Официальный сайт mixzona 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Система вопросов для сопоставительного анализа стихотворений А.С.Пушкина "Сожжённое письмо" и Н.А.Некрасова "Горящие письма".

Фото пользователя Светлана Петровна Иванова
Submitted by Светлана Петровна Иванова on вс, 11/04/2010 - 16:18
Данные об авторе
Автор(ы): 
Иванова Светлана Петровна
Место работы, должность: 
МАОУ СОШ д.Волок, учитель русского языка и литературы.
Регион: 
Новгородская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
10 класс
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Подготовить учеников к сопоставительному анализу лиричесих произведений.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник литературы. 10 класс, авторы В.Я.Коровина и др.

Краткое описание: 
Система вопросов для сопоставительного анализа стихотворений Пушкина А.С. и Некрасова Н.А., примерный текст сопоставительного анализа.

 

Система вопросов для сопоставительного анализа стихотворений

«Сожжённое письмо» А.С.Пушкина и

«Горящие письма» Н.А.Некрасова.

 

А.С.Пушкин.

«Сожжённое письмо».

Прощай, письмо любви, прощай! Она велела…

Как долго медлил я, как долго не хотела

Рука предать огню все радости мои!..

Но полно, час настал: гори, письмо любви.

Готов я; ничему душа моя не внемлет.

Уж пламя жадное листы твои приемлет…

Минуту!.. вспыхнули… пылают… лёгкий дым,

Виясь, теряется с молением моим.

Уж перстня верного утратя впечатленье,

Растопленный сургуч кипит… О провиденье!

Свершилось! Тёмные свернулися листы;

На лёгком пепле их заветные черты

Белеют… Грудь моя стеснилась. Пепел милый,

Отрада бедная в судьбе моей унылой,

Останься век со мной на горестной груди…

 

1825.

Н.А.Некрасов.

«Горящие письма».

Они горят!.. Их не напишешь вновь,

Хоть написать, смеясь, ты обещала…

Уж не горит ли с ними и любовь,

Которая их сердцу диктовала?

 

Их ложью жизнь ещё не называла,

Но правды их ещё не доказала…

Но та рука со злобой их сожгла,

Которая с любовью их писала!

 

Свободно ты решила выбор свой,

И не как раб упал я на колени,

Но ты идёшь по лестнице крутой

И дерзко жжёшь пройдённые ступени!..

 

Безумный шаг!.. быть может роковой…

……………………………………………

 

1877.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы.

Варианты ответов.

«Сожжённое письмо» А.С.Пушкина

«Горящие письма» Н.А.Некрасова

1. Какие чувства вызывают у вас эти стихотворения?

Грусть, печаль о прошедшей любви, боль, но чувствуется и надежда на возможное счастье в жизни человека.

Боль утраты, обида на любимую, горечь оттого, что невозможно ничего изменить.

2. Как вы представляете себе внутренний мир лирического героя в стихотворениях Пушкина и Некрасова?

Внутренний мир ЛГ полон разлада, но успокоение ЛГ находит в прошлом, в осознании того, что любовь была, и она в душе ЛГ сохранится всю жизнь.

ЛГ под властью своей обиды, он не может смириться с утратой любви, в своих оценках он более резок.

Оба ЛГ сожалеют об утраченной любви.

3. Какое из стихотворений гармоничнее, какое – драматичнее в передаче авторского чувства и в изображении происходящего?

Гармоничнее, т.к. боль утраты любви уравновешена, сглажена уверенностью ЛГ, что любовь сохранится в его душе.

Драматичнее, т.к. накал эмоций ощущается в самом начале стихотворения. Динамичность, резкость в характеристиках. («…со злобой их сожгла…», «…Безумный шаг!..»). Слышим негодование ЛГ, вызванное поступком любимой женщины. И подсознательно возникает вопрос: «А была ли любовь?»

4. Как связаны начало и конец стихотворений Пушкина и Некрасова?

Оба стихотворения начинаются  с образа горящих писем.

В начале стихотворения ЛГ смиряется с действительностью («Она велела…», «Готов я…»). В конце – пепел становится олицетворением любви, и мы понимаем – она жива.

В начале – ЛГ чувствует утрату любви, утрату безвозвратную («Уж не горит ли с ними и любовь…?»). В конце – любовь ушла из-за «безумного», «рокового» шага любимой.

5. Как реализуются в стихотворениях Пушкина и Некрасова основные формообразующие элементы трагедии (тема рока и катарсис)?

Ощущение трагизма сильно в обоих стихотворениях. Рок, судьба, нависшая над влюблёнными, проявляется в-первых же строчках. Любовь уходит…

Появляется высшая сила («О, провиденье!»), которая даровала эту любовь, и она же её отнимает («…час настал…»). Таким образом – любовь, это дар свыше, и человек должен быть благодарен высшим силам только за то, что любовь была ему дарована, пусть даже на короткий срок.

Любовь – выбор человека. Человек сам вершит свою судьбу, находя, обретая любовь. И только утрата любви зависит от высших сил («Безумный шаг!.. быть может, роковой…»). Таким образом СУДЬБА властна над человеком , и она несёт ему лишь горечь.

6. Как относятся к «своей возлюбленной» лирический герой Пушкина и Некрасова?

ЛГ боготворит свою возлюбленную, он дорожит её письмом, её любовью. Любя её, готов следовать указаниям («Она велела…»), желает возлюбленной счастья и верит, что истинная любовь не не горит. 

ЛГ тоже любит, но его любовь рассудочна, немного эгоистична. Отношение к возлюбленной сложное: осуждает её решение, пытается остановить, взывает к разуму. И только к концу стихотворения ЛГ начинает понимать, что не всё зависит от человека.

7. В чём разница в названиях стихотворений?

1. законченное действие.

2. одно письмо: может быть это было случайное признание, написанное героиней в порыве страсти, а теперь оно её может скомпрометировать, она сожалеет о своём порыве.

1. незавершённый процесс.

2.писем много. Их горение – финал любви. Огонь разделяет двух возлюбленных, освобождает их, возможно, очищает их души и жизни для новых отношений.

8. Можно ли, сравнивая эти стихотворения об утраченной любви, судить о характере эпохи, в которую они были написаны?

Конечно, можно.

1825 год.

Героиня более женственна, она действует не напором, а мягко,  пользуясь своей слабостью.

1877 год.

Эмансипация достигает своей цели. Женщина начинает ощущать себя равной мужчине, считает, что может принимать решении, диктовать свою волю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сопоставительный анализ стихотворений 

«Сожжённое письмо» А.С.Пушкина и

«Горящие письма» Н.А.Некрасова.

 

         Читая эти стихотворения, испытываешь сложные противоречивые чувства. Казалось бы, всё очень просто – закончилась любовь, и нежелательные её свидетельства, письма, горят. Но не всё так просто.

         Даже чувства, которые пробуждают эти стихотворения, различны. Пушкинское стихотворение навевает грусть. Печальные воспоминания о прошедшей любви чисты, оставляют надежду на счастье в жизни человека. И веришь, что лирический герой будет счастлив.

         Стихотворение Некрасова звучит более резко, решительно, и , наверное, грубее, чем Пушкинское. Мы понимаем, что речь идёт о завершившихся отношениях, и  инициатором разрыва оказалась героиня.

         Оба ЛГ немного похожи. Оба переживают из-за утраченной любви. Для обоих горящие письма – предвестник трагедии, печали.

Но, на мой взгляд, Пушкинское стихотворение более гармонично. Его ЛГ более мягок, он добр, нежен. В своих переживаниях он не винит героиню. Мы чувствуем насколько сильна его любовь, она способна на подвиг самоотречения во благо любимой, становится понятно, что ЛГ будет любить героиню всю жизнь. Он сохранит пепел сожжённого письма, как символ чистой, искренней любви.

         А вот ЛГ Некрасова – другой. Он более резок, решителен. Изображение событий наполнено большим драматизмом. Мы слышим негодование ЛГ, он обижен, оскорблён поступком любимой женщины. Но, кажется, его обида вызвана, отчасти, уязвлённым самолюбием. Ведь бросают его! В стихотворении Некрасова ситуацией открыто владеет женщина, она решает, что правильно, она диктует условия жизни и взаимоотношений. Она не склонна к компромиссу – утраченная любовь должна уйти, разбитую чашку не склеить. Позиция ЛГ иная, он ещё надеется, что любовь можно сохранить, но видя злость любимой, понимает тщетность своих попыток.

         Оба стихотворения начинаются образом горящих писем. Но на этом сходство, пожалуй, заканчивается. Пушкинский ЛГ, смиряясь с действительностью («Она велела», «час настал», «готов я»),  прощается с письмом любви. Но в этом прощании есть тепло надежды, пепел от письма становится мил, он остаётся навсегда с ЛГ, как и его любовь.

         У Некрасова ЛГ видит горящие письма. Для него это трагедия, ведь с письмами сгорает и любовь, а значит, рушится жизнь. Страшнее всего, что рушит всё женщина.

         Ощущение трагизма, на мой взгляд, сильно в обоих стихотворениях. Рок, судьба, довлеющая над героями, появляется в обоих произведениях в большей или меньшей степени. С первых же строчек становится ясно, что любовь невозможна.

         Читая Пушкина, ощущаешь, что любовь – это дар свыше, и счастлив тот, кому была она дарована. ЛГ Пушкина боготворит свою возлюбленную, которая незримо присутствует в стихотворении, он дорожит её письмом и чувствами. Становится ясно, что истинная любовь, благословлённая свыше, не умирает, пусть даже сожжено письмо любви.

         У Некрасова – любовь – это выбор человека, который сам устраивает свою жизнь. Но утрата любви воспринимается как роковое событие, хотя, на первый взгляд, разрыв в любви – это тоже решение человека, женщины. ЛГ любит, но его любовь, я думаю, рассудочна, рациональна, она лишена ореола таинственности. К героине, которая находится рядом, отношение сложное, ЛГ осуждает её, пытается остановить, груб в характеристиках. ЛГ Некрасова вспоминает о судьбе лишь в момент окончательного расставания. Но здесь слышится не сожаление об утрате возвышенного чувства, а досада оттого, что изменить нельзя свершившееся.

         Отличаются эти стихотворения во многом. Названия: у Пушкина – законченное действие «сожжённое письмо», письмо одно, возможно, написанное в порыве страсти, теперь компрометирует героиню. У Некрасова – процесс незаконченный «горящие письма», их много, в них история любви. Их уничтожение грозит крахом всей жизни.

         Нельзя забывать особенности эпох, в которые творили великие поэты.

         В стихотворении Пушкина сильны романтические мотивы, много устаревшей лексики (душа не внемлет, приемлет, полно, виясь, перстня впечатленье), что придаёт произведению возвышенность, торжественность. Так же характеризует ЛГ – романтика, чистого душой, искреннего, влюблённого. Обращение к письму – олицетворение. Письмо – это не просто лист бумаги, а главный, живой свидетель счастья, любви. ЛГ оправдывается «она велела…», много недосказанного,  незаконченные предложения позволяют прочувствовать глубину трагичности и лиричности стихотворения Пушкина.

         Ещё одно олицетворение – «пламя жадное», огонь – это хищник, и, одновременно, орудие провидения, которому лучше известно предназначение человека.

         Прошло чуть больше 50 лет, эпоха изменилась, изменились люди. Реализм набирает силу, как в искусстве, так и в жизни. Письмо – уже просто лист бумаги, он не чувствует, это просто факт утраты.

         Метафора «горит огонь» направлена показать боль от утраты любви, показано опустошающее действие разочарования. Появляется образ лестницы, это и реальный образ, но, скорее всего, это символ жизненного пути. Ощущается стремление героини к более высоким целям и достижениям, горящие ступени – символ окончательного выбора, сгорая, письма отрезают путь возврата, двигаться можно только вперёд, ища счастья в неизведанном. Незаконченные предложения чередуются с восклицательными. Это показатель смятения чувств лирических героев, их переживаний, раздумий о будущем, обрывочных мыслей.

         У Некрасова есть вопросительное предложение. Это риторический вопрос, на который ЛГ знает ответ, но боится произнести его.

         Множество глаголов помогают увидеть последовательность не столько действий, сколько чувств. Это лирическое повествование – рассказ о чувствах ЛГ. Обоим поэтам, мне кажется, удалось показать силу и красоту любви.

 

 

(ЛГ - лирический герой.)

 

 


Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн