Официальный сайт медиатэк 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Серебряный век русской культуры

Submitted by Лидия Николаевна Мансурова on пн, 12/04/2010 - 12:48
Данные об авторе
Автор(ы): 
Мансурова Лидия Николаевна
Место работы, должность: 
МОУ "Приволжская СОШ"
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
История
Цель урока: 
1. познакомить с достижениями русской культуры «серебряного века». 2. подвести учащихся к пониманию сути художественных направлений в литературе и живописи н. 20 века. 3. продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, грамотно излагать ответы на поставленные вопросы.
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учащихся в классе (аудитории): 
21
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

учебник, дополн. Литература: Поэзия серебряного века в двух томах, Дрофа, 2007; Искусство серебряного века, Л.А.Рапацкая, М.: Просвещение, «Владос», 1996; Развитие речи 10-11. Произведения изобразительного искусства, Е.Н.Колокольцев, М.: Дрофа, 2007., Очерки истории русской культуры начала 20 века, С.С.Дмитриев, М.: Просвещение,1985., мультмедиа «Искусство России».
Используемое оборудование: 

Компьютер, мультимедийный проектор, экран

Используемые ЦОР: 

Мультимедийный диск "Искусство России"

Краткое описание: 
«…отовсюду как бы выпирало молодую русскую талантливость, все расцветало: сцена – с Художественным театром, Комиссаржевской, Шаляпиным и Собиновым; живопись – с Васнецовым, Врубелем, Малявиным; музыка – с Рахманиновым, Скрябиным и Глазуновым; литература – с Горьким, Андреевым, Буниным. В воздухе веяло обновлением, и казалось, вся Россия пробуждалась, грезила какими-то сказочными, радужными силами», так точно передал общее мажорное настроение начала 900-х годов молодой писатель - Скиталец С.Г.Петров.

 

Тема: Серебряный век русской культуры.
            Урок с ИКТ.
 
Основные задачи: 1. познакомить с достижениями русской культуры «серебряного века».
2. подвести учащихся к пониманию сути художественных направлений в литературе и живописи н. 20 века.
3. продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, грамотно излагать ответы на поставленные вопросы.
  Учебное оборудование: учебник, дополн. Литература: Поэзия серебряного века в двух томах, Дрофа, 2007; Искусство серебряного века, Л.А.Рапацкая, М.: Просвещение, «Владос», 1996; Развитие речи 10-11. Произведения изобразительного искусства, Е.Н.Колокольцев, М.: Дрофа, 2007., Очерки истории русской культуры начала 20 века, С.С.Дмитриев, М.: Просвещение,1985., мультмедиа «Искусство России».
 
           План урока:
1.     Организационный момент.
2.     Вступительное слово учителя. Сообщение темы и задач урока.
3.     Новая тема:
    3.1.Общая характеристика социально-экономических и политических условий развития культуры России в нач. 20 века.
   3.2. Литература и живопись. Русский реализм.
    3.3. Литература и живопись. Русский модерн.
    4. Закрепление. Обобщение.
 
Ход урока.
 
1.     Организационный момент.
2.     Вступительное слово учителя.
   Сегодня мы продолжим изучение темы «Серебряный век русской культуры». Слайд 1.
Наш урок посвятим литературному и художественному творчеству России начала 20 века. Думаю, оно этого особенно заслуживает.
  Почему?
За два десятилетия русская литература дала миру таких поэтов, таких писателей, таких мастеров живописи, которыми гордилась бы любая страна.
 Слайд 2.   «…отовсюду как бы выпирало молодую русскую талантливость, все расцветало: сцена – с Художественным театром, Комиссаржевской, Шаляпиным и Собиновым; живопись – с Васнецовым, Врубелем, Малявиным; музыка – с Рахманиновым, Скрябиным и Глазуновым; литература – с Горьким, Андреевым, Буниным. В воздухе веяло обновлением, и казалось, вся Россия пробуждалась, грезила какими-то сказочными, радужными силами», так точно передал общее мажорное настроение начала 900-х годов молодой писатель -  Скиталец С.Г.Петров.  
Эти обновления коснулись и нашего марийского края. Робко, несмело рождается в это время марийская поэзия. В 1905 году молодой поэт С.Г.Чавайн пишет на родном языке свое первое стихотворение «Ото» - «Роща». Думаю с него мы и откроем первую страницу литературного творчества серебряного века. Карина Я.). Слайд 3.
      Немного истории. А знаете ли вы, что сама традиция называть эпоху к.19-нач. 20 века в России «серебряным веком» или «русским культурным ренессансом» возникла в русском зарубежье. Эта историко-культурная метафора была предложена поэтом Н.А. Оцупом в 1933 году и окончательно закреплена русским философом Н.А.Бердяевым. (1949г.).
3.     Новая тема:
            3.1. Общая характеристика социально-экономических и политических условий развития культуры России в нач. 20 века.
   Булат Окуджава однажды заметил: «Как мы дышим, так и пишем».
·        Как вы думаете, а что  он имел в виду? ( В каких условиях мы живем, о том и пишем).
·        В каких условиях развивалась культура серебряного века?
(Экономическая модернизация, политическая модернизация. До Манифеста 17 октября 1905 года свободы слова и печати не было, существовала цензура, поэтому свободно творить, писать, говорить было трудно) и все-таки слово«живое», задушить его невозможно, поэтому деятели культуры, науки и писали, и говорили, и творили).
 
            Литература и живопись. Русский реализм.
Сегодня мы с вами живем так же на рубеже веков. Как вы считаете, что характерно для рубежной культуры?
(Переплетение старого, традиционного, классического и нового – так называемого модерна, постмодерна).
Рубежная культура – это всегда синтез разных культурных стилей, направлений.
·        Какие вам известны направления в литературе?
·        Как вы считаете, какое направление в литературе, живописи утверждается в 19 веке?
·        Что такое реализм? Кого из великих писателей-реалистов к. 19 века вы знаете?
 («Энциклопедия русской жизни» - «Евгений Онегин» (А.С.Пушкин), энциклопедия крестьянской жизни – поэма «Кому на Руси жить хорошо» (Некрасов Н.А.)»Война и мир» (Л.Н.Толстой), «Преступление и наказание» (Ф.М.Достоевский), маленькие рассказы А.П.Чехова.
 Некоторые из них перенесли реализм и 20 век. Слайд 4. Среди таковых Л.Н.Толстой.
 «Совестно писать неправду, что было то, чего не было», - пишет он в своем дневнике  в это время. В 1899 году был издан последний роман писателя  -   «Воскресение». Роман, который он назвал однажды «совокупным - многим – письмом».  На примере судьбы своих героев Катюши Масловой, Нехлюдова он выплеснул все свое негодование по отношению к несовершенному миру, несовершенным людям, которые не перестают «обманывать и мучать себя и друг друга». Название романа «Воскресение» символично – в финале герой приходит к мысли о необходимости нравственного самосовершенствования, замерзшая душа оттаивает, он берет в руки Евангелие. Мучительные поиски социальной справедливости нашли отражение  в повести  Л.Н.Толстого «Отец Сергий»,   драме «Живой труп».
Сторонником реалистической школы являлся и другой писатель А.П.Чехов.
Какие его рассказы вы уже читали? «Огромное вы делаете дело вашими маленькими рассказиками – возбуждая в людях отвращение к этой сонной, полумертвой жизни – черт бы ее побрал», так писал о творчестве писателя М. Горький. Лучшие 4 пьесы Чехова «Чайка», «Вишневый сад», «Дядя Ваня», «Три сестры» - заняли прочное место на российской сцене. О деревне убогой и грубой, об оскудении поместного дворянства писал в своих рассказах И.А.Бунин.  Слайд 5. А Александр Куприн так же сторонник реализма ввел в литературу новых героев -  рабочих и людей технической интеллигенции, показал, как происходит капиталистическое накопление в повести «Молох». Пролетарским писателем стал и М.Горький. Своеобразными всероссийскими революционными гимнами стали его Песни о Соколе и о Буревестнике. Лучшие молодые артисты соревновались в исполнении этих произведений. А в нашей компании победителем стала Лена К. . Горький начал путь в литературе как реалист и в то же время как революционный романтик. Наиболее читаемые его произведения «Фома Гордеев», пьесы «Мещане», На дне» и др. В годы революции (в 1906 году) он написал роман «Мать», где главные герои рабочие-революционеры – Павел Власов, его мать Пелагея Ниловна, рабочий Андрей Находка убеждали читателей в победе народа в революции.   
Революционные события, экономическое, политическое обновление России нашло отражение и в живописи:
Реалистические и народные начала ярче всего были представлены новыми произведениями таких художников, как И.Е.Репин, В.А.Серов, В.И.Суриков. Какие картины этих художников вы уже видели?
Хочу обратить ваше внимание на новые произведения исторической живописи. В 1907 году В.И.Суриков представил картину «Стенька Разин». (слайд 6).
·        Почему обратился художник к этому образу?
Возможно, хотел показать общее психологическое состояние народа, его  бунтарское настроение. Думаю, как раз в его уста и мог вложить поэт М.Волошин слова из поэмы «Дикое поле»:
Эх, не выпить до дна нашей воли,
не связать нас в единую цепь!
Широко наше дикое поле,
Глубока наша скифская степь.
Так же, как неразлучимы в России живопись, музыка, проза, поэзия, неотлучимы друг от друга – философия, религия, общественность, даже политика», - писал А.Блок. Поэтому я хочу вам представить еще одно грандиозное полотно художника-реалиста И.Е.Репина «Заседание Государственного совета» (1905 год). Слайд 7.
В живописи по-прежнему были в чести социально заостренные сюжеты. Пример тому – известная работа художника А.Е. Архипова «Прачки».
 Слайд 8.
Хочется отметить, что в начале века действовало «Товарищество передвижных выставок» и во многих городах, в том числе и в Казани устраивались выставки картин. В марийском крае первая выставка картин, этюдов, рисунков состоялась в Козьмодемьянске в 1920 году, и ее организатором стал один из первых марийских художников А.В. Григорьев.
Как вы считаете, а для чего устраиваются выставки?
3.3. Литература и живопись. Русский модерн.
Для чего нужно искусство?
Вот как ответил в начале века на этот вопрос культуролог Федор Иванович Шмит. «Искусство призвано не только отражать окружающий мир, но и преображать его, выдвигать перед человечеством новые сверхпроблемы, требующие своего разрешения»
·        Что это такое сверхпроблемы? Это проблемы мироздания, вечные проблемы борьбы добра и зла, жизни и смерти. Именно эти сверхпроблемы стали объединяющим началом нового художественного течения «серебряного века» - модерна, что в переводе с французского  - новейший, современный. В русское искусство  вошли новые  художественные образы:  образы Вселенной, космоса, невидимых миров, темы жизни и смерти, добра и зла, любви к Богу.  
 «Закатилось солнце наивного реализма», вынесет свой приговор А.Блокодин из сторонников этого направления в поэзии.
 Слайд 9Основные модернистские течения: символизм, акмеизм и футуризм
 Что такое символизм? Символисты о себе: …
Слайд 10. «Три главные элемента лежат в основе символизма:
n     мистическое содержание;
n     символы;
n     расширение художественной впечатлительности»
Символы в символизме – это художественные образы. Например, в поэтических строка Александра Блока,   беспокойная, революционная Россия -  в образе степной кобылицы – летящей, несущейся вскачь, мнущей все на своем пути. (Из поэмы «На поле Куликовом»)
 
И вечный бой! Покой нам только снится.
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
 
Мастера русского символизма обращаются к мифологии, мистике (потусторонним силам); хочется  отметить и их редкую способность к предвидению, к пророчеству.
 Слайд 11. Поэты – символисты: В.Брюсов, К.Бальмонт, Федор Сологуб, Д.Мережковский, А.Белый, И Северянин и др. считали, что искусство способно раскрыть извечную тайну – музыкальную сущность мироздания. Речь идет в данном случае не о музыке как профессиональном искусстве, а духе музыки мироздания.
В ночи, когда уснет тревога
И город скроется во мгле –
О сколько музыки у Бога,
Какие звуки на земле!
                      (  А.Блок)
 
Давайте и мы с вами послушаем, не выходя из класса, звуки земли, с помощью волшебного поэтического слова К. Бальмонта. Странный и очень талантливый поэт. Он мог писать свои стихи, забираясь по шею в пруд или залезая на вершину дерева – ему казалось, что таким образом, слившись с природой, он лучше почувствует ее и сможет рассказать читателям.
 
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
 
О чем они шепчут? О чем говорят?
Зачем огоньки между ними горят?
 
Мелькают, мигают – и снова их нет.
И снова забрезжил блуждающий свет.
 
Полночной порой камыши шелестят,
В них жабы гнездятся, в них змеи свистят.
 
·        Что вы услышали во время чтения этих строк?
Отгадайте название этого стихотворения. (Камыши)
 
Использование повторяющихся звуков, слов, словесно-музыкальных перекличек и особая певучесть манеры исполнения стихов.
 Слайд 12. Видеозапись о Цветаевой
 Некоторые из ее стихов положены на известные вам мелодии.
Исполнение песни «Мне кажется, что я больна не вами…»
 
 
«Музыкальные начала» мировой гармонии, провозглашенные символистами, воплотились в красках гениальной живописи М.А.Врубеля.
Да и многие герои Врубеля словно сошли с оперной сцены. Полотна «Царевна-Лебедь» и «Тридцать три богатыря» звучат как продолжение музыкальных картин оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Полный символических обобщений и космической масштабности, образ преображенной Вселенной художник сотворил на полотне – это образ Демона.  Слайд 13. Врубель говорил: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при этом властный и величавый»
Вслед за юным Демоном сидящим» появились и другие варианты образа? Незавершенное панно «Демон летящий» (1899г.) и, наконец, «Демон поверженный» (1902г.). Слайд 14,15 В нем – оскорбленное самолюбие, гордый вызов миру и одновременно трагизм одинокой личности в ее порыве к свободе.
Многие художники-символисты объединились вокруг журнала «Мир искусства», где искусство и красота – суть синонимы. Редактором журнала был С.П.Дягилев, заведующий художественной частью – А.Н.Бенуа. Среди них К.А.Сомов, Б.М.Кустодиев, М.В. Добужинский, Л.С. Бакст, Н.К Рерих, М.В. Нестеров, М.А.Врубель. Мы вновь видим здесь и работы В.А. Серова. В 1910 году он написал античное панно: «Похищение Европы». Здесь нет реального пространства, мир безбрежного океана условно-театрален; лицо Европы напоминает актерскую маску. Пристрастие к античным героям, к театральности, многие, действительно были театральными художниками: отсюда - искусственный мир, порочная, фальшивая жизнь  -темы картин многих мирискуссников. Особое место среди них – занимает Николай Рерих. Им создано свыше семи тысяч картин, которые разошлись по коллекциям всего мира. Им написаны десятки научных работ. Исследователь, путешественник, поэт, философ, пытающийся найти Центр Вселенной. «20 лет прожил в Индии, там и похоронен. Его работы «Идолы» (1901г.), «Заморские гости» - посвящены древнерусской истории. Элементы мистицизма в картине «Небесный бой». Слайд 16.
   В 1911 году образовалось новое поэтическое содружество, которое получило название «заземленное» - «Цех поэтов». Оно объединило таких непохожих поэтов, как Н.С.Гумилев, А.Ахматова, Н.Клюев, О.Мандельштам и др. «Живой земле пропеть хвалу», такой путь избрал каждый из поэтов «Цеха». Новое поэтическое течение получило название акмеизм ( от слова akme    - высшая степень чего-либо, цвет, взгляд на жизнь). Главный печатный орган – журнал «Аполлон» - символ гармонии, стройности, ясности. Это были настоящие мастера художественного слова, воспевающие порой до надрыва силу чувств. Часто прибегали к такому средству художественной выразительности как цветовые эпитеты. Слайд 17.
 
  А сейчас я хочу вас пригласить отдохнуть в самое модное и скандально известное в Петербурге кафе, которое называется «Бродячая собака». Блеск огней, музыка, шум стаканов, невнятный говор…Это обычная обстановка и здесь  общаются  много молодых людей: артистов, поэтов, музыкантов, художников. Идет «Бурление «юных гениев», считавших себя «элитой искусства». В 1914 году появился в «Бродячей собаке» итальянец, философ, публицист Ф.Т. Маринетти, который рассказал о смелых экспериментах в области слова и звука. Молодежь приняла его идеи о создании мирового языка и литературы «будущего» -  футуризма  восторженно.
Особенно молодой Вл. Маяковский. Так попробовал он языком футуризма создать стихотворение. Что из этого получилось? Слайд 18.
У-
лица
Лица
У
догов
годов
Рез-
че-
че-
рез
железных коней
Вот такой языковой эксперимент! Внесловечный поэтический язык, шрифты разных размеров, отсутствие знаков препинания – вот таков «язык зауми», где слово должно быть лишено всякого смысла.
Первое творческое объединение поэтов-футуристов называлось «Гилея» (древнегреческое название Таврической губернии, где было имение поэта поэта Д.Бурлюка, куда футуристы частенько приезжали.
На улице поэты-футуристы появлялись в одеждах немыслимых фасонов, в  ярко-желтых кофтах. Чтобы быть непохожими на других, даже сборники своих стихов они издавали то на оберточной бумаге, то на обоях. Названия тоже соответствовали замыслу: «Дохлая луна», «Идите к черту», «Молоко кобылиц».
   
Под лозунгами обновления новаторства родились самые левые творческие направления – кубизм и эгофутуризм, примитивизм и абстракционизм. Впрочем, названия достаточно условны. В искусстве авангардизма только  новизна и смелость становятся мерилом творческой одаренности.
 Появляются художники-авангардисты, которые также имели свои объединения, например, московское, с дерзким названием «Бубновый валет». Грубость объемов, контрастность, кричащие цвета, сочетание цветовых пятен и мазков, геометрические фигуры поражают восприятие  неподготовленного зрителя. Слайд 19. П.П.Кончаловский, И.И.Машков,М.Ф.Ларионов, И.С.Гончарова, А.В.Лентулов, К.В.Кандинский, К.С.Малевич – их художественные взгляды, их эстетика понятны не всем, но это была их высокая идея «самовыражения творческого духа».
 
     Прошли десятилетия. Сегодня «серебряный век» кажется кратким мигом между прошлым и будущим России. Его идеи и наследство воспринимаются наукой не однозначно. Одно несомненно ясно – их творчество заставляет более пристально всматриваться в современную жизнь, все больше рассуждать о вечных борениях добра и зла, скорбеть об утратах прошлого и мечтать о новом культурном возрождении. Так хочется в это верить!
 
4.     Закрепление. Обобщение.
С творчеством каких поэтов, художников «серебряного века» вам бы хотелось встретиться на уроках еще раз?
 
 Л.Н. Толстой, размышляя над философским вопросом «Что есть жизнь?» ответил просто: «Жизнь есть увеличение своей души». Поэтому и я желаю, чтобы ваша жизнь, ваша душа обогащалась, увеличивалась духовно.
 
Д.з.: составить кроссворд на тему «Искусство серебряного века»
Прикрепленный файл Size
Серебряный век.ppt 1.95 MB

»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн