Submitted by Ольга Алексеевна Яковлева on Fri, 02/04/2010 - 22:26
I.Организационный этап.
II.Постановка цели. Сообщение темы и цели урока.
III.Проверка домашнего задания.
Проверка знаний учащихся по теме «Химические уравнения. Классификация химических реакций» проводится в виде теста.
Вариант 1.
1. Уравнение реакции обмена:
А. CaO + SiO2 → CaSiO3
Б. FeS + 2HCl → FeCl2 + H2S
В. 2KClO3 → 2KCl + 3O2
2. Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции, схема которой
Fe + Cl2 → FeCl3
равна:
А. 4
Б. 5
В. 7
3. Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются:
А. Термическими
Б. Эндотермическими
В. Экзотермическими
4. По данной левой части уравнения CuO + H2SO4 → … восстановите его правую часть.
А. CuSO4 + H2O
Б. CuSO4 + 2H2O
В. CuSO4 + H2
5. Из нескольких простых или сложных веществ образуется одно более сложное вещество в реакции:
А. Замещения
Б. Обмена
В. Разложения
Г. Соединения
Вариант 2.
1. Уравнение реакции замещения:
А. BaO + H2O → Ba(OH)2
Б. Fe2O3 + 3H2→ 2Fe + 3H2O
В. 3KOH + H3PO4 → K3PO4 + 3H2O
2. Сумма всех коэффициентов в уравнении реакции, схема которой
Al + O2 → Al2O3
равна:
А. 4
Б. 6
В. 9
3. Реакции, протекающие с выделением теплоты, называются:
А. Термическими
Б. Эндотермическими
В. Экзотермическими
5. По данной правой части уравнения …→ CuBr2 + 2H2O восстановите его левую часть.
А. Cu + 2HBr
Б. Cu(OH)2+ 2HBr
В. CuO+ 2HBr
5. Из одного сложного вещества образуется два или более новых веществ в реакции:
А. Замещения
Б. Обмена
В. Разложения
Г. Соединения
IV.Введение знаний.
Вначале учителем даётся понятие о соотношении физико-химических величин, используемых при решении задач, а затем даются алгоритмы решения задач с использованием конкретных примеров. Объяснение проводится в виде презентации.
Соотношение физико-химических величин и их единиц
Единица измерения
Масса (m)
Кол-во вещества (n)
Молярная масса (М)
Объём (V)
Молярный объём (Vm)
Число частиц (N)
Наиболее часто применя-емая при изучении химии
г
моль
г/моль
л
л/моль
6·1023
В 1000 раз большая
кг
кмоль
кг/кмоль
м3
м3 /кмоль
6·1026
В 1000 раз меньшая
мг
ммоль
мг/ммоль
мл
мл/ммоль
6·1020
Алгоритм 1. Вычисление количества и массы вещества
по известной массе другого вещества, участвующего в реакции
Пример. Вычислите массу кислорода, выделившегося в результате разложения воды массой 9 г.
Последовательность выполнения действий
Оформление решения задачи
1.С помощью соответствующих обозначений запишем условие задачи, найдём молярные массы веществ, о которых идёт речь в условии задачи.
Дано:
m(H2O) = 9 г
m(О2) - ?
М(H2O) = 18 г/моль
М(O2) = 32 г/моль
2. Найдём количество вещества воды по условию задачи.
Решение:
3.Составим уравнение реакции. Над формулами веществ запишем найденные количества веществ, а под формулами – стехиометрические соотношения по уравнению реакции
0,5 моль х моль
2H2O= 2H2+O2
2 моль 1 моль
4.Вычислим количество вещества кислорода. Для этого составим пропорцию.
Следовательно,n(O2) = 0,25моль
5. Найдём массу кислорода, которую требуется вычислить.
m=n·M
m(O2) = 0,25 моль · 32г/моль = 8 г
6. Запишем ответ.
Ответ:m(O2) =8 г
Закрепление.
Решение типичных задач.
Вычислите количество оксида алюминия, который образуется в результате сгорания 2,7 г порошка алюминия.
Рассчитайте массу сульфата натрия, который образуется при нейтрализации раствора, содержащего 80 г гидроксида натрия, раствором серной кислоты.
Алгоритм 2. Вычисление объёма газа по известной массе другого вещества, участвующего в реакции
Пример. Вычислите объём водорода (н.у.), выделившегося при взаимодействии 40,5 г алюминия с раствором серной кислоты.
Последовательность выполнения действий
Оформление решения задачи
1.С помощью соответствующих обозначений запишем условие задачи, найдём молярную массу вещества, масса которого указана в условии задачи, приведём молярный объём газов.
Дано:
m(Al) = 40,5 г
V(H2) - ?
М(Al) = 27 г/моль
Vm = 22,4 л/моль
2. Найдём количество вещества алюминия по условию задачи.
Решение:
3.Составим уравнение реакции. Над формулами веществ запишем найденные количества веществ, а под формулами – молярные соотношения по уравнению реакции
1,5мольхмоль
2Al + 3H2SO4 → Al2(SO4)3 + 3H2
2 моль 3моль
4.Вычислим количество вещества водорода. Для этого составим пропорцию.
Следовательно,n(H2) =2,25моль
5. Найдём массу водорода, которую требуется вычислить.
V=n·Vm
V(Н2) = 2,25 моль · 22,4 л/моль=50,4 л
6. Запишем ответ.
Ответ:V(Н2) =50,4 л.
Закрепление.
Решение типичных задач.
1. Вычислите объём (н. у.) и массу сернистого газа, который образуется при сгорании серы массой 8 г.
2. Вычислите объём водорода (н. у.), который образуется при взаимодействии 6,9 г натрия с водой.
Алгоритм 3. Расчёты по химическому уравнению объёмных отношений газов. Пример. Рассчитайте объём хлороводорода, образовавшегося при взаимодействии 7 л водорода с хлором.
Последовательность выполнения действий
Оформление решения задачи
1.С помощью соответствующих обозначений запишем условие задачи.
Дано:
V(H2) = 7 л
V(HСl) - ?
2.Составим уравнение реакции. Над формулами веществ запишем данные об объёмах газообразных веществ, а под формулами – молярные соотношения по уравнению реакции, которые для газов, согласно закону Авогадро, равны их объёмным отношениям.
Решение:
7л х л
H2 +Cl2 → 2HCl
1моль 2моль
3.Вычислим объём хлороводорода. Для этого составим пропорцию.
Следовательно,V(HCl) = 14 л.
4. Запишем ответ.
Ответ:V(HCl) = 14 л.
Примечание.Ответ будет правильным только в том случае, если объёмы газообразных веществ рассчитаны в одних и тех же условиях.
Закрепление.
Решение типичных задач.
1. Какой объём кислорода потребуется для полного сжигания 112 л метана (н.у.)?
2. Вычислите объём аммиака, который можно получить из порции азота объёмом 10 л (н. у.).
V.Домашнее задание. § 28, решить задачи: 1. Вычислите количество и массу оксида кальция, образующегося при взаимодействии с кислородом 120 г кальция.
2. Вычислите объём оксида углерода (IV) (н. у.), образующегося при разложении 50 г карбоната кальция.
3. Вычислите объём оксида серы (IV), который образуется при полном сгорании сероводорода объёмом 5 л (н. у.).
VI.Итог урока. Учащиеся формулируют выводы по уроку.
спасибо за предоставленный материал по решению задач по химическим уравнениям. Очень понравились алгоритмы, хоршо, если бы эти алгоритмы дошли до ума наших учеников.
На: Решение задач по химическим уравнениям
skvortsowa