Официальный сайт aksakal 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Викторина «Что? Где? Когда?», посвященная 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Фото пользователя Татьяна Ивановна Куликова
Submitted by Татьяна Ивановна Куликова on чт, 08/04/2010 - 19:47
Данные об авторе
Автор(ы): 
Куликова Татьяна Ивановна
Место работы, должность: 
МОУ "СОШ № 16" г. Балаково, учитель химии
Регион: 
Саратовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Класс(ы): 
10 класс
Класс(ы): 
11 класс
Предмет(ы): 
Химия
Цель урока: 
Ознакомить учащихся с вкладом ученых-химиков в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне, показать патриотизм и героизм людей науки. Развивать познавательный интерес на основе межпредметных связей. Показать, что победа ковалась и в тылу трудом многих советских людей, видных ученых, инженеров и рабочих.
Используемые учебники и учебные пособия: 

К. Манолов «Великие химики», издательство «Мир» 1976г.

О. К. Кретова «Русский город Воронеж» Центрально-чернозёмное книжное издательство Воронеж 1986.
А. И. Буш «Внеклассная работа по химии» Волгоград «Корифей» 2007.
Используемое оборудование: 

•  Плакат «Посвящается 6 5-летию Победы над фашистской Германией».

• Плакат «Защита Родины, изгнание врагов из ее пределов есть защита культуры и прогресса, науки и искусства, света и разума» (академик В.Л.Комаров).
• Плакат «В решающей схватке подымите недра против врага! Пусть горы металлов, цемента, взрывчатых веществ вырастут в тот девятый вал, мощной силой которого будет повержена фашистская лавина» (академик А.Е.Ферсман).
•  (Рисунки) на антивоенную тематику. Газета “Химия и война”, “Химические элементы на службе Родины”, выставка книг о войне  
Оборудование:  Записи песен «Священная война» и «День Победы» 
Краткое описание: 
Внеклассное мероприятие о вкладах ученых-химиков в победу над фашизмом в Великой Отечественной войне

 (Звучит песня «Священная война», музыка В. И. Лебедева-Кумача.)

Чтец 1:
Чем дальше в прошлое уходят годы, тем ярче и полнее проявляется величие подвига советского народа, который в невиданно жестокой войне отстоял свою Родину.
Чтец 2:
Нам руки даны, чтобы Землю обнять
И сердцем ее отогреть.
Нам память дана, чтобы павших поднять
И вечную славу им петь.
Осколком снаряда береза пробита,
И буквы легли на гранит…
Ничто не забыто, ничто не забыто,
Никто не забыт!
Не старят года, не изменят века
Черты дорогого лица.
Героев своих мы найдем имена
И впишем навечно в сердца!
Чтец 1:
Мы должны помнить о том, что Великая Отечественная война была смертельным противоборством не только оружия и терпения, не только идей и стратегий. В научно – техническом XX веке это было сражение производств, экономик и наук. Вместе с солдатами в сорок пятом победили рабочие и мастера, инженеры, доктора наук, военные медики и сугубо гражданские химики!
Чтец 2:
Сегодня мы проводим викторину «Что? Где? Когда?» посвященную 65-летию Победы над фашистской Германией».
Участники викторины «Что? Где? Когда?» расположились за двумя столами в середине зала, жюри, гости и учащиеся – вокруг них.
 
1-ый ведущий. В викторине участвует команда IX класса  Молекула»
2-ой ведущий. И команда X класса «Атом». Просим команды занять места для игры.
1-й ведущий. Состав жюри:
2-й ведущий. Просимчленов жюри занять места.
1-й ведущий. Прослушайте, пожалуйста, правила игры. Волчок заводит капитан команды. Конверт с вопросом ассистент передает ведущему, который зачитывает вопрос.. одна минута отводится на обдумывание вопроса.
За полный ответ, без дополнений другой команды, команда получает 3 очка.
За ответ с дополнением другой команды отвечающая команда получает 2 очка, дополняющая – 1 очко.
Если команда не даёт правильного ответа, а другая отвечает правильно, то первая команда не получает очков, а второй присуждается 3 очка.
Если болельщики команды дополнили ответ, то команда получает ещё одно очко.
2-й ведущий. Сейчас ассистент разложит конверты с вопросами и игра начнется.
В викторине 12 вопросов, 3 литературные паузы, 2 музыкальные паузы.
1-й ведущий. Игру начинает команда «Молекула».
Вопрос 1. Назовите ученого – химика, автора книги «Война и стратегическое сырье».
Ответ: Академик А. Е. Ферсман. Этот ученый во время войны руководил освоением природных богатств Востока страны. За период Великой Отечественной войны были выявлены оловянные месторождения на Дальнем Востоке, вольфрамовые и свинцовые – в Средней Азии, медно-колчедановые и бокситовые – на Среднем Урале, вольфрамовые месторождения в Кузнецком Алатау и на Алтае.
2-й ведущий оценивает ответ и приглашает команду «Атом» продолжить игру.
Вопрос 2. Каких вы знаете ученых-химиков, лауреатов государственных премий военных лет?
Ответ:  А. Е. Арбузов, Н. Д. Зелинский, Н. Н. Семенов, А. Е. Фаворский, А. Е. Ферсман, А. Н. Несмеянов.
1-й ведущий оценивает ответ и предоставляет слово члену жюри, который комментирует ответы и объявляет счёт.
2-й ведущий.Отвечает команда «Молекула». ( Ассистент вносит черный ящик с  порядковым номером 13.)
Вопрос 3. Какой металл называют «крылатым» и почему? Каково основное предназначение этого металла во время войны?
Ответ: Это металл – алюминий, его называют «крылатым» потому что используют в самолетостроении. Ведение войны требовало повышенного расхода алюминия. Академик Д. В. Наливкин возглавил поиски алюминиевого сырья на Урале. Именно на Северном Урале были обнаружены большие запасы высокосортных бокситов, поэтому в 1943 году производство алюминия выросло в три раза по сравнению с довоенным. «Крылатый» металл алюминий в виде сплавов с другими металлами использовался для обшивки самолетов, изготовления лопастей винтов. Тончайший алюминиевый порошок использовали для получения горючих и взрывчатых смесей.
Жюри объявляет счёт.
1-й ведущий. Вопрос 4. Назовите основные направления научных исследований химиков в годы войны.
Ответ: Это были разработки проблем, имеющих оборонное значение, поиск и конструирование средств обороны, научная помощь промышленности в улучшении производства, мобилизация сырьевых ресурсов страны, замена дефицитных материалов местным сырьем.
2-й ведущий. Болельщики могут добавить к ответу команды?
Жюри объявляет счёт.
1-й ведущий. Вопрос 5. Беззаветная преданность Родине, глубокий патриотизм, величайшее трудолюбие – таковы черты этого ученого. Он награжден тремя орденами Ленина и орденом Трудового Красного Знамени, четвертым орденом Ленина он был награжден в 1945 году за выдающиеся достижения в области органической химии и подготовку высококвалифицированных научных сотрудников. О каком ученом идет речь, и каков его вклад в химическую науку?
Ответ: Это лауреат Государственной премии академик Алексей Евграфович Фаворский. Он изучил химические свойства и превращения ацетилена. Ацетилен служит исходным веществом для получения полимеров, взрывчатых и отравляющих веществ, растворителей, каучуков. Из него получают ацетиленид серебра. Это взрывчатое вещество, он легко взрывается при трении, ударе, действии пламени .
Жюри подводит итог.
2-й ведущий. Вопрос 6. Как известно, в военное время страшным бичом были эпидемии, которые уносили многие человеческие жизни. Какие меры борьбы с эпидемиями были разработаны учеными – химиками?
Ответ: Перед учеными была поставлена задача - разработать и организовать производство препаратов для борьбы с инфекционными заболеваниями, в первую очередь с сыпным тифом, переносчиками которого являются вши. В то время ассортимент препаратов против вшей был весьма ограничен. Под руководством Николая Николаевича Мельникова было организовано производство дуста – препарата на основе дифениламина, который в начале декабря 1941 года уже выпускали в количестве 90 тонн в месяц.
Жюри объявляет счёт.
2-й ведущий. Вопрос 7. Какие открытия химиков сыграли во время войны громадную роль в спасении многих раненых?
Ответ: Академик Александр Владимирович Палладин синтезировал витамин К3 и викасол – эффективное средство при кровотечениях. Ученые МГУ в январе 1942 года разработали и внедрили в медицинскую практику препарат для свертывания крови – тромбин. Он расширял возможности хирургов при операциях. Много жизней спас бальзам Михаила Федоровича Шостаковского. Полученный на основе полимеризации виниловых эфиров, он оказался лучше перуанского и не вызывал побочных явлений. Под руководством профессора М. М. Ильина из сибирской пихты был изготовлен бальзам, способствующий быстрому заживлению ран. Химики всех кафедр Лесотехнической академии разрабатывали рецептуру составов для зажигательных снарядов, выпускали пасту для лечения обморожений, ожогов и огнестрельных ран, в большом количестве изготовляли хвойный экстракт (витамин С) для госпиталей.
Члены жюри подводят итог.
1-й ведущий. Вопрос 8. Какой металл А.Е. Ферсман назвал "металлом консервной банки"?
Ответ: Олово называют металлом “консервной банки”. Сплав олова с другими металлами используется для изготовления подшипников. Из олова изготовляли блестящие оловянные солдатские пуговицы. При низкой температуре атомы олова перестраивают свою кристаллическую решетку и металл разрушается, “заболевает”. Название этой болезни – оловянная чума. Солдатские пуговицы нельзя хранить на морозе. Хлорид олова (IV) – жидкость, использовалась для образования дымовых завес.
Жюри комментирует ответы, сообщает счёт.
2-й ведущий. Вопрос 9. «Дни и ночи у мартеновских печей
 Не смыкала наша Родина очей.
Дни и ночи битву трудную вели:
Этот день мы приближали, как могли…»
В этой всем известной песне говорится о Дне Победы над фашизмом. Металлурги наряду с другими специалистами внесли свой большой вклад в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне.
Для чего использовали сталь, алюминий и цинк в годы войны?
Ответ: Сталь — сплав железа с углеродом (до 2 %) и другими элементами. Применялась для изготовления брони танков, пушек и др.
Алюминий использовали для производства корпусов самолетов.
Цинк — химический элемент. Сплав меди и 50 % цинка — латунь — хорошо обрабатывается давлением и имеет высокую вязкость. Использовался для изготовления гильз, патронов и артиллерийских снарядов, так как обладает хорошим сопротивлением ударным нагрузкам, создаваемым пороховыми газами.
Члены жюри подводят итог.
1-й ведущий. Вопрос 10.  Для чего было разработано и организовано производство ртутного антисептика- этилмеркурфосфата.
Ответ: Во время войны ученые разработали и организовали производство ртутного антисептика – этилмеркурфосфата, который использовали в авиационной промышленности для предохранения деревянных самолетов от разрушения микроорганизмами. Без применения антисептика деревянные самолеты, выпускаемые в то время промышленностью, выходили из строя через месяц-полтора после начала эксплуатации. Благодаря этилмеркурфосфату жизнь самолетов продлевалась.
Жюри комментирует ответ.
2-й ведущий. Вопрос 11: Назвать фамилию ученого , который вместе со своими учениками разработал важнейший метод получения виниловых эфиров, используемых в оборонной промышленности.
Ответ: Вместе со своими учениками А. Е. Фаворский разработал важнейший метод получения виниловых эфиров, используемый в оборонной промышленности. Он нашел оригинальные пути для получения изопренового синтетического каучука на основе угля и воды.
1-й ведущий. Вопрос 12: Какой металл добавляется в сталь для придания танкам Т-34 особой прочности брони?
Ответ:  Велись активные разработки прежде всего по созданию сплавов специального назначения: сталей для брони танков и самолетов и бронебойных снарядов. Их основу составляют феррохром и ферромарганец. Производство этих материалов было налажено в небывало короткий срок на Урале. Возглавляли работу академики К. П. Бардин и В. Л. Комаров.
Жюри подводит итог, объявляет команду победителей и вручает призы – самому эрудированному участнику каждой команды.
Чтец 1: Памяти химиков-фронтовиков посвятил свое стихотворение старший преподаватель Днепропетровского химико-технологического института, бывший фронтовик З.И.Барсуков.
«Кто про химика сказал: «Мало воевал»,
Кто сказал: «Он маловато крови проливал?»
Я в свидетели зову химиков-друзей, -
Тех, кто смело бил врага до последних дней,
Тех, кто с армией родной пел в одном строю,
Тех, кто грудью защитил Родину мою.
Сколько пройдено дорог, фронтовых путей…
Сколько полегло на них молодых парней…
Не померкнет никогда память о войне,
Слава химикам живым, павшим – честь вдвойне.»
(Звучит музыка «День Победы»)
Чтец 2: Имена ваши
Мы нанесем на гранитные плиты,
На бетон и мрамор,
И вплавим в металл.
Повторим нашу клятву:
Никто не забыт и ничто не забыто,
И добавим:
Без вести никто не пропал!                               (Р.Рождественский)
Чтец 1: Победа! Она была необходима человечеству, чтобы сохранить на Земле жизнь. Шестьдесят пять лет прошло с того светлого дня, когда отгремели последние залпы орудий, и над Европой вновь засияло чистое небо. Все отдаленнее становится эхо грозной войны. Но никогда не померкнет в памяти народной великий подвиг тех, кто отстоял честь, независимость, свободу своей Родины и избавил от «коричневой чумы» народы Европы. Мы помним, что вместе с солдатами в сорок пятом победу делили рабочие и колхозники, инженеры, доктора наук, медики, учителя, физики и ученые-химики.
Чтец 2: В честь победы над фашизмом мы зажжем фейерверк .
В тигель насыпать холмиком кристаллический дихромат аммония, смешанный с металлическим магнием. Вершину холмика смочить спиртом. Поджечь спирт горящей лучинкой.
 
 

»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Лариса Александровна Алексеева

На: Викторина «Что? Где? Когда?», посвященная 65-летию Победы в


Спасибо, Татьяна Ивановна, за  представленную разработку внеклассного мероприятия!

С уважением, Лариса Александровна




Фото пользователя Елена Жановна Трибунская

На: Викторина «Что? Где? Когда?», посвященная 65-летию Победы в


Спасибо, Татьяна Ивановна, за разработку внеклассного мероприятия. Интересно, познавательно, необходимо. Есть ли к нему презентация? С Вашего позволения использую ее для проведения недели химии.

С уважением, Трибунская Е.




Фото пользователя Светлана Леонидовна Торлопова

На: Викторина «Что? Где? Когда?», посвященная 65-летию Победы в


Татьяна Ивановна, мне понравилась ваша работа, особенно заключительная часть, очень интересно. Для проведения викторины требуется дополнительная подготовка учащихся, что соответственно развивает познавательный интерес к предмету.



"Балаковочка"

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн