Submitted by Галина Владимировна Скворцова on пн, 12/04/2010 - 12:50
I.Организационный момент:
Учитель: Сегодня мы рассмотрим необычный для химии вопрос общения растений и животных в природе. (на фоне музыки).
Какие-то невидимые нити
Связали воедино все вокруг.
Они влекут необъяснимой силой
Шмелей, жуков и бабочек на луг.
Разводят врозь и сталкивают вместе
Зверей и птиц, деревья и людей.
Незримые, но сильные донельзя
Влекут меня к тебе, тебя ко мне.
II.Изучение нового материала и повторение изученного:
О чем здесь идет речь? Оказывается, о веществах, которые помогают живым организмам приспосабливаться к условиям окружающей среды. Такие вещества называются посредниками, или экорегуляторами.
Сейчас мы с вами выясним, какой информацией по этой проблеме вы владеете. Если вы отвечаете «да», то поднимаете руку.
1) Верно ли, что такое чувство, как любовь, обусловлено тремя химическими соединениями?
(да, действительно, в организме вырабатываются этиамин, эндорфин и окситоцин – «вещества любви»)
2) Есть ли в природе запах страха?
(да., А. Вознесенский по этому поводу написал:
«Когда человек боится, выделяет адреналин,
Это знают собаки и с лаем бегут за ним».)
3) Верно ли, что некоторые люди привлекают комаров больше, чем другие?
(да, какое вещество вырабатывают более «аппетитные» для комаров люди, вы узнаете сами в ходе урока).
4) Могут ли бананы повлиять на урожай ананасов?
(да, оказывается для цветения и созревания ананасов необходим этилен. На плантациях жгут мазут, и небольших количеств образующего этилена достаточно для получения урожая. А дома можно воспользоваться спелым бананом, который тоже выделяет этилен. Его следует поместить в полиэтиленовый пакет и герметично закрыть вместе с недозрелым ананасом.)
Итак, вещества-экорегуляторы существуют в природе. Все многообразие связей в природе можно объединить в три вида:
1)взаимодействие особей с особями своего вида,
2)с особями другого вида и
3)с абиотическими факторами окружающей среды.
Учащиеся выполняют задание и, воспользовавшись словарем, вносят в схему названия веществ.(см.Приложение №1.)
Задание.Выберите из словаря нужные термины и впишите их вместо знаков вопроса (ответ: феромоны, алламоны)
Феромоны– вырабатываемые организмами животных вещества, с помощью которых осуществляется обмен информацией между особями одного вида.
Алломоны– вещества, с помощью которых осуществляется обмен информацией между особями разного вида.
Работа с таблицей(см.Приложение №2)
Учитель раздает таблицы, в которых указаны функции веществ, но нет формул и названий. Нужно определить их и вписать в таблицу. учащиеся самостоятельно определяют вещества и их формулы, выполняя следующие задания: (см.Приложение №3)
Работа с магнитной доской:Во время самостоятельной работыодин из учащихся выполняет задание на магнитной доске, к которой приложены карточки с изображениями комара, муравья,клопа, бабочки, обезьяны, антилопы и карточки с формулами соответствующих веществ:
муравей - муравьиная кислота;
клоп — гексаналь;
комар — молочная кислота;
обезьяна — уксусная и пропионовая кислоты;
бабочка – глицерин;
антилопа - глицерин.
Задание: «Подберите формулы соответствующих веществ к изображениям животных»
Опыт: в двух пробирках находятся растворы глицерина и глюкозы. Определите вещество 6, используя растворы сульфата меди (II) и гидроксида натрия.
(ответ: глицерин)
Задание на доске: в соответствующей цепочке превращений определить вещество Х:
СН4 С2 Н2 Х С 2Н 5ОН
(ответ: Х - этилен)
Учитель: а теперь послушайте сообщение, как этилен может передавать информацию.
Сообщение ученика: «У антилоп куду основной пищей служат листья акаций, которые вырабатывают танин (дубильное вещество). Это вещество придает листьям горький вкус, а в больших концентрациях – ядовито. Антилопы умеют выбирать листья с низким содержанием танина, но в экстремальных условиях съедают любые и гибнут. Оказывается, поедаемые антилопами листья выделяют этилен, который служит сигналом для соседних акаций, и через полчаса их листья усиленно продуцируют танин, что приводит к гибели антилоп.
Вот такая почти детективная история»
3. Закрепление материала:
Таблица заполнена. Расскажите о некоторых веществах-экорегуляторах, пользуясь заполненной таблицей.
В стихотворении Л. Куклина о связях в природе говорится так:
Все в мире цепью связано нетленной,
Все включено в один круговорот,
Сорвешь цветок, а где-то во Вселенной
В тот миг звезда сорвется и умрет...
Чтобы не нарушить это равновесие, необходимо соблюдать законы экологии, сформулированные американским ученым Б.Коммонером:
1.Все связано со всем.
2.Все должно куда-то деваться.
3.Природа знает лучше.
4.Ничто не дается даром.
Какой из этих законов может быть выводом к этому уроку?
На: Вещества - экорегуляторы в природе
Предлагаю презентацию к уроку "Вещества - экорегуляторы в природе"
skvortsowa
На: Вещества - экорегуляторы в природе
Спасибо, Галина Владимировна!
С уважением, Т. В. Карасева