Вы не зарегистрированы

Авторизация



Классный час "Кто в тереме живет?"

Данные об авторе
Автор(ы): 
Алина Альбертовна Кудрявцева
Место работы, должность: 
МОУ "Вятская средняя общеобразовательная школа" Советского района Республики Марий Эл, учитель русского языка и литературы.
Регион: 
Республика Марий Эл
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Классный руководитель
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Предмет(ы): 
Внеклассная работа
Предмет(ы): 
Внешкольная работа
Краткое описание: 
Классный час для обучающихся 5 класса в период адаптации

Паспорт классного часа.

Класс: 5

Тема: «Кто в тереме живет».

Цель: ускорение и облегчение процесса адаптации обучаемых 5 класса к старшей школе.

Задачи:

1.     Стимулировать интерес обучаемых к изучению своей родословной, уважение к семье, семейным традициям.

2.     Развивать интерес и любознательность, открытость, положительные эмоции.

3.     Воспитывать ответственное отношение к порученному делу, учиться выполнять совместно общее дело; воспитание духовных потребностей: любовь и уважение к семье, одноклассникам, окружающим.

Продолжительность: 45 минут.

Форма проведения: личностно-ориентированная.

Наглядные средства: эпиграф к уроку, художественно оформленный «терем» на доске.

Музыкальный ряд: песня «Я рисую небо…» и др.

Техническое оборудование: магнитола, компьютер, принтер.

Предварительная подготовка:

1.     Исследование детьми имен и фамилий обучаемых класса.

2.     Индивидуальная работа с обучаемыми: исследование генеалогического дерева, составление семейного словарика, поиск пословиц о семье, сочинение стихотворение о семье на кружке «Живое слово». 

3.     Работа по привлечению родителей к проведению классного часа: мастер-класс по оформлению «Теремка», подготовка к выступлению о своем предке.

4.     Сбор информации о своих предках обучаемыми. Поиск интересных фотографий и семейных реликвий.

5.     Привлечение вожатых к подготовке классного часа.

Классный час: «Кто в тереме живет».

Ход классного часа:

1.     Организационная минутка.

Здравствуй, небо голубое
Здравствуй, солнце золотое.
Здравствуй, матушка - земля,
Здравствуйте, мои друзья.

Ребята, только 2 месяца мы с вами учимся в старшей школе, но уже хорошо узнали друг друга. Я считаю, что наш класс очень дружный. А какие ребята живут в нашем классе, скажете сейчас вы сами. Ребята, одним словом попробуйте охарактеризовать своих одноклассников. Начинаю я: дружные… (веселые, заботливые, фантазийные, находчивые, активные, ответственные, умные, инициативные, задорные, умелые, ) одним словом,  вы у нас уникальные.  А как вы думаете, кто помогает вам быть такими? (учителя, Алина Альбертовна, родители, семья).

2.     Сообщение темы, цели  классного часа.

 Наш классный час называется «Кто в тереме живет», сегодня мы постараемся узнать лучше о том, что уже имеем. А имеем мы с вами самое главное в жизни – семью. Готовились к классному часу мы долго,  наша главная задача – оформить стенгазету «Теремок» тем  материалом, который искали и собирали  к классному часу. Первые жители нашего Теремка – это мы сами (повесить фото класса) Работать мы будем необычно – в творческих  микрогруппах, а я посмотрю, насколько слаженно и активно вы умеете работать. Помогать вам будут ваши вожатые – Юля Кукарева и Катя Кудрявцева. Вы должны самостоятельно решить,  кто какой вид работы в группе будет выполнять.

3.     Основная часть.

А). Распределение детей по творческим группам, объяснение задач каждой группы.

 

 1. Итак, тема выпуска  нашего «Теремка» - семья. А рубрик в нашей газете будет много.

У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках.

А когда нам грустно или когда к нам приходят гости и мы хотим рассказать о своей семье, первое что мы берем в руки – это фотоальбом. У каждого из нас есть любимые фотографии, и сегодня вы принесли те, которые хотите показать мне, своим одноклассникам, гостям. Первая творческая группа (Антипин Андрей, Орехов Саша, Петрова Ирина) будет работать над  рубрикой «Фотоархив»  нашего класса. Ваша задача – отобрать  самые интересные  семейные  фотографии, сгруппировать их по темам:  например, самая дружная, многочисленная,  веселая,  семья, самое старинное фото, мои именитые предки, сделать рамочки к фотографиям, подписать их и прикрепить к основанию нашего «Теремка». В этом вам поможет Юля.

 

 

2.В семейном кругу мы растём,

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу все корни твои.

Во взрослую жизнь ты войдешь из семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаём.

Основа основ – родительский дом.

 

Человек растёт и задумывается над вопросом: «Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?» издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается. Вот и некоторые ребята из нашего класса  попытались составить свои родословные, изучить истории жизни своих именитых предков. Саша Воробьев, Илья Игнатов, Куклин Даниил и Антипин Андрей будут работать над своим  семейным древом (распечатать и наклеить).

3. Говорят, яблочко от яблони недалеко падает. Рождаясь, человек получает имя. Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечается в месяце рождения ребёнка, или в честь кого-либо из членов семьи. Давайте рядом с нашим теремом посадим яблоню, которая раскроет тайну имен и фамилий. Садовина Таня, Яровиков Максим, Ведерникова Надя вырежут листочки и яблочки с написанными на них именами и фамилиями, наклеят на наше дерево, а потом расскажут о самых интересных находках.

4. Говорят, что раньше о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, потому семьи на Руси были большие и дружные. И тому много свидетельств. Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы, поговорки, в которых говорится о семье. Ивлев Никита, Камышникова Алена искали пословицы о семье. Вы отберете  понравившиеся и напишете их, красиво оформите.

5. Егорова Ксюша, Сабанцев Андрей,  составят «Рецепт семейного счастья». Прежде чем вы будете составлять рецепт подумайте и ответьте на вопрос: какие качества могут принести счастье в семью. ( уважение, забота, любовь, терпение, защита)

6. Обратите внимание на наш «Теремок», над ним ярко светит солнце, а у группы Тимофеева Таня, Анучин Коля  лежат лучики от него., напишите пожалуйста на лучиках как вы понимаете, что такое семья, т.е. продолжите выражение; «Семья – это (родители, счастье, радость поддержка, дом, тепло, свет, любовь).

7. Семья – это сложный организм, недаром она называется “семь я”. В семье каждый из нас имеет множество воплощений: я – дочь, мать, сестра, племянница, внучка и т.д. Семейный словарь  «Кто это?» составляют Кузнецов Иван, Филиппов Артем.

8. А Михайлова Марина, Николаева Таня, Чистяков Коля и Иванов Артем под руководством мамы Марины украсят наш Терем цветочками. На работу в группах вам, ребята дается 15 минут, потом мы с вами защищаем наши рубрики, т.е. знакомим остальных с самой интересной информацией.

Б). Самостоятельная работа детей в творческих группах, помощь вожатых, родителей  и классного руководителя, взаимопомощь обучаемых. (10-15 минут).

В). Защита рубрик (ребята прикрепляют свой материал на «Теремок» и рассказывают о собранной информации, классный руководитель при необходимости комментирует).  1.Фотоархив.

Игнатов Илья, Егорова Ксения, Тимофеева Таня, Яровиков Максим расскажут, кто запечатлен на фотографиях и  за что получили их предки высокие награды.

2.Мои предки (От себя добавлю: Незнание своих предков приравнивалось к отсутствию образования. Н.М. Карамзин писал: “Государственное правило ставит уважение к предкам в достоинство гражданину образованному.”Так, А.С. Пушкин гордился своими предками до такой степени, что велел вделать в пуговицу с мундира своего далекого предка Абрама Ганнибала в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и всегда с гордостью демонстрировал ее друзьям. Происхождение определяло и положение в обществе. У древних римлян в доме обязательно были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись и приносили дары. Родословная выписывалась на отдельных свитках, которые передавались следующим поколениям. Так было и у других народов.)

Выступают дети: Даниил со своей бабушкой Еленой Ивановной, они расскажут о дедушке Даниила - Королеве В.И., который был основателем нашей Вятской школы. Антипин Андрей с мамой собрали целую папку с родословной, фото материалом, где древа жизни как с бабушкиной, так и с дедушкиной стороны Андрея. Воробьев Саша, используя компьютерные технологии,  со своей тетей нарисовали 2 древа жизни.

-         Это мой папа – Игнатов Алексей Викторович. Он служил в Чеченской Республике, воевал там и даже был ранен. Папа награжден медалью «За мужество». Я очень горжусь своим отцом. А еще я горжусь своими бабушками. Бабушка Елизавета награждена медалью за успехи в развитии народного хозяйства. Она победитель социалистического соревнования, а прабабушка Ямбаршева Мария награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 года».

 

-         Моя бабушка Казакова Вера Александровна награждена медалью «Победитель социалистического соревнования» в 1975 году и серебряной медалью «За достигнутые успехи в развитии народного хозяйства СССР». Бабушке Вере много лет и она до сих пор радует нас  своей заботой и доброй улыбкой.

 

-         Яровиков Петр Васильевич – мой прадедушка. Он воевал в Великую Отечественную войну и имеет 12 наград. Дедушка Петр прошел всю войну, был несколько раз ранен и прожил долгую жизнь. Я знаю про него из рассказов своей бабушки, дочери Петра Васильевича. В нашей семье все награды деда бережно хранятся.

 

-         Мой двоюродный прадедушка был участником войны и его наградили 2 медалями на юбилей после войны. Он перенес операцию на ноге. Прадедушка до сих пор живет и даже работает сторожем. Я уважаю таких волевых людей.

 

3.Тайна имени. Таня Садовина  и Надя Ведерникова расскажут о самых своих  интересных находках, которые они обнаружили, исследую тайны имен и фамилий ребят класса.

 - Мы изучили значение всех фамилий нашего класса и узнали много интересного. Оказывается, большинство фамилий ребят образованы от крестильных имен: например, Тимофеева от Тимофей, Петрова от Петр. Таких фамилий в классе у нас много. Тогда мы решили объяснить значения этих имен. Петрова – от имени Петр – что означает камень, скала. Игнатов – от имени Игнат – неведомый, огненный. Сабанцев от турецкого имени Сабан – плуг. Ивлев – от имени Ивлий  - Господь Бог. Филиппов от греческого корня фил – любить. Мне было интересно узнать значение своей фамилии –Садовина. Моя фамилия не имеет отношения к саду или работе садовника, а происходит от древнего имени Садок или Садко, что означает « стремящийся к справедливости». Орехов тоже не имеет никакого отношения к орехам. А произошла его фамилия от имени Арефий, что значит пахать землю. А самым интересным нам показалось объяснение фамилии Камышникова. Она произошла от слова Камышник. Это вид небольшой птички. Также мы нашли все значения имен ребят нашего класса. У нас очень хорошие и красивые имена.

4.Народная мудрость о семье

5.Рецепты семейного счастья

6.Лучики счастья. «Семья – это забота, радость…счастье»

7.Семь я (семейный словарик)

1.     свекровь (мать мужа).

2.     свекор (отец мужа).

3.     теща (мать жены).

4.     тесть (отец жены).

5.     зять (муж дочери).

6.     сноха (жена сына).

7.     золовка (сестра мужа, жена брата).

8.     деверь (брат мужа).

9.     шурин (брат жены).

10.                       свояченица (сестра жены).

11.                       свояки (женатые на родных сестрах).

12.                       мачеха (неродная мать).

13.                       отчим (неродной отец).

14.                       падчерица (неродной ребенок одному из супругов).

 

8. Осталось украсить наш «Теремок» цветочками ( можно по ходу выполнения работы).

 

4.Заключение.

Вокруг каждого из нас много родных, с ними мы связаны незримыми ниточками – кровью: бабушки, дедушки, дяди и тети… Есть родные, которые моложе, есть и гораздо старше нас. И тот род силен, который предков помнит и чтит. Такой род можно сравнить с большим и крепким деревом, которое имеет глубокие и сильные корни. А если много таких крепких деревьев, то и буря им не страшна. И враг не пройдет сквозь такой лес.

Ребята, давайте посмотрим, кто в нашем теремке живет? (Это мы, наши родители, предки, родственники). Стихотворение Илья -  Кто в тереме живет

 

Кто тут в «Тереме»  живет,

Громко песенки поет?

Это мы, дружный класс

И родители у нас.

Также с нами вся родня,

Вместе мы одна семья.

Будем в классе дружно жить

И семью свою любить!

 

5.Рефлексия.

 

А как вы думаете, какое настроение у жителей нашего «Теремка»? Почему? ( мы делали работу с любовью, хорошим настроением). Похлопайте дружно в ладоши те, кто удовлетворен сегодняшней работой.

 А наш класс можно назвать семьей? ( Конечно, мы должны друг к другу относиться, как в семье, заботливо, по-доброму и с пониманием.)

Я тоже надеюсь, что наш класс станет дружной семьей и, как в хорошей семье, в нем будут царить любовь и взаимопонимание.

 

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!

 

Прикрепленный файлSize
кто в тереме живет.ppt2.8 MB


Фото пользователя Светлана Анатольевна Гуськова

На: Классный час "Кто в тереме живет?"


Спасибо,интересная идея!)