Submitted by Светлана Сергеевна Толокина on вс, 11/04/2010 - 17:38
План-конспект урока по теме «Дворцовые перевороты». 10 класс.
Цель урока: Охарактеризовать внутреннюю и внешнюю политику приемников Петра Великого, сравнить характер правления ПетраIи его приемников.
Обучающие задачи:
1.Выяснить причины дворцовых переворотов.
2.Выявить проблемы в развитии России, возникшие после правления ПетраI.
3.Оценить результаты правления последователей Петра I.
Развивающие задачи:
1.Развитие навыков работы с текстом учебника.
2.Умение пересказывать исторический текст.
3.Развитие навыков анализа исторических источников.
4.Умение сравнивать, анализировать делать выводы.
5.Создание проблемной ситуации.
Воспитательные задачи:
1.Патриотическое воспитание учащихся на примере засилья иностранцев в России.
2.Подчеркнуть важность сильной государственной власти для нормальной жизнедеятельности народа.
Постановка задач урока в виде проблемной ситуации. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. 1993 г.
«В первые 16-17 лет прошедших после смерти Петра Великого, судьбу русского престола нельзя было назвать благополучной: на нём сменилось 5 монархов; Россия пережила несколько дворцовых переворотов; у власти стояли иногда люди чуждые стране, по своим эгоистическим склонностям не достойные власти. Причины, обусловившие эту эпоху переворотов и временщиков коренились…?»
На доске вопросы к учащимся, на которые мы ответим в ходе нашего урока.
1.Что это за дворцовые перевороты, почему их так назвали?
2.Каковы причины дворцовых переворотов?
3. Кто из правителей был «чужд» России и по своим эгоистическим склонностям не достоин власти?
4. Кто из приемников Петра Великого продолжил его политику.
5. Кого мы можем назвать временщиками?
Ход урока:
Каждый учащийся получает рабочий лист и вписывает в него услышанную им на уроке историческую информацию.
На уроке используется интерактивная доска и учебный диск «История России 862-1917 год»
Этап
урока
Вре-мя
Деятельность учителя
Деятельность учеников
Использование наглядности и средств ТСО.
Начало урока.
1 мин
Настрой на урок
Концентрация внимания
Постановка задач урока
2 мин
Постановка проблемной ситуации,
Объяснение, как работать по рабочим листам.
Внимательно слушают учителя.
Знакомство с рабочими листами.
Вопросы проблемной ситуации
Объяснение нового материала:
27
мин
1. Екатерина 1 и Верховный тайный совет
5 мин
Комментарии и дополнение учителя к ответу ученика.
Рассказ Лупанова А. о правлении Екатерины 1, остальные учащиеся делают записи в рабочих листах.
Компьютер – портреты Екатерины 1, Меншикова.
2.Петр II, падение Меншикова.
3 мин
Комментарий и дополнение учителя к рассказу диктора
Работа с рабочими листами.
Компьютер, диктор. Портреты
Петр II, Остермана.
3. Анна Ивановна, бироновщина.
5 мин
Комментарий и дополнение учителя к рассказу диктора
Комментарий и дополнение учителя к рассказу диктора
Компьютер, диктор. Портреты
Анны Ивановны, Бирона Миниха.
4. Император – младенец- ИванVI.
2 мин
Комментарии и дополнение учителя к ответам учеников.
Работа с учебником стр. 164-165, заполнение рабочего листа.
Компьютер, Портреты – ИванVIи его матери.
5. Елизавета Петровна.
7 мин
Комментарии и дополнение учителя к ответу ученика.
Рассказ о Елизавете Серова С., работа с рабочими листами.
Комментарии и дополнение учителя к ответу ученика.
Рассказ о ПётреIIIКуликовой В. , работа с рабочими листами.
Компьютер, Портреты – ПётрII, его жены ЕкатериныII.
Обобщение и закрепление.
12 мин
Подведение уч-ся к самостоятельным выводам с помощью наводящих вопросов.
О ком идёт речь? – отрывки из документов.
Документ о кондициях.
Анализ документов, сравнение правителей и результатов их правления. Заполнение рабочего листа.
У учащихся портреты правителей, они угадывают о ком идёт речь.
Завершение урока.
3 мин
Подведение результатов урока.
Задать домашнее задание. Выставление оценок за урок.
Запись домашнего задания в дневники,
Д.З – подготовка к тесту по теме «Дворцовые перевороты».
О каком правителе идёт речь?
1. В.О. Ключевский писал о ней «Наиболее законная из всех приемников и преемниц Петра I, но поднятая на престол мятежными гвардейскими штыками, она унаследовала энергию своего великого отца. (Елизавета)
2. По мнению историка В.О. Ключевского, «…Это царствование – одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее тёмное пятно на ней - сама императрица….немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забились на самые доходные места в управлении…» (Анна Ивановна)
3.А.С. Мыльников – современный исследователь. «Несколько месяцев пребывания у власти с наибольшей полнотой выявили противоречивость характера ….., его не только слабые и вызывающие сожаление, но и сильные привлекательные стороны. Почти все современники … отмечали такие черты характера императора, как жажда деятельности, неутомимость, доброта и доверчивость….Но наряду с этим они же писали о его вспыльчивости, гневливости, поспешности, отсутствии политической гибкости». (ПетрIII)
4.В.И. Буганов –советский историк. «Судьба бывшей портомои сложилась удачно, даже ярко – для женщины «подлого» происхождения. Как правительница она ничем себя не проявила; да и трудно было от неё этого ожидать. Самое важное в её жизни и судьбе - близость к великому человеку. Преобразователю России». (Екатерина I)
5.Е.В. Анисимов – современный историк. «Вообще, юный царь производил тяжелое впечатление на окружающих: гордый и капризный, он вырос человеком недобрым и скрытным. Отличался насмешливым, желчным умом и только одного человека ещё как то слушался – свою старшую сестру Наталью. Но осенью 1728 года она умерла, и управы на царя-охотника уже не стало никакой».
6. С.Н. Синегубов – современный исследователь. «Она оказалась во главе Российского государства по воле случая, что как нельзя лучше характеризует «эпоху дворцовых переворотов». (Анна Леопольдовна)
Правитель
Годы прав-ления
Родство с Петром Великим.
На кого опирался
Внутренняя политика
Внешняя политика
Итоги и результаты правления
ЕкатеринаI
1725-1727
Жена
Гвардейские полки, сподвижники Петра Великого, Меншиков.
1.Создание Верховного тайного совета – высший орган управления (7 человек, глава Меншиков).
2. Сокращена подушная подать.
3. Облегчена служба дворянам.
Конфликт с Данией, Англией
Конфликт по поводу Курляндии;
Война с Турцией.
Непродуманная внешняя политика, небольшие уступки народу и дворянству.
ПетрII
1727-1730
внук
Меншиков, но потом ссылка,
Долгорукие,
Евдокия Лопухина
Остерман
Отмена монополий, например на соль.
Оздоровление народного хозяйства.
Невмешательство в военные конфликты.
Некоторое оздоровление народного хозяйства, продуманная внешняя политика.
Анна Ивановна
1730-1740
племянница
Бирон, Остерман,
Миних.
1.Роспуск Верховного тайного совета.
2. Создание Кабинета из 3-х человек во главе с Остерманом.
3. Воссоздание Тайной канцелярии.
4. Служба дворян 25 лет.
5. Именья можно дробить между наследниками.
6. Создание Кадетского корпуса.
7. Промышленники могли покупать крестьян с землёй и без неё.
Бироновщина.
1.Война с Польшей.
2.2. Война с Турцией 1735-1739 г. – потеря земель в Молдавии.
3.Возвращение Персии прикаспийских областей
Финансовое неблагополучие в стране, засилье иностранцев у власти, неудачная внешняя политика. Тёмное мрачное время, преследование противников императрицы и её фаворита.
Экономический и политический кризис в стране.
ИванVIи его мать Анна Леополь-довна
1740-1741
Сын племянницы Анны Ивановны
Анна Леопольдовна, Антон Ульрих,
Остерман,
Миних
Арест Бирона.
Господство немцев у власти и недовольство народа их правлением.
Елизавета
1741-1761
дочь
Гренадёры Преображенс-кого полка.
1.Сокращение подушной подати.
2.Ограничение крепостного труда в промышленности.
3.Учреждение императорского Совета вместо кабинета, глава А.П. Бестужев-Рюмин.
4.Восстановлена роль Сената, некоторые коллегии, главный магистрат.
5.Поддержка армии и флота.
6.Расширение привилегий дворянства.
7.Ликвидация внутренних таможен 1754 г., протекционистская политика.
8.Преследование старообрядцев.
1.Война с Швецией 1741-1743 гг. выиграна.
2.Семилетняя война 1756-1763.
Победы:
-Гросс – Егерсдорф – 1757;
-Кунерсдорф – 1759;
-Взятие Берлина – 1760;
Стабилизация жизни страны, подъём в развитии промышленности, торговли, успешная внешняя политика. Продолжила политику отца Петра Великого.
ПетрIII
1761-1762
внук
1.Уничтожена тайная канцелярия.
2.Промышленники лишились права покупать крестьян к мануфактурам.
3.Принцип веротерпимости, политика подчинения церкви государству.
4.Манифест о вольности дворянской – 1762 г.
Отдал все завоевания Фридриху второму.
Внутренняя политика близка к политике Петра Великого, предательская внешняя политика.
На: План-конспект урока "Дворцовые перевороты"
Большое спасибо, очень интересный конспект урока!