B конкурсе 2010 г. имеют право участвовать все учителя, соответствующие условиям, которые сформулированы в Указе Президента РФ от 28 января 2010 г. №117 «О денежном поощрении лучших учителей». Это означает, что право на участие в конкурсе 2010 г. имеют, в том числе, и победители конкурса лучших учителей ПНПО 2006-2009 гг., на что прямо указывает пункт 3 Указа Президента РФ.
К участникам и победителям конкурса 2010 г. предъявляются более высокие требования, чем в конкурсах 2006-2009 гг. Это следует из пункта 1 Указа Президента РФ, где говорится о выплате «1 тыс. денежных поощрений в размере 200 тыс. рублей каждое лучшим учителям за высокие достижения в педагогической деятельности, получившие общественное признание ».
В проекте Приказа Минобрнауки России «Об утверждении Правил проведения конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями» сформулированы новые критерии конкурсного отбора лучших учителей. Учитывая, что формулировка критериев еще может претерпеть некоторые изменения, все-таки дадим некоторые предварительные разъяснения по содержанию критериев.
Критерий 1. Высокие учебные результаты обучения при их позитивной динамике за последние три года.
Этот критерий по смыслу мало чем отличается от соответствующего критерия конкурса предыдущих лет. В нем лишь подчеркивается, что ученики участника конкурса устойчиво демонстрируют высокие учебные достижения. Однако при оценивании учителя по данному критерию вряд ли стоит ориентироваться лишь на абсолютные показатели (результаты ЕГЭ, ГИА, итоговой и промежуточных аттестаций). Учебные результаты следует рассматривать как высокие, лишь учитывая обстоятельства, в которых работает учитель (контингент учащихся, городская или сельская школа, массовая школа или гимназия/лицей, начальная школа или основная/старшая школа и др.). Особенно важен здесь тот аспект, что высокие учебные результаты, в соответствии с Указом Президента РФ, должны получить общественное признание, т.е. стабильно признаваться местным сообществом в качестве высоких. О наличии такого признания могут свидетельствовать отзывы родителей, местных работодателей, грамоты от муниципальных или региональных органов власти и т.д.
В остальном содержание критерия остается прежним, включая:
позитивную динамику успеваемости и качества знаний;
рост числа учащихся, принимающих участие в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней;
увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся по данному предмету (проектов, исследований и др.).
Еще раз подчеркнем, что в данном конкурсе эксперты должны продемонстрировать индивидуальный подход к каждому участнику, т.е. учет условий и возможностей, в которых учителю удается достигать высоких результатов.
Критерий 2. Высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету.
Содержание этого критерия по существу остается прежним. Формально произошла лишь замена слова «позитивные» на «высокие». Это вновь отражает то обстоятельство, что в конкурсе 2010 г. к победителям предъявляются более жесткие требования. Следовательно, хотя оценочные показатели по этому критерию можно оставить и прежними, но у победителей конкурса деятельность в соответствии с этими показателями должна не просто наличествовать, но быть более результативной по сравнению с другими претендентами.
Критерий 3. Создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта.
Этот критерий не просто заменяет прежний критерий, связанный с выполнением функций классного руководителя, но несет с собой относительно новое содержание. Под позитивным социальным опытом следует понимать опыт, приобретенный учащимися в той или иной позитивно направленной социальной деятельности. И, разумеется, важно, что созданию условий для этой деятельности способствует учитель, не обязательно выступая при этом в роли классного руководителя. Направлениями такой деятельности и соответственно оценочными показателями в рамках данного критерия может быть создание условий для:
активного участия учащихся в самоуправлении класса, школы;
участия в такой социально направленной деятельности, как помощь пожилым людям, инвалидам, детям-сиротам;
участия в проектах, направленных на благоустройство территории, улучшение качества окружающей среды;
взаимодействия школьного, ученического сообщества с местными властными структурами с целью решения тех или иных проблем местного социума.
Критерий 4. Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе информационных технологий.
Отличие данного критерия от аналогичного критерия предыдущего конкурса состоит в том, что теперь недостаточно только отразить, какие технологии использует учитель, но и обосновать, с какой целью они используются, какие учебные результаты ожидаются, а возможно и получены, вследствие их использования. Таким образом, эксперты должны проявить достаточно высокую квалификацию, для того чтобы оценить обоснованность, уместность и результативность использования образовательных технологий.
Критерий 5. Наличие собственной методической системы учителя, апробированной в профессиональном сообществе.
В данном критерии должна быть отражена высокая методическая компетентность учителя. Наличие собственной методической системы означает, что учитель понимает, что, как, и зачем он делает на всех этапах учебного процесса. При этом «собственная» не обязательно означает «оригинальная». Важно, чтобы эта система была максимально эффективной для данного учителя и могла быть обоснована, защищена перед профессиональным сообществом. Этот критерий может быть раскрыт через следующие позиции или показатели:
наличие методических публикаций (в т.ч. докладов на научно-практических конференциях, семинарах), отражающих отдельные элементы методической системы учителя;
последовательное изложение собственной методической системы в форме объемной публикации (учебного пособия, методических рекомендаций, монографии) или диссертационного исследования;
систематическая работа по распространению собственного педагогического опыта (в форме регулярных мастер-классов, семинаров, проведения занятий на курсах повышения квалификации), в том числе через Интернет;
наличие последователей, т.е. коллег, работающих по методической системе данного учителя или активно использующих отдельные ее элементы.
Критерий 6. Обеспечение непрерывности собственного профессионального образования.
Этот критерий расширяет содержание прежнего критерия, связанного с повышением квалификации, включая также и аспект участия в профессиональных конкурсах. Тем самым данный критерий может содержать такие позиции, как:
своевременное повышение квалификации;
участие в обучающих профессиональных семинарах, курсах и тренингах;
участие в научно-практических конференциях и семинарах;
участие в муниципальных, региональных и федеральных профессиональных конкурсах.
В заключение обратим внимание на то, что максимальный балл по каждому критерию можно устанавливать в пределах 10 баллов, но это не означает, что все критерии должны иметь одинаковую «цену». Эти максимальные баллы за разные критерии вполне могут различаться.
Еще одно разъяснение должно касаться документов, представляемых для участия в конкурсе. Чем отличается папка профессиональных достижений от прежней аналитической справки? Только тем, что, помимо информации по критериям, папка обязательно должна включать в себя документальные свидетельства признанных профессиональных достижений: награды, грамоты, поощрения и т.д.
В качестве документального подтверждения публичной презентации может выступать видеозапись выступления учителя, протокол данного мероприятия, справка о том, что такая презентация имела место.
|