней Сенека Ход урока: 1. проверка домашнего задания 2. новая тема 3. закрепление 4. обобщение 5. домашнее задание Как писал известный капиталист Джордж Сорос в своей книге «Кризис мирового капитализма» «Подлинные ценности невозможно измерить деньгами». Другой эпиграф – слова известного философа, воспитателя императора Нерона, Люцилия Аннея Сенека «…Жизнь ценится не за длину, а за содержание» не зря взяты к нашему уроку. Сегодня на уроке мы должны дать представление о смысле и ценностях жизни в чувашской деревне 19 века и о современных общечеловеческих приоритетах; направить своё внимание на высшие ценности; осмысление жизни, тонкое проникновение в сложные психологические коллизии героев в романе Н. Ильбекова «Чёрный хлеб». На сегодняшнем уроке мы должны понять, что является ценностями жизни. Рассматривая, анализируя поступки героев, мы должны сделать выводы, какими путями идут герои, как нужно правильнее прожить жизнь.

 

Ценности человеческой жизни (по роману Н.Ильбекова «Чёрный хлеб»)
Мы живём не в простое время – время ломки стереотипов, утверждения новых непривычных понятий, ценностей и взаимоотношений между людьми. В современном мире наблюдается тенденция наращивания рациональных знаний, а проблема нравственности, к сожалению, становится чем-то второстепенным. Это явление не может не беспокоить. «В современном обществе вызывает серьезную тревогу повсеместная потеря духовности. Стремление к добыванию денег любыми средствами и способами, тяга к личному обогащению без каких-либо усилий, торгашеский дух, продажность, возникновение в части населения денежно- финансового психоза наносит урон понятиям чести, справедливости, человеческого достоинства»,- пишет Г.Волков, академик Российской академии образования. И с этим трудно не согласиться. Вызывает тревогу тот факт, что общественное мнение даёт более высокую оценку понятиям «удачливый бизнесмен», «деловой человек», чем понятию «порядочный человек». Ведь ещё Аристотель предупреждал: «Кто двигается вперёд в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед».
Нравственность – наивысшая мера человечности. Она начинается с сознания долга личностью, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. Недаром Чарльз Дарвин в поисках коренного различия между людьми и животными остановился на этом качестве. «Нравственным существом,- писал он, - мы называем такое, которое способно сравнивать свои прошлые и будущие поступки и побуждения, одобрять одни и осуждать другие. То обстоятельство, что человек есть единственное существо, которое с полной уверенностью может быть определено таким образом, составляет самое большое из всех различий между ним и низшим существом - животным". Нравственные качества человека не передаются по наследству, а вырабатываются в процессе трудовой практики народа и воспитываются в каждом индивидууме. Вот почему во все времена проблема нравственного воспитания занимала важное место в общественной жизни.В воспитании нравственности имеют значение все предметы, но особую роль по вполне понятным причинам призвана сыграть литература: и русская, и чувашская.
Одна из первейших обязанностей учителя словесности заключается в воспитании у своих учеников на примере классических произведений изначальных общечеловеческих норм нравственности. Но ни в прошлом, ни, тем более, в настоящем мораль не сводилась к элементарным формам. Наряду с нормами простыми, устоявшимися существовали и существуют нормы сложные, изменяющиеся, развивающиеся. К ним можно отнести честь, совесть, долг, счастье, патриотические чувства и т. д. их усвоение требует от учителя и ученика глубинного исторического подхода и серьёзной интеллектуальной подготовки, определённого знания истории нравственной и эстетической культуры. Одним из составляющих решения данной задачи – активное подключение ученика в учебно-воспитательный процесс.
Конечно, школа не в состоянии в одиночку воспитать порядочного, честного, трудолюбивого гражданина общества, но она играет огромную роль в закладывании правильных ориентиров.
Художественная литература имеет громадное количество таких ориентиров на примере героев различных произведений. Писателем, который остро поднимал в своих произведениях вечные проблемы духовности, нравственности, является Н.Ф.Ильбеков. Эти проблемы особенно глубоко затронуты в его романе «Черный хлеб». В русскоязычных школах роман Н.Ильбека «Черный хлеб» включен во вторую часть хрестоматии по чувашской литературе в сокращенной форме. Но я считаю, что такое классическое произведение нужно читать в полном варианте, даже если это перевод. Поэтому я предлагаю учащимся дома прочитать первую часть книги полного варианта романа Н.Ильбека «Черный хлеб» в переводе двух авторов (по выбору): 1) Ильбек Н.Ф. Чёрный хлеб: Роман. Перевод с чувашского Зои Романовой.- Чебоксары: Чув. Кн. изд., 2004.-480с.
2) Мигулай Ильбек Чёрный хлеб: Роман. Перевод с чувашского Александра Толмачёва. - М.: Изд. «Современник», 1972. -302с
 Чувашская литература в русскоязычных школах преподается только в старших классах. Опыт показывает, что в старших классах уроки, организованные в форме спора, диспута, дискуссии, воспринимаются лучше, чем обычные монологи учителя. В пору становления характера диспут необходим – это своеобразный смотр способности мыслить, отстаивать свои убеждения. Умение спорить – совсем не простое, ему надо учить. Учить выслушивать чужое мнение, уважать его, побеждать в спорах не криком, не раздражением, а логикой и аргументами, уметь признать, если справедливы, доводы оппонента – все эти поиски истины. «Убеждение, - писал В.Г.Белинский, - должно быть дорого потому только, что оно истинно, а совсем не потому, что оно наше». Класс заранее делится на команды, капитаны, эксперты.
 Чтобы спор прошел оживленно, я ученикам заранее предлагаю вопросы по теме, литературу, материалы периодической печати. Учитель должен стремиться пронизывать школьный разбор литературного произведения важными мировоззренческими вопросами и разрешать их так, чтобы при этом происходили сдвиги в литературном развитии учеников. Проблемное преподавание возбуждает интерес к литературе, проявляет в учениках потребность в анализе.
Неизбежным моментом работы с эпическим текстом оказывается анализ конкретных эпизодов. Эпизод – всегда звено в событийной цепи. Каждый из них связан с другим. Поэтому анализ отдельного эпизода и взаимодействия его с остальными важен для уяснения сюжета и композиции произведения. В старших классах в эпизоде на первый план выступает, как правило, герой и авторская позиция. В работе над героем эпического произведения есть еще одна важная сторона: в процессе наблюдений, оценок, обобщений ученик постигает приемы создания образа-персонажа и постепенно овладевает умением самостоятельно его анализировать.
К сожалению, по чувашской литературе мало методических разработок уроков для русскоязычных школ. Я  надеюсь, что предлагаемая работа будет хорошим материалом для учителей чувашской литературы.  

 

   Эпиграф к уроку:
 1)«Подлинные ценности – невозможно измерить деньгами»
                                                                     Известный капиталист Джордж
                                                     Сорос «Кризис мирового капитализма»
     
  2) «Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание»
                                                                       Люцилий Аней Сенека
 
 
 
              Ход урока:
1.      проверка домашнего задания
2.      новая тема
3.      закрепление
4.      обобщение
5.      домашнее задание
 
 
 
 
 
 
Как писал известный капиталист Джордж Сорос в своей книге «Кризис мирового капитализма» «Подлинные ценности невозможно измерить деньгами». Другой эпиграф – слова известного философа, воспитателя императора Нерона, Люцилия Аннея Сенека «…Жизнь ценится не за длину, а за содержание» не зря взяты к нашему уроку.
Сегодня на уроке мы должны дать представление о смысле и ценностях жизни в чувашской деревне 19 века и о современных общечеловеческих приоритетах; направить своё внимание на высшие ценности; осмысление жизни, тонкое проникновение в сложные психологические коллизии героев в романе Н.   Ильбекова «Чёрный хлеб».
 На сегодняшнем уроке мы должны понять, что является ценностями жизни. Рассматривая, анализируя поступки героев, мы должны сделать выводы, какими путями идут герои, как нужно правильнее прожить жизнь. Но сначала объясните мне, как вы понимаете слово «ценность» и «ценность жизни».
 Хорошо, вы понимаете что такое «ценность». Давайте посмотрим, как объясняется в философском энциклопедическом словаре.
Итак, « Ценность – термин, широко используемый в философской и   социологической литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определённых явлений действительности…Т.е. оценивается в плане добра и зла, истины или неистинны, красоты или безобразия, допустимого или запретного, справедливого или несправедливо и т.д. Ценность составляет содержание жизни человека: переживания, раздумья, действия, поступки. Ценность - это то, что значимо для жизни человека, тот предпочтительный объект, присутствие которого оказывает влияние на содержательный ход жизни» (Ильичёв Л.Ф.Философский энциклопедический словарь.- М., 1983, стр.765)
Один человек в число своих ценностей включает еду, деньги, вещи и иных не признаёт, а другой, считая еду, вещи и деньги условиями существования, ценностями избирает любовь, труд, прекрасное, познание, природу. Для кого – то одна ценность является смыслом жизни (например, любовь), для кого – то – другая, духовная.
    Сегодня мы продолжим анализ произведения Н.Ильбекова «Чёрный хлеб», рассмотрим духовные и материальные ценности героев романа. Давайте вспомним, какие герои встречаются в романе Н. Ильбекова «Чёрный хлеб»?
 Главный герой романа Шеркей. Его семья: жена Сайде, дочь Селиме, сыновья: Ильяс и Тимрук. Брат Шеркея - Элендей и его семья; Каньдюк, Алиме - жена К., их сын Нямась; Лискав; дочери Эскап, Кемельби; Урнашка - настоящее имя Хведюк (подручный К.); Элюк староста; Узалук – лесоторговец, Елиса - подруга Селиме, сирота Тухтар; Палюк-врач; Шингель; Касым (татар); Ильдиер; утламышский богатырь Имед; кузнец Иван Капкай, сын Миша; и др.
Угадай героя
 Дома ученики должны были нарисовать портрет по описанию внешнего облика автора романа и символ одного героя (по характеру и по поступкам кого или чего напоминает герой); подготовить краткую характеристику этого героя. Какой литературный приём (какие изобразительно – выразительные средства худ. речи) использует автор при описании героя.
Предлагается план характеристики героя.
1.      Какой герой в начале романа?
   (Кто он? Как выглядит? Каковы его семья, окружение? Что его больше всего занимает, к чему он стремится, как относится к людям?)
2.      Какие события окружающей жизни производят на него наибольшее впечатление? Вызывают изменения во взглядах, поведении, характере героя? Как эти изменения проявляются во внешнем облике, речи?
3.      Чьи влияния испытывает герой? Как они сказываются на отношении героя к жизни? На его поведении?
4.      Какие суждения, чувства, поступки раскрывают нам новые черты характера героя? Изменение его отношения к жизни? К людям?
5.      Какой из моментов жизни героя можно считать наиболее важным, определяющим его будущее?  
 
Детям предлагается список качеств личности, из которого он должен выбрать.
Аккуратность, беспечность, благородство, вдумчивость, вспыльчивость, гордость, гуманность, доброта, доверие, дружба, заботливость, зависимость, искренность, идейность, лицемерие, любовь, мечтательность, мстительность, надёжность, обидчивость, осторожность, отзывчивость, оптимизм, ответственность, патриотизм, практичность, принципиальность, прямодушие, рассудочность, решительность, самостоятельность, самокритичность, сдержанность, смелость, справедливость, сознательность, терпимость, трудолюбие, цинизм, щедрость, эгоизм.
--Каждый читает литературный портрет, а остальные должны отгадать – о ком идет речь?
--На карточках даны эпизоды из романа. Попробуем проанализировать поступки наших героев, ответим на вопросы. Каждая группа должна ответить с точки зрения своего героя. А независимая экспертная группа будет анализировать и объективно оценивать.
«Мы должны оценить человека во всей совокупности его существа, человека как человека, даже если он грешен, несимпатичен, озлоблен. Нужно искать сердцевину, самое глубокое сосредоточение человеческого в этом человеке» (как писал М.Б. Булгаков).
 
Чтение и анализ эпизодов по полному варианту романа Н.Ильбека «Чёрный хлеб»:             1)перевод с чувашского Зои Романовой, - 2004. 2)перевод Александра Толмачёва, - 1972
1)        а) Каньдюк Шеркею: «Тебе вот предлагаю помощь в этой беде, мостик прокладываю, проходи по нему смело и не оглядывайся по сторонам, кто там и чего скажет…
 Шеркей просиял. Он знает, как нужно жить, по какой дорожке пойти. Кто бы помог ему в такой беде? Босяки что ли? Они сами ходят в драных штанах, с неприкрытой срамотой, животы борщовником набивают…» (2004; с. 116-117). 
«Мечты, одна другой приятнее и заманчивее, будоражили воображение Шеркея. Он видел (представлял) до отказа набитые хлебом амбары, дом добротный, внутри всё богато и красиво, во дворе лошадь – одна на всю округу. Мечты заманчивы …» (1972; с. 120).
Учитель: В самый безнадёжный и беспросветный момент  жизни Шеркея протягивает ему руку помощи Элендей.
б)«…Но ты не бойся, я тебе помогу. Только не ходи на поклон Каньдюку, слышь? Никому не кланяйся. Не идёт нам попрошайничать. Честь продавать. Совесть. Прокладывай дорогу к счастью сам. Такие, как Кандьюки, приласкают, утешат. Но для чего? Чтобы верхом на тебя забраться» (1972; с. 291.)
в) «Хотя и говорят: «Дают – бери, бьют – беги», но надо знать, у кого брать. Иной одной рукой даёт, другой дубинку держит».
«Все богатеи таковы. Не пожалеют они тебя. Не жди. В богаче души нет… Ты думаешь, он богатеет потому, что много трудится? Да? Мы на него работаем. Всё ихнее отродье нашей кровью питается… а люди должны работать. Ты думаешь Каньдюк тебе своё дал?.. Мы все одинаковые: одна голова, две руки, две ноги, пара глаз… и жизнь поэтому у всех должна быть равной» (1972; с. 293-294).
г) «Но разве виноват Тухтар, что у него такая судьба? Не сам выбирал он её. И у Шеркея, и у любого другого могли умереть родители» (1972; с.135).
 «…И стоит ли сейчас упрекать его тем, что в детстве он был подпаском? С другой стороны, разве пастух – не человек? Или у него нет сердца, над ним можно насмехаться?» (2004; с.129).
 Каньдюк Шеркею: «Не можем мы, братец, знать тех путей, по которым судьба приводит к нам счастье» (1972; с.119).   
 Вопросы:            
 I. перед Шеркеем два пути: первый - идти на поклон Каньдюку, «честь продавать» и стать побогаче, второй - отказаться от помощи Каньдюка, от «красивой жизни», но не терять своё честное имя. а) Какой путь выбрал Шеркей? б) Вы бы, по какой дорожке пошли? Почему? в) Как вы считаете, счастье зависит от нас самих?
 II. Что является смыслом жизни для Шеркея?
 Если мы всё равно рано или поздно умрём и этим всё кончится, то может быть, смысл жизни заключается лишь в том, чтобы взять от жизни побольше наслаждений и удовольствий? Аргументируйте свою точку зрения более подробно.
 III. Существуют ли для вас ценности, утратив которые, вы потеряли бы смысл жизни?
 
 Ответы учеников, их анализ.
Нравственный облик – это нравственные чувства, сознание и соответствующее им поведение, это гармония чувств, мыслей и действий. Самым характерным в национальном облике чувашей, ставшим для них обычным и естественным, по мнению И.Н.Юркина, является стремление к сохранению доброго и честного имени в самых сложных и трудных обстоятельствах. Для чувашей национальная честь сливалась воедино с добрыми именами родителей, с честью семьи и рода.
 Жизнь часто предоставляет человеку шанс совершить доброе дело или отказаться от зла. Но мы не всегда его используем, потому что не хотим сделать достойный выбор. Потом жалеем об упущенном шансе. Судьба даёт нам только источник блага и зла, только зародыш вещей, которые уже в нас развиваются во благо или зло. Ибо душа наша сильнее всякой судьбы. Она сама обращает дарованные ей вещи в ту или другую сторону, и она одна является причиной счастливой или несчастливой жизни. Мы слишком поздно понимаем, что смысл жизни заключается в самой жизни, в ритме каждого дня и часа.
«Счастье зависит от нас самих», - так утверждал Сенека. Все блага должны зависеть от нас, а не мы от них! Жизнь сложна, но я хочу, чтобы вы выработали к ней положительное отношение. Наше отношение к жизни определяет нашу судьбу.
И я вновь обращаюсь к Сенеке.
«Злой всё обращает во зло, хотя бы в его распоряжение были даны лучшие блага; напротив, здравый и прямодушный исправляет ошибки судьбы, смягчает несчастье и горести умением их переносить; принимает удачу скромно и с благодарностью и переносит бедствия терпеливо и мужественно. Тот, кто мудр, и всё делает после зрелого размышления, никогда не попытается сделать что-либо, превышающее его силы».
Давайте вспомним следующие слова Уильяма Джеймса: «Многое из того, что мы называем злом… часто можно обратить в бодрящее и вдохновляющее добро путём простой перемены умонастроения страдающего – от страха и отчаяния следует перейти к борьбе». Так будем бороться за наше счастье! Начнём с сегодняшнего дня.
 
2)а)Шеркей: «Болтовнёй богатство не наживёшь…» (1972; с.92); « В хозяйстве кривой гвоздик сгодится»,- говаривал отец Шеркею. -  Добро надо беречь!..(2004г.- стр.91) «Чтобы хозяйство крепло, надо копейку к копейке прибавлять, рубль к рублю, зёрнышко к зёрнышку – ни одна крошка не должна пропадать, и даже мусор пускать в дело. Богатство счёт любит, бережливость, экономность». (1972г.-стр.93)
б) Тимрук размышляет: «Вот Узалука в деревне зовут богатеем, но тут и спорить нечего – богатство его на виду. Но он не возится с землёй, а промышляет лесом. А почему бы и его отцу не попробовать это дело... В деньгах – сила. Неужели отец этого не понимает? Интересно, можно ли хоть когда-нибудь дойти в этих мыслях до конца истины?» (2004г.-стр.140).
 в) «Шеркей осмотрелся. В углу соткал свою паутину чёрный паучок. В его сети угодила незадачливая муха. А он тут как тут. Вот он дополз до мухи и остановился; и внимательно смотрит на неё. «Ишь, как радуется хитрец! – подумалось Шеркею. -  Ты гляди: в два раза больше себя муху пленил, к тому же крылатую… Вот и среди людей так же: кто похитрее, тот и наверху». (2004г.- стр.97-98)
г)«…Каньдюк смотрит из окна на резвящихся детей и думает о них как о будущих своих работниках. Половина, правда, из них умрёт, ещё не достигнув зрелого возраста, другие будут лезть из кожи, чтобы как-нибудь выжить в этой жизни… «Ведь ничегошеньки у самих нет, а всё хотят жить,- злорадствует Каньдюк. – И не задумываются: кому надо, чтобы они жили. Кому?» («Ч.х.»2004г.26гл. стр.190-191)
Вопросы:
1)             Как вы понимаете чув. пословицу «В хозяйстве кривой гвоздик сгодится?» А выражение «В деньгах-сила»? Как можно в наше время материально стать богатым? Всё ли в жизни зависит от денег?
2)             С чем сравнивает Н. Ильбеков в 12-й главе романа Шеркея: с мухой или пауком? Почему? Обязательно ли нужно быть хитрым? Как надо «выжить в этой жизни?» Поясните ответ.   
 
 Ответы детей, выводы.
 Тимрук становится похожим на своего отца. Не следует забывать, что ваши дети, когда вырастут, будут относиться к вам так же, как вы сейчас относитесь к своим родителям. На этой земле мы перед богом все равны. Никто не рождается нищим, так же как жестоким и бессердечным. К подобному своему состоянию человек приходит постепенно, по мере получения им отрицательного жизненного опыта и под влиянием складывающихся обстоятельств.
Человек рождается, чтобы творить по нравственному закону, который живёт в его душе. Этот нравственный закон – голос совести.                
 
 
3)а) « Элендей рад всем, кто приходит в его дом, а называет не иначе как «мои доктора». Выздоровлением, конечно же, он обязан Палюку, и Элендей это прекрасно знает, но он знает и то, что эти люди тоже переживали за него, всё время спрашивали, как он, желали скорее поправиться. А ведь доброе слово, к тому же вовремя сказанное, иногда лечит лучше всяких лекарств, согреет душу, придаёт силы». (2004г.- стр.186)
б) размышления Тухтара: «Можно залечить рану на теле, как бы ни была она велика и глубока. Промоют её чистой водой, смажут целебными снадобьями, стянут потуже повязкой и начинает она потихоньку подживать. Болит нестерпимо, ноет, но проходит день за днём – и зарастёт она, и забывает человек о ней. А если рана в душе? Какое лекарство приложишь к ней, чем перевяжешь её, чтобы не кровоточила? Слова утешения? Но от них становится ещё больнее – словно соль они для раны, разъедают… Что делать ему теперь, как жить?... Бывали минуты, когда он решал покончить с собой, но его останавливала надежда, которая ещё теплилась в сердце». («Ч.х.»1972г.23гл. стр.182-183)
в) Самое страшное для человека – это утратить веру в себя, в свои силы, лишаться всякой мечты… Потеря веры в любое дело подкашивает под корень… Дни ему надоели, ничто не травит и не тешит душу, голова пуста.… Когда у человека есть цель, он, даже если недостаёт сил, на одном энтузиазме выезжает, хлопочет, рвётся вперёд, к осуществлению своей мечты»  ( 2004г.- стр.262 ).
г) «Но теперь-то Тухтар знает точно, что ни один день не похож на другой, у каждого дня – свои мысли, заботы, чувства. И всё это зависит от тебя самого. Может, думал, что молодость придёт ещё раз, причём, та, другая, окажется гораздо счастливее, чем настоящая? Оказывается, как хорошо жить на земле, если тебя кто – то любит! Бог с ним, что ночи он проводит без сна – они всё равно хороши, пусть иногда бывают волнение и беспокойство – они тоже делают жизнь наполненной и интересной». (2004г.- стр.119)
   Вопросы:     
1)             Как вы понимаете подчёркнутые предложения?
2)             Как можно «залечить душевную рану»? Как «лечил» свою «рану» Тухтар в романе, как бы вы поступили? Понимаете ли вы чужую боль, поддерживаете ли  близких и друзей морально?
3)             Какие ценности и цели в жизни были у Тухтара, Элендея, Селиме и Сайде? Какая цель в жизни у вас?
4)             Что значит для Тухтара и Селиме любовь? Как вы понимаете смысл любви?  
Ответы учеников, выводы экспертной группы.
Нормальный, полноценный человек никогда не сможет отгородиться от бед и проблем других. Наоборот, помогая другим, он, прежде всего, помогает себе, оберегает от жестокосердия, уныния и безразличия.
                   Как важно вовремя успеть
                   Сказать кому-то слово доброе,
                   Чтоб от волненья сердце дрогнуло.
                    Ведь всё порушит, может смерть  (А.Дементьев).
Мы не сможем изменить этот мир в лучшую сторону, не изменив прежде себя, свой внутренний мир. К сожалению, зло и порока прививаются к нам гораздо быстрее, чем впитывается чистота и любовь. И потому, надо набраться мужества и терпения в борьбе со своим внутренним злом, стараясь опираться на свою совесть. И как важно в любой жизненной ситуации не ожесточиться, не потерять любви к этому миру со всеми его недостатками, которые мы сами большей частью и порождаем. Любить мир именно таким, каков он есть. Не уходить внутрь себя, как улитка в домик, а жить – полноценно, радостно и счастливо.
 
Давайте подведём итоги: что является ценностью для героев романа Н. Ильбекова «Чёрный хлеб»?
Для Шеркея, Каньдюка – материальное богатство;
Для Тухтара, Элендея, Селиме, Сайде – духовное богатство, любовь…
Хотя Шеркей в конце понял, что счастье не в богатстве; главные ценности – духовные, красота души.
Из вышесказанного, после сегодняшней дискуссии, можно сделать вывод. Составим кластер. Что являются ценностями жизни?
                   
         Совесть       здоровье          добро            любовь      красота души
                   
                  Семья                                                                               справедливость
                               
                  Труд                            Ценность                                          жизнь
     
                  Дружба                                                                            доброта
 


 

         Истина       красота    познание                  природа   взаимопонимание
 
 Здесь мы обозначили только вечные ценности. А деньги, материальные ценности – преходящи (временны), относительны.               
 Обобщение.
 Итак, мы пришли к выводу, что жизнь ценится не за длину, а за содержание. Жизнь – это благо, дар, который даётся человеку лишь однажды. И от вас самих зависит, каким содержанием наполните вы свою жизнь. И как важно в любой жизненной ситуации не ожесточиться, не потерять любви к этому миру со всеми его недостатками, которые мы сами большей частью и порождаем.
(эпиграф) Как писал известный капиталист Джордж Сорос в своей книге «Кризис мирового капитализма»: «Подлинные ценности  невозможно измерить деньгами, денежные ценности не должны подавлять подлинные ценности».  «Как басня, так и жизнь ценится не за длину, а за содержание»,-как говорил Люцилий Аней Сенека.
   К сожалению, мы в жизни совершаем много ошибок…
            Ошибки… с кем ошибки не бывают
             Они сравнимы лишь с лавиною камней.
             Кого- то эти камни убивают.
             Но кто – то их немножечко сильней.
                                                        (Ролан Баррот)
            Мы учимся на собственных ошибках
            И после повторяем их опять
            Когда душа в сплошных ушибах,
            Мы что – начинаем понимать.
                                                        (А.Дементьев)
Постарайтесь в жизни совершать меньше ошибок, учитесь на чужих ошибках, не берите пример с главного героя романа «Черный хлеб» Шеркея.
Домашнее задание: написать сочинение на тему ««Ценности человеческой жизни. (По роману Н. Ильбекова «Чёрный хлеб»)»
Оценка работы учеников в течение урока.
А урок хочу закончить с песней о вечных ценностях
«Есть только миг»      Поём все.
                             Есть только миг.
                   Призрачно всё в этом мире бушующем,
                   Есть только миг, за него и держись
                   Есть только миг, между прошлым и будущим
                   Именно он называется жизнь.
   
                   Вечный покой сердце, вряд ли обрадует
                   Вечный покой для седых пирамид
                   А для звезды, что сорвалось и падает
                   Есть только миг, ослепительный миг.
                
                   Пусть этот мир вдаль летит сквозь столетия
                   Но не всегда по дороге мне с ним
                   Чем дорожу, чем рискую на свете я
                   Мигом одним, только мигом одним.
 
                   Счастье дано повстречать иль беду еще
                   Есть только миг, за него и держись
                   Есть только миг между прошлым и будущим
                   Именно он называется жизнь.
 
             До свидания. Урок окончен
 
Таким образом, можно смело утверждать, что роман Н.Ф.Ильбекова «Черный хлеб» никогда не устареет, всегда будет нам очень нужен для того, чтобы воспитывать, совершенствовать свою душу, ибо вопросы философско-нравственного порядка: для чего, собственно, создан человек; в чем заключается истинная ценность человеческой жизни; каково мое место и предназначение в этой жизни и др. всегда будет терзать живущих. А ответы на эти вопросы мы находим в произведениях классиков, у Николая Ильбека в том числе.           
 
 
 

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн