Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Организация проектной деятельности с помощью сервисов Интернет


Гвоздикова Елена Ивановна (учитель русского языка и литературы, МОУ "СОШ №97 с полным днём пребывания детей)

Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:
- уметь самостоятельно приобретать знания;
- применять их на практике для решения разнообразных проблем;
- работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
- самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
- быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.

Задача нелёгкая, но вполне выполнимая. Многое зависит от нас, педагогов.

Чтобы помочь ученику в будущем стать социально успешным, учитель должен научиться подбирать такие учебные задания, которые ориентируются на сферу интересов и потребностей школьника, которые улучшат результат его работы, мотивируют на глубокое и всестороннее решение проблемы. Подобные задания представляют интерес для учащихся и за пределами школы, в жизни, они способствуют стремлению учеников углубиться как в вопросы, которые они изучают, так и найти ответы, которые ищут в процессе обучения. Из обычного ретранслятора знаний учитель превращается в организатора и помощника. Его задача – вовлечь обучающихся в активную творческую деятельность, где участники процесса обучения взаимодействуют друг с другом и самостоятельно получают знания.

Организовать учебный процесс таким образом можно, если использовать в своей работе современные информационные технологии, в частности, сервисы Интернет.

Интернет чаще всего воспринимается как инструмент для поиска информации. Конечно, умение найти, оценить и интерпретировать соответствующую информацию необходимо для успешной деятельности как в школьной жизни, так и в реальной. Тем не менее, эффективное использование Интернета выходит далеко за рамки поиска информации. Развивающиеся информационные технологии предлагают массу возможностей для совместной работы учащихся.

В начале двадцать первого века прослеживается весьма устойчивая тенденция использования в практике преподавания различных учебных дисциплин метода проектов. Метод проектов позволяет сформировать условия для самообразования учащихся (научить учиться), выстроить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ученика, добиться осознания результатов обучения учащимися, создать условия для развития рефлексивной и коммуникативной культуры [3]. Особое место в этой деятельности отводится сервисам Веб 2.0.

Сервисы Веб 2.0, или социальные сетевые сервисы - современные средства, сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. Эти групповые действия включают:
• персональные действия участников: записи мыслей, заметки и аннотирование чужих текстов, размещение мультимедийных файлов;
• коммуникации участников между собой (мессенджеры, почта, чат, форум) [6].

Можно с уверенностью сказать, что включение в проектную деятельность средств Веб 2.0 позволяет достаточно быстро добиться высоких результатов.

Во-первых, проектная деятельность ориентирована не на репродукцию, а на креатив, не на воспроизведение, а на создание, на творчество, что характерно и для Веб 2.0. Во-вторых, результат проектной деятельности непредсказуем, он складывается из различных результатов индивидуальной работы — как и в случае с Веб 2.0, в которых по сути происходит складывание отдельных кубиков в некое здание, облик которого зависит от того, как кубики сложить — так или иначе. И, наконец, в-третьих, проектная деятельность — это деятельность комплексная, в которой совмещается работа разноплановая — в зависимости от индивидуальных способностей, возможностей и интересов участников. Так и сервисы Веб 2.0 дают возможность такой разноплановой деятельности (работа с текстами, изображением, поиском, таблицами и пр.)

Какие же Интернет-ресурсы можно использовать в проектной деятельности? Каковы их преимущества?

Одним из средств коммуникации являются веб-сайты для совместной работы. В настоящее время в различных сферах деятельности ощущается нехватка специалистов, способных самостоятельно и в команде решать возникающие проблемы, делать это с помощью Интернета. Поэтому работа учащихся в таком варианте проектной деятельности, как веб-квест, разнообразит учебный процесс, сделает его живым и интересным. Что такое веб-квест?

Образовательный веб-квест - это сайт в Интернете, с которым работают учащиеся, выполняя ту или иную учебную задачу [2]. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Различают два типа веб-квестов: для кратковременной (цель: углубление знаний и их интеграция; рассчитаны на одно-три занятия) и длительной работы (цель: углубление и преобразование знаний учащихся; рассчитаны на длительный срок - может быть, на триместр или учебный год) [4]. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Кроме того, результатом работы с веб-квестом является публикация работ учащихся в виде веб-страниц и веб-сайтов (локально или в Интернет). Веб-сайты позволяют создавать в режиме онлайн или загружать на сайт документы, электронные таблицы и презентации. На сайте их может редактировать любой приглашённый пользователь путём использования определённых инструментов форматирования.

Для обмена информацией и мнениями, для получения откликов и проведения обсуждений используются блоги. Зачастую они ведутся в форме журнала и регулярно обновляются путём размещения новой информации.
В проектно-исследовательской деятельности блоги могут использоваться в качестве личных журналов, списка источников для исследовательских целей, размышления о процессе обучения, получения откликов на предлагаемые идеи, а также для обсуждения вопросов, относящихся к определенному предмету и т.п [1]. Учителя могут формулировать вопросы и задания для школьников, а также давать ссылки на дополнительные материалы и ресурсы по теме.

Для консультирования учащихся по вопросам проекта можно использовать электронную почту.

Ученики могут принимать участие в чатах, чтобы задавать вопросы учителю, одноклассникам и работать совместно с удалёнными пользователями.

Обмен мгновенными сообщениями позволяет запрашивать и отправлять текстовые сообщения мгновенно выбранным заранее пользователям, которые в это время находятся в сети [1].

Для сбора, анализа и экспортирования данных от респондентов может быть создан онлайн-опрос/опрос общественного мнения. Большинство сайтов, поддерживающих онлайн-опросы, позволяют создать различные варианты вопросов (с однократным выбором, многовариантным выбором, оценочной шкалой, раскрывающимися меню, заполнением стандартного бланка и т.д.), просмотреть данные об ответах в виде графика или схемы и экспортировать их для использования в программах по созданию электронных таблиц [1].

Таким образом, мы видим, что сервисы Веб 2.0 позволяют успешно осуществлять поисковую, аналитическую и исследовательскую работу.

Форма предъявления выполненного задания, или отчетности, может быть различной. Очень хорошо использовать для этого вики-технологии.

Вики - это совместные веб-сайты, которые могут создаваться и редактироваться любыми лицами или определенными пользователями [1]. Создатель вики может получать уведомления обо всех изменениях на сайте, а также отслеживать и осуществлять мониторинг содержания.

Характерными отличительными чертами вики являются:
1. Множество авторов.
2. Возможность многократно править текст посредством самой вики-среды, без применения особых языков программирования.
3. Появление изменений сразу после их внесения.
4. Разделение информации на страницы, где у каждой своё название.
5. Возможность размещать фотографии и загружать файлы.
6. Учёт изменений текста и возможность отката к ранней версии
.

Вики также прекрасно подходит и для выполнения групповых письменных заданий, для планирования проекта, обмена выводами и заключениями исследований, сбора информации, создания справочников и т.д.

Для организации работы проектной деятельности с помощью сервисов Интернет необходимо:
1. Завести себе адрес электронной почты.
2. Зарегистрироваться в ИнтеВики (http://wiki.iteach.ru) индивидуально под своим именем (как это сделать описано на http://wiki.iteach.ru/index.php/ Как работать в ВикиВики).
3. Создать свою личную страничку.
4. На странице проекта сделать ссылку на свою личную страницу участника.
5. Разместить материалы (например, на Скрибт http://www.scribd.com/ или в Google http://www.google.ru/ , следуя инструкциям сервиса).
6. На странице проекта сделать ссылки на материалы.

Данные действия, на первый взгляд, могут показаться трудными, но в сотрудничестве с учителями информатики или продвинутыми пользователями-учителями в области ИКТ проект протекает быстро и с увлечением.

Кроме умения анализировать и синтезировать информацию у школьников формируется ответственность за опубликованные материалы. На основе полученных знаний, умений, навыков и опыта работы в сети Интернет, формируются ключевые компетенции, приводящие к образованности ученика и его самостоятельности [5].

Технологии Веб 2.0 обязательно должны быть использованы в образовательном процессе, поскольку они дают большую свободу и школьникам, и учителям, позволяя первым значительно расширить возможности самостоятельных занятий, а вторым — применять творческие подходы к обучению. Однако это, пожалуй, не упрощает, а скорее усложняет жизнь обеим сторонам учебного процесса. Сервисы Веб 2.0 пока находятся на ранних стадиях проникновения в процессы обучения школы, однако можно с уверенностью сказать, что использование этих технологий приведет к серьезнейшей перемене в образовательной среде.

Приложение

Пример учебного проекта по литературе
http://wiki.iteach.ru/index.php/Воспитание_и_образование:_век_XVIII_и_век_XXI

Литература

1. Intel "Обучение для будущего". Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учеб. пособие - М., 2009
2. Быховский Я. С. Образовательные веб-квесты // Материалы международной конференции «Информационные технологии в образовании. ИТО-99» [Электронный ресурс] / http://ito.bitpro.ru/1999/
3. Новиков A.M. Образовательный проект (методология образов деятельности). - М., 2004
4. Новикова А. А. Медиаобразовательные квесты [Текст] / А. А. Новикова, А.В. Федоров // Инновации в образовании. - 2008. - № 10. - С. 71-93.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат – М., 2000
6. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю /Е.Д. Патаркин - М: Инстит.ру, 2007.

»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

На: Организация проектной деятельности с помощью сервисов Интерн


Посмотрела с точки зрения историка. Интересно. Успехов!



Развитие коммуникативных способностей учащихся через проектную деятельность

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн