Часть 1
При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1 – А25) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.
Пример какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Рембрандта «Уроки анатомии доктора Николаса Тюльпа»?
1. моделирования
2. наблюдения
3. эксперимента
4. измерения
А 2. Аналогом, какой из клеточных структур можно считать жесткий диск компьютера
1. лизосомы
2. ядра
3. рибосомы
4. митохондрии
А 3. Какие свойства живых систем отображены на серии рисунков 1–5?
1. раздражимость и самовоспроизведение
2 саморегуляция и ритмичность
3. обмен веществ и превращение энергии
4. рост и развитие
А 4. Рассмотрите микрофотографию плесневого гриба-мукора. Что содержится в черных шариках у этого гриба?
1. питательные вещества
2. вода с минеральными солями
3. микроскопические семена
4. микроскопические споры
А 5. Как называют способ вегетативного размножения у растений представленный на верхнем рисунке?
1. размножение видоизмененными побегами
2. размножение стеблевыми черенками
3. размножение отводками
4. прививки врасщеп
А 6. При проращивании семян необходимо
1. положить семена в сосуд с водой и поставить в темное холодное место
2. завернуть семена во влажную марлю и поместить в теплое место
3. насыпать сухие семена в пустой сосуд и оставить на свету при комнатной температуре
4. завернуть семена во влажную марлю и убрать в освещенное холодное место
А 7. На рисунке изображена ловчая сеть. Какое животное использует её для поимки жертвы?
1. виноградная улитка
2. паук крестовик
3. рак отшельник
4. стрекоза решетчатая
А 8. Важнейшими особенностями земноводных являются
1. жабры, боковая линия, наличие плавников
2. голая кожа, трехкамерное сердце, наружное оплодотворение
3. легкие, двухкамерное сердце, развитый передний мозг
4. разделение крови на венозную и артериальную, теплокровность
А 9. Цветковые – более высокоорганизованные растения, чем папоротники, так как у них в процессе эволюции появились
1. гаметы
2. семена
3. придаточные корни
4. листья разной формы
А 10. Какую из приведенных ниже тканей относят к животным?
1. образовательную
2. проводящую
3. основную
4. жировую
А 11. Для выработки условного рефлекса у собаки необходимо
1. давать команду и подкреплять ее выполнение пищей
2. давать пищу, после чего – команду
3. многократно давать команду, ничем ее не подкрепляя
4. давать пищу и наблюдать за выделением слюны
А 12. Какая из приведенных ситуаций может служить примером гуморальной
регуляции дыхания?
1. чихание при раздражении рецепторов слизистой носа
2. задержка дыхания при вхождении в холодную воду
3. учащение дыхания после произвольной его задержки
4. задержка дыхания при вдыхании паров нашатырного спирта
А 13. При нарушении правил переливания крови от донора к реципиенту существует опасность гибели последнего, связанная с различием людей по
1. генетическому коду
2. числу клеток крови
3. количеству хромосом
4. строению белков крови
А 14. На рисунке изображена схема строения сердца человека. Какой буквой на ней обозначено правое ней обозначено правое предсердие?
1. А
2. Б
3. В
4. .Г
А 15. Образование углекислого газа в организме человека происходит в
1. мышечных клетках
2. голосовой щели
3. эритроцитах
4. легких
А 16. Содержание какого витамина в первую очередь пополняется за счет потребления человеком изображенных фруктов?
А 17. На рисунке изображен череп человека. Какой буквой на нем обозначена кость, защищающая зрительную зону коры головного мозга?
А 18. «Закладывание ушей» во время набора высоты авиалайнером возникает вследствие
1. испуга человека перед полетом в самолете
2. изменения давления воздуха на барабанную перепонку
3. оттока крови от головы к нижним конечностям
4. быстрого перемещения жидкости в полостях внутреннего уха
А 19. Для уменьшения отека и боли при вывихе сустава следует
1. приложить пузырь со льдом к поврежденному суставу
2. попытаться разработать поврежденный сустав
3. самостоятельно вправить вывих в поврежденном суставе
4. согреть поврежденный сустав
А 20. Какая из приведенных пищевых цепей составлена правильно
1. пеночка-трещотка ⇒ жук-листоед ⇒ растение ⇒ ястреб
2. жук-листоед ⇒ растение ⇒ пеночка-трещотка ⇒ ястреб
3. пеночка-трещотка ⇒ ястреб ⇒ растение ⇒ жук-листоед
4. растение ⇒ жук-листоед ⇒ пеночка-трещотка ⇒ ястреб
А 21. Недостаток солей кальция во внутренней среде организма человека может сказаться на
1. функциях лейкоцитов и эритроцитов
2. скорости проведения нервных импульсов
3. функциях желудка и поджелудочной железы
4. свертывании крови и мышечном сокращении
А 22. На рисунке изображен отпечаток археоптерикса. Он является ископаемой переходной формой между древними
1. птицами и млекопитающими
2. пресмыкающимися и птицами
3. пресмыкающимися и млекопитающими
4. земноводными и птицами
А 23. Приспособленность кактусов к засушливым условиям пустыни состоит в том, что у них
1. прекращаются все процессы жизнедеятельности
2. в стеблях имеются водоносные ткани, в которых они запасают воду
3. устьица расположены на нижней части листа
4. корни уходят глубоко в почву, поглощают много воды
А 24. В приведенной ниже таблице между содержимым первого и второго столбца имеется определенная связь
Объект
|
Процесс
|
рибосома
|
синтез белка в клетках организма
|
Клеточная мембрана
|
….
|
На место пропуска в этой таблице следует вписать
1. синтез жиров
2. транспорт веществ
3. синтез АТФ
4. деление клетки
А 25. Изучите график, отражающий рост насекомого. В течение каких двух дней его личиночной стадии (нимфы) наблюдается максимальное увеличение размеров животного?
1.6 - 8
2.18 - 20
3.30 - 32
4.40 – 42
Часть 2
При выполнении заданий с кратким ответом (В1 – В4) запишите ответ так, как указано в тексте задания
В 1. Выберите в приведенном ниже списке три отличия растений от животных и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. наличие оформленных ядер в клетках организмов
2. множество одинаковых органов
3. дыхание
4. малая подвижность
5. рост в течение всей жизни
Д. скорость течения воды в реке
Е. феромоны, выделяемые насекомыми 6. гетеротрофный способ питания
Ответ: ______________________
В 2. Установите последовательность соподчинения систематических категорий у представителей хордовых животных, начиная с наибольшей. В ответе запишите соответствующую последовательность букв
А. Вид заяц-беляк
Б. Семейство Зайцы
В. Тип Хордовые
Г. Класс Млекопитающие
Д. Отряд Зайцеобразные
Ответ: ______________________
В.3 Установите соответствие между примером и фактором среды, для которой он характерен. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов
А. химический состав воды 1. биотический
Б. разнообразие растительного 2. абиотический
. планктона
В. влажность воздуха
Г. клубеньковые бактерии на
. корнях гороха
В 4. Расположите нижеследующие предложения в такой последовательности, чтобы получился связный текст на тему «Строение глаза». В ответе запишите соответствующую последовательность цифр
СТРОЕНИЕ ГЛАЗА
1. Ее цвет определяется составом и количеством пигментов.
2.Глазное яблоко лежит в глазнице.
3.Оно имеет форму шара и состоит из трех оболочек и внутреннего ядра.
4.В ней находятся фоторецепторные клетки – палочки и колбочки.
5. Наружная оболочка называется белочной, или склерой.
6. Она защищает внутреннее ядро и сохраняет его форму.
7.Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата.
8.Следующую оболочку, выстилающую глазное дно, называют сетчаткой.
9. Передняя часть склеры образована прозрачной роговицей.
10.Средняя оболочка называется сосудистой, а ее передняя часть – радужкой.
Ответ: ______________________
Часть 3
Для ответов на задания С1–С3 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.
С 1. Объясните, почему вредно носить тесную обувь, а в подростковом возрасте –и обувь на высоком каблуке
Прочитайте текст «Происхождение живых существ » и выполните задания C2-C3.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ
В средние века люди охотно верили в то, что гуси произошли от пихтовых деревьев, а ягнята рождаются из плодов дынного дерева. Начало этим представлениям, получившим название «Теория самозарождения», положил древнегреческий философ Аристотель. В XVII в. Ф. Реди высказал предположение о том, что живое рождается только от живого и никакого самозарождения нет. Он положил в четыре банки змею, рыбу, угря и кусок говядины и закрыл их марлей, чтобы сохранить доступ воздуха. Четыре другие аналогичные банки он заполнил такими же кусками мяса, но оставил их открытыми. В эксперименте Реди менял только одно условие – открыта или закрыта банка. В закрытую банку мухи попасть не могли. Через некоторое время в мясе, лежавшем в открытых (контрольных) сосудах появились черви. В закрытых банках никаких червей обнаружено не было.
В XIX в. серьезный удар по теории самозарождения нанес Л. Пастер, предположивший, что жизнь в питательные среды заносится вместе с воздухом в виде спор. Ученый сконструировал колбу с горлышком, похожим на лебединую шею, заполнил ее мясным бульоном и прокипятил на спиртовке. После кипячения колба была оставлена на столе, и вся комнатная пыль и микробы, находящиеся в воздухе, легко проникая через отверстие горлышка внутрь, оседали на изгибе, не попадая в бульон. Содержимое колбы долго оставалось неизменным. Однако если сломать горлышко (ученый использовал контрольные колбы), то бульон быстро мутнел. Таким образом, Пастер доказал, что жизнь не зарождается в бульоне, а приносится извне вместе с воздухом, содержащим споры грибов и бактерии. Следовательно, ученые, ставя свои опыты, опровергли один из важнейших аргументов сторонников теории самозарождения, которые считали, что воздух является тем «активным началом», которое обеспечивает возникновение живого из неживого.
С2 Заполните в таблице «Сравнительная характеристика экспериментов Ф. Реди и Л. Пастера» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.
При выполнении задания перерисовывать таблицу не обязательно. Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКСПЕРИМЕНТОВ
Ф. РЕДИ И Л. ПАСТЕРА
Параметры сравнения
|
Эксперимент Ф. Реди
|
Эксперимент Л. Пастера
|
1
|
Мясо (змея, рыба, угорь и кусок говядины)
|
Мясной бульон
|
Оборудование
|
8 банок, марля
|
2
|
контроль
|
3
|
Колбы с отломанным горлом
|
С.3. Используя содержание текста «Сравнительная характеристика экспериментов Ф. Реди и Л. Пастера» и знания курса, объясните, чем являются мясо и мясной бульон в описанных опытах и зачем они были нужны
Система оценивания экзаменационной работы по биологии
Часть 1
За верное выполнение заданий А1–А25 выставляется 1 балл. № задания
|
Ответ
|
№ задания
|
Ответ
|
№ задания
|
Ответ
|
А1
|
2
|
А10
|
4
|
А19
|
1
|
А2
|
2
|
А11
|
1
|
А20
|
4
|
А3
|
4
|
А12
|
3
|
А21
|
4
|
А4
|
4
|
А13
|
4
|
А22
|
2
|
А5
|
4
|
А14
|
4
|
А23
|
2
|
А6
|
2
|
А15
|
1
|
А24
|
2
|
А7
|
2
|
А16
|
2
|
А25
|
4
|
А8
|
2
|
А17
|
2
|
А9
|
2
|
А18
|
2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Часть 2
За верное выполнение заданий В1–В4 выставляется по 2 балла.
Для заданий В1–В2 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл.
Для задания В3 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.
Для задания В4 выставляется 1 балл, если на одной или двух любых позициях ответа записаны не те символы, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях
№ задания
|
Ответ
|
В1
|
245
|
В2
|
ВГДБА
|
В3
|
212121
|
В4
|
72356910184
|
|