·создать предпосылки для обогащения словарного запаса учащихся и усвоения условий выбора правильных буквенных написаний в приставках, корнях и суффиксах на основе знаний, полученных при изучении раздела «Словообразование»
·способствовать развитию творческих способностей учащихся; развивать речевые навыки
·выработать навыки групповой работы, умение объективно оценивать свои знания и знания своих товарищей,
воспитывать чувство товарищества и ответственности не только за себя, но и за других
Ребята! Запишите число и классная работа в тетради.
Я предлагаю вам, отправится в путешествие-исследование, цель его – исследовать страну, имя которой Словообразование, Будем учиться ориентироваться на местности в этой лингвистической стране. Компасом будут служить ваши знания…
- Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Какое это предложение? Как вы понимаете это высказывание?
Перед началом путешествия проверим ваше лингвистическое здоровье, смекалку умение быстро работать.
· Что такое словообразование?
· Что такое морфема? (Это значимая часть слова.)
· Какие морфемы вы знаете? (Приставка, корень, суффикс, окончание, основа.)
· Какие морфемы используются для образования новых слов, а какие для изменения форм слова? (Для образования новых слов используются приставка и суффикс, для изменения форм слова – окончание)
· Назовите способы русского словообразования. (Приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение основ с соединительной гласной, сложение основ без соединительной гласной)
· Какие морфемы почти одинаковы, за исключением небольшой детали? (приставка и суффикс различаются местоположением по отношению к корню)
Учитель: Лингвистическое здоровье проверено, путешествие-исследование разрешается всем. Мы отправляемся в путь. Вот и первый пункт – остров Морфемы. Слайд 2 - 3
И, чтобы освежить наши знания, предлагаю вам послушать этюд «Душа слова» и угадать о какой части слова идет речь . А так же ответить на вопрос: Почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями слова? Слайд 4
Встретились части речи на стали рассказывать о себе:
«Слово с моем представление – это живое
существо. Оно может обижаться, сердиться, радоваться, подобно человеку. Слово может менять свой характер и облик. У него есть сердце – это Я. Есть слова с добрым бескорыстным сердцем, с большой открытой душой, умеющие тепло улыбаться. А другие – таят в себе зло, равнодушие, корысть и зависть», - говорит одна часть слова. Как вы думаете, какая часть слова может называть себя сердцем слова? (корень) Почему? (в корне заключено лексическое значение слова)
Другая часть слова сказала: «Я голова слова! Я все время думает, как помочь сердцу слова лучше выразить значение слова. Трудно сердцу без головы. Вот смотрите: шел, шла, шли. Куда, зачем – попробуй, догадайся! А если впереди встану Я , много становится ясным: пришел, пошел, зашел, обошел… Вот что значит слово «с головой»!». Какая часть слова может считаться головой слова?
« А Я – это руки! Да, волшебные руки! Я могу все! Изменить размер и рост! Со мной не просто дом, а маленький домик, домишко, или огромный домина, домище! Я способен даже превратить здание в человека. Не верите?», - заявила еще одна часть слова. Как можно превратить здание в человека? (Подсказка для учащихся: в каком здании мы находимся? Школа – школьник.) «Да что здание – целый город. Город – горожанин. Правда, здорово? Маленький, да удаленький !» - продолжала хвастаться часть слова. Что это за часть слова? (суффикс)
Последняя часть слова грустно промолвила: «А что же такое Я? Смысла не изменяю, значит, я только одежда? Как ни «нарядить» слово, все равно оно будет обозначать то же самое».
« Зато ты помогаешь спастись слову от одиночества. Был один товарищ - появились товарищи», - успокоили ее другие части слова. «Сколько нас, самых разных! Что ж, слова, как и мы, люди, стремятся разнообразно и модно одеваться», - продолжила часть слова. Какую часть слова можно считать «одеждой» слова?
Вот мы и узнали о душе слова.
·Итак, почему корень, приставка, суффикс и окончание именуются значимыми частями слова?
· А бывает так, что суффикс управляет корнем? (чередование)
· А приставка может изменить корень? (правописание И\Ы после приставок)
· А вы помните правописание таких слов? Давайте проверим. Вставьте пропущенные буквы в слова и запишите их в тетрадь. Слайд 5 Проверка слайд 6
Учитель: Жители острова предлагают вам решить шарады. Шарада - это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей – отдельных слов. Сложив вместе отгаданные части, получаем искомое слово. Ваша задача – собрать слово и объяснить его правописание.
Корень извлечь из НАЧИНКИ не сложно,
Приставка в СОСУДЕ хранится надёжно,
Суффикс в ЧЕРЧЕНИИ ясно услышишь,
Вместе на темы различные пишешь. (Сочинение)
Корень тот же, что в слове ОТДАВАТЬ
Приставка взята из слов ПРЕГРАДА и ПОСЫЛКА
Суффикс и окончание из слова ЗНАНИЕ
(Преподавание)
Корень мой в СКАЗКЕ найдёте,
Суффикс у ИЗВОЗЧИКА возьмёте,
Приставка та же, что в слове РАСХОД,
Целым я излагаю событий ход. (Рассказчик)
В СПИСКЕ вы мой обнаружите корень
Суффиксы в СОБРАНИИ встретите вскоре,
В слове РАССКАЗ вы приставку найдёте,
В целом по мне на уроки пойдёте. (Расписание)
Запишите получившиеся слова в тетрадь, выделите в них орфограммы. (Вызвать к доске)
Учитель. Находясь на острове Морфемы, мы познакомились с трудолюбивыми жителями этого населенного пункта, повторили значение морфем и их месторасположение в слове. Можем продолжать наш путь. А для этого надо встать. Сейчас у нас физкультминутка. Но не простая. Читая стихи и выполняя упражнения вам надо обратить внимание на морфему, которая помогает вырасти слову ДОМ.
ФИЗКУЛЬМИНУТКА слайд 7
Ходит Суффикс по дорожке
И играет на гармошке…
Вот домишко. Это домик.
Где-то здесь гуляет гномик.
Вот домище великана,
Великана Истукана…
Побежали от него,
чтоб не тронул никого!!!
ходьба на месте 3-4 сек.
руки перед грудью, рывки руками
наклониться, разогнуться
повороты головы
подняться на носочки, руки вверх,
потянуться
бег на месте 2-3 сек.
Слайд 8 Дорога привела нас в деревню Родственники. Здесь живут родственные слова.
· Какие слова мы называем родственными? (Слова, имеющие один и тот же корень, но разное лексическое значение.)
Жители деревни предлагают вас следующие задания: прочитать тексты и ответить на вопрос: “Являются ли однокоренными выделенные слова?” Свой ответ нужно обосновать.
Слайд 9 Выписать в тетради только те слова, которые являются однокоренными.
Молвил слон, подставив бок: Прислонись ко мне, сынок?
Прислонясь к слону, слонёнок
Отдохнул, набрал силёнок,
И задолго до луны
Дальше двинулись слоны.
(Я. Козловский)
Слайд 11
Дождик льёт – кругом вода,
Мокнут столб и провода. Мокнут кони и подвода,
Дым над крышами завода,
От бегущих быстрых вод
Задрожал водоотвод. (Л. Яхин)
Слайд 13
– Вы кто такие?
– Я – гусь, это – гусыня, это наши гусята. А ты кто?
- А я ваша тётя – гусеница.
Слайд 12
Если б дали берёзе расчёску
Изменила б берёза причёску:
В речку, как в зеркало, глядя, Расчесала б кудрявые пряди
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.
(И. Токмакова)
Проверка
Молодцы! С заданием справились легко. А сейчас я предлагаю вам прочитать и записать в тетрадь интересное высказывание Рыбникова: «Найти корень слова – это значит найти его внутренний, затаенный смысл – то же, что зажечь внутри фонаря огонек!»слайд 14
Учитель: Продолжим наше путешествие.
слайды 15 , 16, 17
Учитель. А вот нас уже кто-то встречает. Посмотрите, морфемы выстроились в ряд. Что бы это могло означать? Ребята, вы знаете? (Они показывают словообразовательную модель.)
- Что такое словообразовательная модель? (Схема, по которой построено слово.)
По-видимому, прежде чем попасть в следующий населённый пункт командам нужно выполнить задание.
Предлагается на каждую словообразовательную модель придумать слова.
Все успешно справились с заданием. Путь открыт. Мы прибыли в поселок Словомодель.
Продолжим путешествие по лингвистической стране.
Учитель: Кто первый соберет слово:
Корень у слова БОРЕЦ,
Приставку возьмите у слова РАЗДУТЬ,
Окончание у слова ПЕНЬ (разбор)
Учащиеся определяют на слух части слова, а получившееся слово появляется на экране по щелчку мыши.
Учитель: Какие виды разбора вы знаете? У вас есть памятки о словообразовательном и морфемном разборах? Используйте их для выполнения следующего задания.
Группа 1. Из данных слов выпишите те, которые образованы приставочным способом. Узаконить, сверхмощный, тишь, каблучок, лётчик-испытатель, первый (ученик в классе), звукозапись, подгруппа, новизна, (вкусное) мороженое, заплыв, безрукавка, удвоить, больной (на приёме у врача), спецкор, желтоватый, загородный, дописать, физкультура, двадцать
Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов.
Группа 2 . Из данных слов выпишите те, которые образованы суффиксальным и бессуффиксным способом. Узаконить, сверхмощный, тишь, каблучок, лётчик-испытатель, первый (ученик в классе), звукозапись, подгруппа, новизна, (вкусное) мороженое, заплыв, безрукавка, удвоить, больной (на приёме у врача), спецкор, желтоватый, загородный, дописать, , физкультура, двадцать
Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов.
Группа 3. Из данных слов выпишите те, которые образованы приставочно-суффиксальным способом. Узаконить, сверхмощный, тишь, каблучок, лётчик-испытатель, первый (ученик в классе), звукозапись, подгруппа, новизна, (вкусное) мороженое, заплыв, безрукавка, удвоить, больной (на приёме у врача), спецкор, желтоватый, загородный, дописать, , физкультура, двадцать
Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов.
Группа 4. Из данных слов выпишите те, которые образованы путём перехода из одной части речи в другую.Узаконить, сверхмощный, тишь, каблучок, лётчик-испытатель, первый (ученик в классе), звукозапись, подгруппа, новизна, (вкусное) мороженое, заплыв, безрукавка, удвоить, больной (на приёме у врача), спецкор, желтоватый, загородный, дописать, , физкультура, двадцать
Выполните морфемный и словообразовательный разборы слов.
Учитель. Хорошо, и с этим заданием все справились. Наше путешествие подходит к концу. Мы побывали во многих населенных пунктах страны Словообразование, познакомились с ее достопримечательностями.
Учитель обращает внимание учащихся наслайд 19
СЛОВА, ДРУЖИЩЕ, – ЭТО КАК ЛИСТЬЯ НА ДЕРЕВЕ, И, ЧТОБЫ ПОНЯТЬ, ПОЧЕМУ ЛИСТ ТАКОВ, А НЕ ИНОЙ, НУЖНО ЗНАТЬ, КАК РАСТЁТ ДЕРЕВО, НУЖНО УЧИТЬСЯ. М. ГОРЬКИЙ
Учитель. Какова основная мысль высказывания? (Ответы учащихся). Путешествие наше подошло к концу, но на карте страны осталось ещё несколько не исследованных территорий. Наше путешествие мы продолжим в 7 классе. А сейчас, давайте вспомним, чем мы занимались на уроке?
Учитель: Предлагаю вернуться к нашему эпиграфу: «Если знаешь части слова, то напишешь их толково» Как вы понимаете эти слова? Нужно ли знать части слова и как слово образовано, чтобы написать его правильно? (ответы детей)
Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-bidi-font-family:"Times New Roman";} Путешествие наше подошло к концу, но на карте страны осталось ещё несколько не исследованных территорий. Наше путешествие мы продолжим в 7 классе. А сейчас, давайте вспомним, чем мы занимались на уроке?