урок окружающего мира в 4 классе "Соседи России: Япония и Китай"
Submitted by Светлана Анатольевна Старченко on пн, 12/04/2010 - 13:26
Ход урока 1. Организационный момент. Вход в урок. Дети стоят на входе в класс. Встреча детей по восточным традициям: поклон со сложенными руками. - Я приглашаю вас на урок окружающего мира. (Дети заходят в класс, становятся полукругом в центре класса, повернувшись лицом к доске. Разуваюсь и становлюсь на коврик). - Вас что-то удивило? Это древняя традиция восточных стран. Она символизирует чистоту души, уважение к гостям. А какую ещё восточную традицию вы знаете? (Любование цветением сакуры). Откуда вы о ней узнали? (Сегодня, на уроке русского языка). Сегодня мы продолжим изучать восточные страны. 2. Актуализация знаний. - Посмотрите вокруг себя. Какие новые предметы вас окружают? Как вы думаете, из каких стран они пришли? (Дети называют). Это восточные страны. Где эти страны расположены? Покажите на карте. (Слайд № 1). Назовите их. Как их можно назвать по отношению к России? (Соседи России). А каких соседей России вы уже знаете? (Дания и Финляндия). Тема нашего урока «Соседи России: Япония и Китай» (на слайде № 2 появляется тема). - Посмотрите на столы (на них таблички с названиями групп: «Корреспонденты», «Искусствоведы», «Дипломаты»). Кто такие корреспонденты, искусствоведы, дипломаты? В каком качестве вы хотели бы выступить на уроке? Согласно своему желанию займите места за столами. (Дети распределяются по группам). 3. Создание проблемной ситуации. Учебно-мозговой штурм. - Что вы уже знаете об этих странах? Что ещё хотели бы узнать? (Дети перечисляют, а я записываю вопросы на доске). 1. Что такое кимоно? 2. По каким законам жили Самура? 3. Какие растения растут в Японии и Китае? 4. Как едят палочками? 5. Какие праздники отмечают в этих странах? 6. Когда наступает Новый год по китайскому гороскопу? 7. Как правильно вести себя при встрече с японцем? И т.п. - Вот на эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня. Откуда вы можете получить информацию об этих странах? (Дети называют источники информации: учебник, энциклопедии, спросить у взрослого, Интернет). 4. Поиск информации. Деловая игра. Работа в группах. - Поработав с этими источниками, группы «Корреспондентов» соберут необходимый материал об одной из стран. Вы можете воспользоваться картой – опорой. Задания вы найдёте в конвертах, лежащих на ваших столах. - Так как вас интересовал вопрос: Какие праздники обычаи и традиции существуют в Японии и Китае? я предлагаю искусствоведам исследовать информационное пространство и ответить на эти вопросы. Вы также можете пользоваться картой – опорой и предметами на демонстрационном столике. - А группа дипломатов придумает эмблему – символ дружбы трёх стран: России, Японии и Китая. В конверте – задание для вас. Работать вы будете в течение 10 минут. Об окончании работы вам сообщит восточная музыка. Сначала она будет звучать тихо,- это сигнал о том, что работу следует заканчивать, как только она наберёт силу – все группы должны быть готовы к выступлению. Учащиеся работают с различными источниками информации. Так как работа в группах ведётся давно, роли распределяются самостоятельно. 5. Творческие отчёты групп. Обмен информацией. Интерактивное путешествие «На восток». - Что же это за страна – Япония? (Отчёт корреспондентов выпуска новостей, слайды № 3-8). Учитель добавляет: обратите внимание на архитектуру Японии (слайды 7-8) - храмовые постройки такой формы вы не увидите ни в какой другой стране. - Япония богата обычаями и традициями, которые складывались веками. Об одной из них нам расскажут искусствоведы. (Отчёт искусствоведов, слайды № 9-14). Учитель добавляет: японцы – люди творческие, они возводят не только сады деревьев, но и сады камней, которые завораживают взгляд, успокаивают человека, помогают ему отрешиться от всего и подумать о жизни (слайд 13). - О какой стране вы сейчас узнали? (О Японии). Какой город является столицей Японии? (Токио). - Что представляет собой другой сосед России на Востоке – Китай? Об этом мы узнаем из передачи «По странам и континентам». (Отчёт группы корреспондентов о Китае, слайды № 15-21). Учитель добавляет: Китай не отличается такой же изысканной архитектурой, как Япония, но свои достопримечательности есть и здесь. Удивляет своеобразием кажущаяся невесомой постройка в скале (слайд № 22). - Китай – древняя цивилизация. Именно Китай подарил миру чай. В каждой стране сложились свои чайные традиции. А как принято пить чай в Китае? Об этом нам расскажут искусствоведы (отчёт группы искусствоведов по Китаю, слайды № 23-24). Учитель добавляет: а в Японии тоже есть свои чайные традиции, но сейчас у них появилась новая мода – «есть» чай. В Токио есть французский ресторан, где в каждое блюдо добавляю чайные листы. Они обогащают пищу витаминами и убивают неприятный запах изо рта. - А вы знаете, какое животное является символом Китая? (Большая панда). Учитель добавляет: видеосюжет об охране Большой панды (слайд № 25). - Не только в Китае, во всех странах занимаются вопросами охраны окружающей среды. Существуют специальные международные организации. Как называются? Перечислите. Как они узнают о деятельности друг друга? На международном уровне всегда выступают дипломаты. Вот и у нас сегодня есть группа дипломатов. Им слово. Завершают знакомство с восточными соседями России – дипломаты. 6. Рефлексия. - Ребята, вы сегодня все участвовали в организации урока. Рассказ какой группы вам больше всего запомнился? Произвёл на вас особое впечатление? Возьмите стеки и отдайте свой голос за понравившуюся работу. Помните: за себя не голосуем! (Дети цветные полоски наклеивают на лист с названием группы, подсчитываем голоса). - Все сегодня проявили творчество, были активны, но я с вами согласна: эти ребята наиболее творчески подошли к выполнению задания. - Итак, наше путешествие на Восток заканчивается. - Назовите страну, которой принадлежит этот флаг. (Дети отвечают: Японии и Китаю). «Наведите порядок» среди этих предметов. (Дети передвигают по интерактивной доске картинки с изображением следующих предметов: Великая китайская стена, сад камней, икебана, бонсай, палочки, рис, кимоно – китайское и японское, самурай, иероглифы – китайские и японские, фонарики, панда, сакура). 7. Домашнее задание. - Всё ли вы узнали о Японии и Китае, что хотели? (Ответы детей). Всё знать мы, конечно же, не можем. Какой вопрос вас интересовал в начале урока, на который мы не ответили? Где вы можете найти на него ответ? (Дети перечисляют). - А где вам могут пригодиться эти знания? Где вы их можете применить? Какая страна вас заинтересовала? Выберите флаг этой страны (в конверте № 2). На обратной стороне флага записаны задания, одно из которых вы можете выполнить к следующему уроку. (Задания по выбору – составить кроссворд о достопримечательностях или культуре страны, подобрать дополнительный материал о заинтересовавшем вас экспонате, составить план для посещения достопримечательностей этой страны). - Китайский философ Конфуций сказал (слайд № 2 на интерактивной доске). Пусть это будет вашей мечтой – посетить когда-нибудь эту страну наяву. А на следующем уроке мы с вами окунёмся в атмосферу праздника в Японии и Китае.