Вы не зарегистрированы

Авторизация



Урок-путешествие «По следам Пушкина»

Данные об авторе
Автор(ы): 
Гатина Рузина Яватовна
Место работы, должность: 
МОУСОШ с.Б.Кукмор Кукморского района Республики Татарстан
Регион: 
Республика Татарстан
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Библиотекарь
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
4 класс
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Предмет(ы): 
Библиотечное дело
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Литература
Предмет(ы): 
Литературное чтение
Предмет(ы): 
Русский язык
Цель урока: 
1. Дать представление о многообразии и разносторонности пушкинских произведений. Расширить круг пушкинского чтения у 5-тиклассников. 2. Развитие творческих способностей обучающихся. 3. Воспитывать любовь к русской классической литературе, прививать интерес к предмету.
Тип урока: 
Урок закрепления знаний
Учеников в классе: 
11
Используемое оборудование: 

1. Репродукция портрета А.С. Пушкина.
2. Стенд с фотографиями А.С. Пушкина из альбома « А.С. Пушкин».
3. Книжная выставка произведений А.С.Пушкина.
4. Репродукция фотографии памятника А.С. Пушкину в Москве работы скульптора А.М. Опекушина.
5. Мультимедийное оборудование.

Краткое описание: 
Урок-путешествие проводится с целью закрепления знаний по творчеству А.С.Пушкина. Учитель и учащиеся путешествуют по изученным произведениям поэта, глубже знакомятся с его жизнью и творчеством, ученики выразительно читают стихи, инсценируют отрывки из сказок. Обращается внимание и на правописание некоторых слов, отгадываются кроссворды.

Тема: Урок-путешествие « По следам  Пушкина»

 

 

Цели:
1. Дать представление о многообразии и разносторонности пушкинских произведений. Расширить круг пушкинского чтения у 5-тиклассников.
2. Развитие творческих способностей обучающихся.

3. Воспитывать любовь к русской классической литературе, прививать интерес к предмету.

Оборудование:
1. Репродукция портрета А.С. Пушкина.
2. Стенд с фотографиями А.С. Пушкина из альбома « А.С. Пушкин».
3. Книжная выставка произведений А.С.Пушкина.
4. Репродукция фотографии памятника А.С. Пушкину в Москве работы скульптора А.М. Опекушина.
5. Мультимедийное оборудование.

Предварительная подготовка:
1. Подготовка мультимедийной презентации.
2. Подготовка оформления доски.
3. Подготовка выразительного чтения учащимися стихотворений: «Няне», «Зимнее утро».
4. И там я был… (выставка детских рисунков к сказкам А. С. Пушкина). Что за прелесть эти сказки!

Эпиграф к уроку
Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма.
А.С.Пушкин.

 

  1. Оргмомент:

-приветствие;

- отчет дежурного (сегодня . декабря, понедельник. На улице холодно, -20 градусов. Светит солнце. В классе все. Но где же Фаннур?)

(магнитофонная запись: вьюга, метель, завывание ветра)

- актуализация знаний:

 

Фаннур: - Ай! Меня кольнуло прямо в сердце, и что-то  попало в глаз. Ой, как холодно. Фу, какие вы некрасивые.

      - Ребята, что же случилось с Фаннуром? Неужели Снежная королева заколдовала его? Как же его расколдовать? А вот и шкатулка, но она необычная. Это шкатулка забытых вещей.  

(там находятся предметы, нужно угадать, из каких они сказок: кольцо –К Паустовский «Стальное колечко»; туфелька – Ш.Перро «Золушка»; цветок – С.Аксаков « Аленький цветочек»; зеркало –А.Пушкин «Сказка о мертвой царевне…»( инсценированное чтение с зеркалом наизусть: автор, зеркальце, царица)

 

      - Молодцы, расколдовали мы нашего Кая.    – спасибо вам!

Ребята, вот мы с вами завершили раздел « Сказки». А какие же виды сказок вы знаете?

( народные, литературные) Чем они отличаются, чем похожи?

 

- Мы приступаем к изучению нового раздела « Рус.лит-ра 19 века»Сегодня познакомимся с жизнью и творчеством одного знаменитого человека. С ним вы уже встречались, итак, кто же он?

 

У Лукоморья дуб зеленый

Златая цепь на дубе том….( учитель читает отрывок наизусть)

(ученики сами выводят тему урока: А.С.Пушкин)

   Александр Сергеевич Пушкин! Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Может быть в колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или, лежа в кроватке, слушая дивные сказки, которые читала мама? Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами на всю жизнь. Трудно найти человека, который не знал бы, не любил замечательные произведения этого поэта. Еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии. И хотя прошло более 200 лет со дня его рождения, наша любовь к нему не ослабевает.

Надеюсь, что воистину талантливые пушкинские строки тронут и ваши души.
Знакомство с творчеством поэта вы начали еще, будучи совсем маленькими. Всем родители читали, наверное, его сказки. Поднимите руки, кто знаком со сказками Пушкина?
А какие сказки вы читали? Кто из героев вам больше всего запомнился и понравился?

Презентация «Биография А.С.Пушкина»

Слайд 1

Эпиграф урока: Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма.    А.С.Пушкин

Слайд 2
Портрет Пушкина

Слайд 3) детство

"Саша был большой увалень и дикарь, кудрявый мальчик... со смуглым личиком, не скажу, чтобы приглядным, но с очень живыми глазами, из которых искры так и сыпались".
(Из рассказа бабушки)
Достигнув семилетнего возраста, он стал резв и шаловлив, "отличался пылким нравом, необыкновенной памятью, и в особенности наблюдательным не по годам умом.
Бабушка выучила его читать и писать по-русски; учили его и танцам, возили его на балы к знаменитому в Москве танцмейстеру Иогелю. Когда мальчик подрос, его стали учить арифметике, истории и другим наукам.

Слайд 4) Отец

Отец поэта, Сергей Львович Пушкин, отставной военный, был старинного рода, но не богат и не слишком удачлив в службе и чинах. Он был, что называется, "светский человек", острослов, страстный любитель поэзии, "нрава пылкого и до крайности раздражительного". Воспитанный в духе поверхностного вольтерьянства,
С.Л. Пушкин был образованным, но беспечным и легкомысленным человеком, не любил хозяйственных и бытовых забот.
Сергей Львовича знал наизусть многие поэтические произведения, писал стихи, обладал хорошим вкусом, и художественным чутьем. Его разносторонние интересы: литература, театр, музыка - несомненно, способствовали развитию дарования детей.

Слайд 5) Мать

Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была внучкой знаменитого Ибрагима Ганнибала. Она была красива, любила выезжать, пользовалась успехом. Характер имела самый не ровный, с резкими сменами настроений: то гневалась, да так, что не только прислуга, но и дети и муж старались не попадаться на глаза, то впадала в черную меланхолию, то вдруг снова становилась ласковой и оживленной. Александр чаще всего раздражал ее и призывался обычно после очередной шалости на расправу. Мать раздражало все: упрямство мальчика, его неповоротливость, привычка грызть ногти и, главное, его непохожесть на других детей, его непонятная сложность.

Слайд 6) Бабушка и няня

Но были две женщины в доме Пушкиных, которые дали Александру так не достававшие ему материнскую любовь и ласку. Няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей, а потом и внуков, и бабушка, Мария Александровна Ганнибал, которая, по свидетельству сестры поэта, Ольги Сергеевны, "была ума светлого и по своему времени образованного; говорила и писала прекрасным русским языком...". Это они спешили утешить и приласкать мальчика, они рассказывали ему сказки, познакомили его с Бовой-королевичем и Кащеем, добрыми волшебниками и злыми колдунами - с прекрасным миром поэтического народного вымысла.
Бабушка выучила его читать и писать по-русски.

Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.

Слайд 7-8) Царскосельский лицей

Пушкин был далеко не первым учеником (особенно по естественным предметам), но стихи, которые он начал писать в лицее (лицейские стихи), почти сразу снискали ему авторитет у товарищей.

Слайд 9) Михайловское

 

Слайд 10) Тригорское

Иногда он отправлялся в имение своих соседей, с которыми очень дружили. А вот долгими зимними вечерами сидели с няней , и Пушкин написал стихи, посвященные своей любимой няне.

( 1 группа учеников (4) читают наизусть стих «Зимний вечер»,

2 группа- «Няне»)

Слайд 11) Иллюстрации из сказок

Слайд 12) С няней

А вот долгими зимними вечерами сидели с няней , и Пушкин написал стихи, посвященные своей любимой няне.

Слайд 13-14) Сватовство к Наталье Гончаровой

Пушкин женился в 1831 на Наталье Николаевне Гончаровой.
В семейной жизни Пушкин не был несчастлив.
«Когда я увидел ее в первый раз, красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась». Писал Пушкин.

Слайд 15) Дети

) Старший сын Александр (1833 - 1914).
Воспитанник 2 –ой Петербургской гимназии и Пажеского корпуса. Награжден золотым Георгиевским оружием с надписью «За храбрость» и Орденом Святого Владимира IV степени с мечами и бантом. За 35 лет военной службы стал кавалером многих русских и трех иностранных орденов. В 1890 г. А.А.Пушкин «за отличие по службе» был произведен в генерал-лейтенанты.

 Григорий Александрович Пушкин (1835 - 1905).
Воспитанник Пажеского корпуса. Корнет, ротмистр лейб-гвардейского Конного полка, переведен в Министерство внутренних дел, где дослужился до старшего советника. С 1866 по 1899 годы жил в селе Михайловском.

 Старшая дочь поэта Мария Пушкина (1832 - 1919).
Получила домашнее образование. С 1852 года – фрейлина. Л.Н.Толстой, знавший её, отразил некоторые черты её внешнего облика в Анне Карениной.

( Младшая дочь Наталья (1836-1913).
Получила домашнее образование. Современники называли её «прекрасной дочерью прекрасной матери». В 1876 году Наталья Александровна предоставила И.С. Тургеневу для публикации письма отца к её матери.

Слайд 16) Дантес и дуэль

Сл.17) Жизнь Пушкина оборвалась

 Умер он 29 января (10 февраля) 1837 в Петербурге. После отпевания гроб с телом был увезен в Святогорский монастырь, где Пушкина похоронили рядом с его матерью

Слайд 18) Слава Пушкина бессмертна

(памятники)

Слайд 19) итог (портрет и стих). Читает учитель

Работа с учебником:

- Ребята, а теперь откройте стих « Зимнее утро» и прочитаем выразительно. ( читают 5 человек)

Словарная работа:

Открой взоры      вечор

Аврора                  янтарный

Беседа по стих-ю:

- Каким настроением проникнуто это стих-е?

-Сравните описание мрачного вечера и солнечного утра.

- Как связано описание зимней природы с переживаниями человека?

- Понравились ли вам стихи Пушкина?

Работа в тетради:

Уроки литературы тесно связаны с уроками русского языка. Сейчас я хочу проверить , насколько вы грамотно пишете.

Слайд 20) Слова с пропущенными буквами.

Слайд 21) Пропущенные буквы

(ученики проверяют  слова) – У кого все правильно, поднимите руки! А теперь соединим все А и у нас получится оценка 5

Слайд 22) сверяют со слайдом

Слайд 23) Молодцы!

Итак, ребята, что мы сегодня узнали о Пушкине?

-Нравится ли его творчество вам? Почему?

-Понравился ли урок?

-Добились ли целей, поставленных на уроке?

( ставятся оценки) – Спасибо за урок.

 

Прикрепленный файлSize
Пушкин.ppt4.73 MB