Родительское собрание-практикум.
«Плюсы и минусы родительской любви»
Цель: - на основе предложенного практического материала познакомить с особенностями и проявлениями родительской любви к ребенку, определить значимость этого понятия для детей и родителей;
-создать условия для психолого-педагогического просвещения родителей и оказания помощи в овладении навыков семейной педагогики.
форма проведения: собрание - практикум с проведением игры «Дом семейной любви».
Оборудование: «кирпичики» с надписями для проведения игры; кружки для рисования мордочек; карточки с заданиями для групповой работы, ноутбук, проектор, экран, магнитная доска, магниты, ручки, листы.
План.
1. Выступление педагога.
2. Практические задания по теме собрания (работа в группах).
3. Игра с родителями «Дом семейной любви».
4. Подведение итогов.
5. Рефлексия.
6. Решение родительского собрания.
1.Учитель:
-Здравствуйте, уважаемые гости! Спасибо, что нашли время и пришли сегодня на родительское собрание.
(1 слайд) Хочу начать нашу встречу со слов американского психолога Росса Кэмпбэлла: «Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают ее. Если им ничего не дается, им нечего возвращать».
-Давайте попробуем объяснить, как вы понимаете значение этих слов?
Сегодня мы поговорим о проявлениях родительской любви.
- хотелось бы узнать, чего вы ждете от нашей сегодняшней встречи? Передавая игрушку, постарайтесь продолжить фразу:
(2 слайд) «Я пришел сюда для того, чтобы…»
- Итак, тема нашего собрания звучит так:
«Плюсы и минусы родительской любви»
-Мы попробуем выяснить, что значат слова «правильно любить ребенка». На что необходимо обращать внимание, в первую очередь, при воспитании детей, а чего стоит избегать.
3 слайд: - Каждый человек, рожденный на этот свет, должен иметь семью. Только знающая и полноценная семья сможет воспитать достойного человека и гражданина своей страны. Скажите, по- вашему, что такое СЕМЬЯ?
В педагогике Семья определяется как разновозрастный коллектив, членом которого ребёнок становится с первого дня своего существования.
В семье ребёнок приобретает знания, умения и навыки в различных областях, прежде всего в области общения и человеческих отношений.
- Каждая семья особенна по-своему. Но каждый родитель хочет, чтобы его дети были добрыми, чуткими по отношению к своим родным, относились с уважением к окружающим.
2. ПРАКТИКУМ.
4 слайд (картинка):
Все, наверно, согласятся с тем, что родительская любовь – это большое счастье для ребенка. Но именно правильная, разумная любовь матери и отца помогает человеку раскрыть свои способности, найти свое место в обществе, стать личностью.
Сейчас мы с вами попробуем определить границы этой любви. Мы будем работать в группах. Каждой группе я раздам по заданию. Ваша задача: прочитайте предложенные ошибки воспитания (на листочках) и переформулируйте их правильно.(3 мин.)
1. Излишняя помощь, контроль и опека ребенка на протяжении всей жизни родителей благотворно влияет на формирование его личности.
5 слайд: Ребенок, окруженный чрезмерной заботой, становится беспомощным, ему не хватает общественного опыта, т. к. взрослые, проявляя к нему внимание, затрудняют и задерживают процесс его развития и возмужания. Такая позиция родителей часто приводит к неправильному развитию личности. У ребенка может возникнуть тенденция к господству над окружающими людьми, к навязыванию им своих взглядов и своей воли. Нелегко общаться с таким человеком. А источник всех его неприятностей – чрезмерная любовь родителей, которые пытались устранить из его жизни все трудности, разрешали за него все вопросы.
2. Любить ребенка – значит всеми силами стремиться оградить его от всяких переживаний и страданий.
6 слайд: Оберегая ребенка от различных испытаний в жизни, любвеобильные родители, по существу, ограничивают его свободную активность. Они посвящают ребенку очень много времени (даже ценой личных жертв и лишений), вынуждая его выполнять все действия под наблюдением и с их помощью. Подобный излишний контроль со стороны родителей становится для ребенка тягостным и очень часто является источником конфликтов в общении.
3. Подавление ребенка – неприятие права ребенка на свободное самовыражение чувств, мыслей, отношений и интересов.
7 слайд: Родителям необходимо обдумывать и сознательно формировать свое отношение к ребенку. Не следует требовать, чтобы ребенок развивался строго по планам родителей, шел по жизни ими намеченным путем, избирал бы интересы, профессию, стиль жизни согласно их желаниям и замыслам. Любовь к ребенку, даже самая сильная, не должна умалять факта его неповторимой индивидуальности, обладающей собственными целями и планами. Старайтесь развить в детях самостоятельность и веру в свои силы.
4. В общении с детьми мы не контролируем свои эмоции.
8 слайд: Формирование чувств ребенка начинается в семье. Все его переживания, реакции с первых лет жизни связаны с самыми близкими ему людьми – матерью, отцом, членами семьи. От них, взрослых людей, во многом зависит развитие эмоциональности ребенка, его умения владеть собой и правильно реагировать на окружающую среду. Старайтесь, чтобы не было раздражительности, бестактности, невежливости. Улыбка, юмор, хорошее настроение, участливость – все это рождает ответные чувства симпатии, доброты, тепла и любви.
3.Игра «Дом семейной любви».
А сейчас у нас будет возможность попрактиковаться в выражении любви к детям. В этом нам поможет игра.
Классный руководитель. У каждого человека должен быть дом – не просто жилище с крышей над головой, а место, где его любят и ждут. Ваша задача будет заключаться в том, чтобы построить дом мечты, где все дети будут жить счастливо в любви и согласии. Построить такой дом можно только из «строительного материала» с особыми свойствами доброты, юмора, понимания, взаимопомощи, терпения, такта.
На столе у меня лежат кирпичики, из которых мы будем строить дом. Каждая группа должна выбрать один из них. На обратной стороне кирпичиков записаны задания для каждой группы.
(раздаются «кирпичики» с надписями «мудрость», «понимание», «любовь», «дружба», «находчивость». Дается 1-2 минуты на обдумывание ответов).
Игровые задания:
1. Кирпич Мудрости
На листе бумаги записать в 2 столбика плюсы и минусы родительской любви не менее трех слов в каждый столбик. Затем рассказать всем.
2. Кирпич Дружбы
Придумать слова и выражения, которые ассоциируются у вас с понятием «дом».
(Например, «семейный очаг», «моя крепость», «тихая пристань», «место, где меня всегда ждут», «территория дружеских тусовок»).
3. Кирпич Любви
- Предлагается, используя только мимику и жесты, показать свое доброе отношение к ребенку или объясниться в любви ребенку.
4. Кирпич Находчивости
Многие строительные организации имеют зашифрованные названия. Например, СМУ – строительно-монтажное управление. Участнику предлагается расшифровать слово ШКОЛА, называя положительные черты характера своего ребенка. (Ш- шустрый; К- классный; О- организованный; Л- ласковый; А- активный).
5. Кирпич Понимания (для всех)
Понимать – значит, с полуслова или вовсе без слов знать, что чувствует и хочет сказать собеседник.
Предлагается по картинке определить, чего хочет ребенок. ( 9 слайд)
Крыша Хорошего Настроения (для всех). Любой дом заканчивается крышей. Крыша нашего дома будет иметь название… Задание: Чтобы она стала такой, мы должны постараться за 1 мин. превратить каждый кружок в лицо счастливого ребенка и затем приклеивать свои картинки на место крыши.
Через несколько минут таким образом, наш дом на память будет готов.
ОБОБЩЕНИЕ: - Молодцы, вот и готов наш домик. Я надеюсь, что с каждым годом в каждой вашей семье такой домик будет только расти и крепнуть.
Я желаю, чтобы в ваших семьях было как можно больше проявлений семейной любви со знаком ПЛЮС, из которых и состоит выстроенный нами ДОМ СЕМЕЙНОЙ ЛЮБВИ.
10 слайд: В заключение нашей встречи я хочу сказать.
• Помните, что Семья – это храм любви. Дети – это счастье.
• Не забывайте, что Разумная любовь родителей освещает жизненный путь ребенка.
• Знайте, что счастье отцовства и материнства не манна небесная, оно не приходит праздничным гостем. Сложность этого труда состоит в том, что он представляет собой слияние разума и чувств, мудрости и любви.
4. Рефлексия:
Мне было бы интересно узнать:
- Ваше впечатление от нашей встречи? Была ли она вам полезна?
- Смогли ли мы найти ответы на свои вопросы?
- Вспомните слова американского психолога Росса Кембелла и попробуйте интерпретировать их в русском варианте, вспомнив известную русскую пословицу.
11 слайд: Что посеешь – то и пожнешь. (Русская пословица).
Решение родит. собрания.?:
- Принять к сведению информацию о способах проявления родительской любви к ребенку, оценивая ее значимость, положительные и отрицательные стороны в процессе воспитания детей.
12 слайд: СПАСИБО!
|