Е.В. Нужнов, М.Г. Величко
Технологический институт Южного федерального университета в г. Таганроге
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ БЛОГОВ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ
Введение
Известно, что одной из основ обучения является общение. Более того, имеет место утверждение, что общение является фундаментальным аспектом накопления опыта человечеством. В этой связи совсем не удивительно, что сегодня разработано огромное число инструментов телекоммуникаций, основанных на информационных технологиях, и многие из них находят применение именно в контексте обучения. В последнее время все большую популярность среди пользователей Internet приобретают различные социальные сети. Причем, растет не только число их зарегистрированных пользователей, но и число самих социальных сетей и их разновидностей.
1. Возможности блогов
Социальные сети могут быть различных типов, с разнообразным содержанием и предназначены либо для общения людей на строго определенные темы (форумы), либо для общения без каких-либо ограничений, например, сайты «Одноклассники», «В контакте» и им подобные.
Блоги тоже можно отнести к социальным сетям, поскольку они выполняют непосредственные функции таких сетей, а именно общение людей. Также как и в любой социальной сети здесь есть сообщество людей со схожими интересами и/или деятельностью.
Блог (англ. blog, от «web log», сетевой журнал или дневник событий) – это Web-сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи, изображения и мультимедиа контент, расположенные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Характерными для блогов являются короткие записи временной значимости. Все записи имеют категории, облегчающие читателям поиск нужной информации. Отличия блога от традиционного дневника, обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором в отзывах к блог-записи или в своих блогах [1, 2].
Анализ развития мировой блогосферы показывает все больший рост числа блогов в сети Internet. Так, исследования проведенные специализированной информационной службой «Яндекс», по состоянию на весну 2009 года показали, что всего в мире насчитывается более 133 млн. блогов, а русскоязычные блоги составляют 5% мировой блогосферы. По данным «Яндекса» в русскоязычной блогосфере имеется 7,4 млн. блогов, в том числе 6,9 млн. личных дневников и более 0,5 млн. различных сообществ. Это почти в два раза больше, чем год назад. Число автономных блогов в апреле 2009 года превысило 190 тыс., что в 21 раз больше, чем два года назад. Доля активных блогов среди них составляет 28% – немного выше, чем на LiveJournal – самом популярном из обычных блогохостингов. На рис. 1 приведены графики, показывающие долю русскоязычных блогов и сайтов от общего числа в Internet [3].
Блоги могут быть тематическими, когда общение ведется в рамках заданных тем, или общей тематики, где можно публиковать любую информацию без ограничений. Они дают возможность быстро обмениваться информацией, получать какие-либо данные, вести обсуждение записей при помощи комментариев, оставляемых в них. Это удобно, занимает мало времени, открывает широкие возможности коммуникации заинтересованных участников общения. Блоги могут использоваться и в образовательных целях в вузах и других учебных заведениях, например, для лучшего взаимодействия и общения преподавателей, студентов и администрации вуза или его факультета.
Как видно из рис. 1, в последнее время темпы роста блогов намного выше темпов роста обычных сайтов, что еще раз подчеркивает их популярность среди пользователей Internet и актуальность применения в различных сферах.
Блог преподавателей должен быть многопользовательским автономным блогом, позволяющим оставлять комментарии не только зарегистрированным пользователям (поддержка гостевого входа). По типу содержащейся в блоге информации он может, кроме текстовой и графической информация о новостях и событиях вуза), представлять собой и фотоблог, который состоит из фотографий с возможностью их многократного комментирования.
Рис. 1. Доля русскоязычной блогосферы
Из определения многопользовательского блога следует, что данная разновидность блогов, ведется группой лиц, использующих разные учетные записи, по правилам, определяемым владельцем блога или администратором. Этот тип блогов часто используется для ведения корпоративного блога, когда множество сотрудников ведут один блог компании или учреждения. Иногда также компании создают собственную блог-платформу, где каждый из сотрудников может вести личный блог, а затем записи собираются в общую ленту «корпоративного блога».
Развитие современных образовательных технологий открывает новые возможности для равноправного и оперативного взаимодействия студентов с преподавателем в процессе обучения в целях решения проблем более глубокого и полного понимания учебных материалов и ситуаций. Удачным механизмом взаимодействия являются блоги в Internet, но остается проблема их быстрого создания и эффективности.
Для создания блогов используются такие программы как: Nucleus CMS, MovableType, Blojsom, iBlog, Drupal, b2evolution, boastMachine, Antville, Serendipity, WordPress и другие [ELТерритория, 2008].
2. Возможности ИСПБ преподавателей
Для ускорения процессов создания, сопровождения и развития качественных блогов преподавателей вузов разработана и программно реализована ИСПБ. Она должна поддерживать создание блогов, обеспечивающих общение трех основных
групп пользователей:
1. Администрация вуза или факультета.
2. Преподаватели вуза.
3. Студенты вуза.
Блог преподавателей позволит более эффективно взаимодействовать всем этим группам, обсуждать какие-либо проблемы, события вуза, общаться с администрацией, что в повседневной жизни сделать довольно проблематично. В блоге могут быть созданы специальные тематические разделы, где преподаватели могут оставлять записи по преподаваемым ими дисциплинам и комментировать их. Студенты в свою очередь могут задать любой интересующий их вопрос по дисциплине, и получить оперативно и в удобной форме ответ на него.
Схема взаимодействия этих трех групп пользователей представлена на рис. 2.
Рис. 2. Схема взаимодействия различных групп пользователей
Из рис. 2 видно, что существуют связи как внутри групп пользователей, между группами на основе иерархических связей, так и между отдельными пользователями из разных групп. У каждой из этих групп могут быть различные права доступа к блогу, в зависимости от этого каждый пользователь может иметь одну из пяти категорий пользователей:
1) Администратор;
2) Хозяин блога;
3) Привилегированный блоггер;
4) Блоггер;
5) Гость.
Каждая из этих категорий обладает различными возможностями по работе с ИПСБ преподавателя и соответственно с самими блогами. На рис. 3 показаны возможности по работе каждой из этих категорий пользователей с ИПСБ и блогом преподавателя.
3. Реализация ИПСБ
ИПСБ преподавателей реализована как программный конструктор представления, наполнения и функционала блога с набором инструментов уровня пользователя.
В ходе разработки были проанализированы типовые варианты представления блогов, выявлен набор базовых функциональных элементов блогов. ИПСБ разработана и реализована на блог-платформе B2evolution. Разработаны основные компоненты блогов – виджеты (календарь, поиск, список рубрик, сообщения, комментарий), 4 стилевых варианта оформления, фотоблог с возможностью ввода комментариев, схема взаимодействия участников блога (преподаватель, студент, руководитель). Подсистема имеет дружественный графический интерфейс пользователя и обеспечивает развитые средства настройки представления и содержания элементов.
При ее разработке использовались современные Internet-технологии и языки Internet-программирования. В частности, использовались три программных продукта: Web-сервер Apache, интерпретатор PHP и СУБД MySQL, а также утилита для администрирования MySQL через Web-интерфейс phpMyAdmin, написанная на PHP.
Важной задачей был выбор одного из существующих движков для блогов или системы управления содержимым сайта (CMS). Движок (блог-софт) – представляет собой многоязыковую и многопользовательскую систему ведения блогов, написанную на PHP и работающую с базой данных MySQL. Зачастую движки для блогов распространяются по бесплатной лицензии GNU (General Public License). Использование готового движка при разработке программы, сайта или другого продукта сокращает время разработки, позволяет уделить больше времени разработке других подсистем, например, графическому интерфейсу пользователя, каким-либо компонентам или информационного наполнения продукта [4].
В ходе реализации ИПСБ был использован пакет программ Easy PHP (версия 3.0), включающий программы Apache 2.2.11, PHP 5.2.8, MySQL-клиент 5.0.51a, утилиту администрирования phpMyAdmin 3.1.1.
Заключение
Как показывает большое число исследований, проводимых крупными Internet-порталами, развитие блогосферы набирает все большую популярность. Блоги находят все больше и больше применений в повседневной жизни. Появился даже такой термин как блог-маркетинг. Блоги позволяют добиться увеличения объемов продаж, усиления потенциала бренда и достижения выдающихся результатов в различных видах деятельности. Такие феноменально успешные компании, как Microsoft, Sun Microsystems, Google, Disney, Nokia и др. активно используют блог-маркетинг для продвижения своей продукции на рынке. Несмотря на то, что существует уже довольно много различных систем разработки Web-страниц и блогов, потребность в таких системах очень высока. Поэтому разработанная и программно реализованная ИСПБ может стать эффективным и удобным инструментом преподавателя вуза для быстрого создания и использования блогов как средств активизации взаимодействия всех участников и организаторов учебного процесса.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Герасевич В.А. Блоги и RSS: интернет-технологии нового поколения. Самоучитель. – СПб.:БХВ-Петербург, 2006. – 256 с.
2. ELТерритория. ИКТ. ИКТехнологии. Блоги, 2008. – http://www.eltarea.ru/rb-topic_t_404.htm.
3. Аналитическая группа департамента маркетинга компании «Яндекс». Информационный бюллетень «Блогосфера Рунета», 2009. – http://www.yandex.ru/.
4. Пермяков А. Обзор популярных движков для stand alone блогов, 2009. – http://hostinfo.ru/.
|