- Сегодня на уроке продолжим работу со сложными предложениями для того, чтобы на письме грамотно их записывать и ставить знаки препинания.
III. Речевая разминка.
Задание: определить, о каком жанре публицистики идёт речь.
1)О событии рассказано как о процессе.(Репортаж.)
2)В центре внимания – выдающаяся личность.(Портретный очерк.)
3)Главную роль в тексте играют не факты, а впечатления и ассоциации.(Эссе.)
4)Содержание раскрывается подобно фотографиям, которые появляются во время путешествия.(Путевые заметки.)
IV. Проверка домашнего задания.
1)Беседа по вопросам:
- Почему надо ставить запятую в сложном предложении?
- При каком условии не ставится запятая между частями предложения?
- Назовите разновидности сложного предложения.
- Какие виды сложноподчиненного предложения мы изучили?
- Что можно сказать о смысловых взаимоотношениях сложноподчиненных предложений с придаточными причины и с придаточными следствия?
2)Графический диктант.
Задание: определить вид сложноподчиненного предложения, записать его схему.
Мне грустно, потому что весело тебе.(СПП причины)
Светись, светись, далёкая звезда, чтоб я в ночи встречал тебя всегда.(СПП цели)
Владимир, встав, пошёл искать дорогу, но ещё долго блуждал по незнакомому лесу,
пока не напал на тропу.(СПП времени)
Я вздохнул ещё глубже и поскорей поспешил проститься, потому что ехал по весьма
важному делу, и сел в кибитку.(СПП причины)
Я прервал речь Савельича вопросом, есть ли у меня деньги.(СПП определительное)
V. Речевой практикум. Подготовка к ГИА.
1.Деловая игра «Корректор».
Задание: прочесть текст, найти речевые ошибки, отредактировать и записать свой вариант текста.
В произведениях Пушкина и Лермонтова два главные героя играют важное значение в истории русской литературы. Прочитав их, нам стало понятно, как благодаря реакции, обрушившейся после разгрома декабрьского восстания декабристов и которая вынудила молодёжь отказаться от активной политической деятельности, они, чувствуя превосходство перед другими, стали эгоистами поневоле почти что более сто пятьдесят лет назад.
Возможный вариант отредактированного текста:
Образы двух главных героев в произведениях Пушкина и Лермонтова имеют важное значение в истории русской литературы. После прочтения романов писателей-классиков становится понятно, как в результате реакции, которая после разгрома восстания декабристов вынудила передовую молодёжь отказаться от активной политической деятельности, появился более ста пятидесяти лет назад новый тип героя а русской литературу – «эгоист поневоле».
2.Передача содержания текста с использованием приёмов компрессии (сжатия) текста.
Он подумал немного и начал писать: «Квартира, которую я занимаю на втором этаже дома, в котором вы предложили провести некоторые перестройки, вполне соответствует моему образу жизни и приобретённой вследствие долгого пребывания в сё доме привычке. Известясь через крепостного человека, Захара Трофимова, что вы приказали сообщить мне, что занимаемая мною квартира…» Обломов остановился и прочитал написанное. «Нескладно,- сказал он,- тут два раза сряду «что», и там два раза «который».
Рекомендации по сжатию текста:
а ) прямую речь преобразовать в косвенную;
б ) сократить детали, подробности;
в ) сохранить особенности лексики, но преобразовать синтаксис, т.е.
строение предложений.
VI. Итоги урока.
- Ребята, чему сегодня учились?
- Какие виды упражнений выполняли на уроке?
- Какие навыки отрабатывали при работе с текстом?
VII. Домашнее задание.
П.20-читать, ЗСП-6, упр.181- выполнить по заданию учебника.