Урок- суд над исторической личностью "Наполеон-Бонапарт"
Submitted by Наталья Юрьевна Ерёмина on пн, 12/04/2010 - 19:31
Урок-суд над исторической личностью.Наполеон Бонапарт (1769-1821)
Цели урока:
1- формирование целостного представления о деятельности Наполеона Бонапарта, закрепление знаний по теме «Франция времён Консульства и Империи»;
2- развитие умений анализировать, сопоставлять различные толкования исторических фактов, формулировать выводы, аргументировать собственную точку зрения;
развитие умения вести конструктивный диалог;
создание условий для развития творческих способностей учащихся;
3- воспитание культуры демократических отношений, помощь в выработке мировоззренческих позиций.
Организация урока:
1- на предыдущем уроке класс делится на следующие группы:
А- Группа обвинения в составе обвинителя, свидетелей обвинения;
Б- Группа защиты в составе защитника, свидетелей защиты,
Г- Группа присяжных;
2- заранее группы учащихся оговаривают между собой позиции обвинения и защиты (рассматриваются экономические, политические, социальные и духовные стороны жизни), свидетели придумывают себе роль того персонажа, которого будут изображать (приветствуется театрализация). Учащиеся самостоятельно осуществляют поиск необходимого исторического материала, а также стремятся максимально использовать справочную и учебную литературу.
Оборудование:
1- оформление доски: тема урока, цитата: «Мне нужно простить моё желание сделать Францию владычицей над всеми народами», карта «Европа в период наполеоновских войн»;
2- мультимедийный проектор, компьютер, экран.
План проведения урока-суда:
1- вступительное слово учителя- 1-2 минуты;
2- демонстрация слайдов «История жизни Наполеона»-3-4 минуты;
3- выступление обвинителя-5 минут;
4- выступление свидетелей обвинения и вопросы к ним-10 минут;
5- выступление адвоката-5 минут;
6- выступление свидетелей защиты и вопросы к ним -10 минут;
7- заседание присяжных (голосование, объяснение своей позиции, вынесение вердикта)-8 минут
8- заключительное слово учителя-2 минуты.
Ход урока:
1-Вступительное слово учителя: «Сегодня мы собрались на этом уроке для того, чтобы судить человека, чьё имя вот уже 200 лет будоражит умы. О Наполеоне написаны тысячи исторических трудов. Учёные изучают 32 тома его переписки. Наполеону посвящены тысячи художественных произведений. Французы чтят его как самого великого человека, которого Франция дала миру. Мы должны осудить или оправдать его деятельность с позиции того времени, с позиции сегодняшнего дня, с вашей личной позиции. Я надеюсь, что данный урок поможет вам получить яркое, образное представление о внутренней и внешней политике Франции времён Консульства и Империи, реконструировать события, связанные с Наполеоном Бонапартом. Исторические факты, представленные «свидетелями», заставят нас размышлять, делать выводы, а состязательность в суде создаст атмосферу свободного обмена мнениями, условия для дискуссии».
2-Учитель: «Сейчас перед нами предстанут страницы жизни этого великого человека (демонстрируются слайды на мультимедийном проекторе, видеоряд заранее составляется учащимся или самим учителем. Последний кадр- портрет Наполеона Бонапарта остаётся на экране до конца урока). Итак, Наполеон - положительный или отрицательный персонаж истории? Чего больше он принёс людям зла или блага? Это решат наши присяжные…. Суд идёт».
3-Выступление обвинителя, который стремится отразить негативное влияние на развитие общества с различных точек зрения. Ученик должен представить логично построенное обвинение, основанное на достоверном материале. Возможные позиции: А- стремясь к личной власти, Наполеон разжёг войну в Европе, виновен в гибели большого количества людей; предал свою армию при переправе через Березину; Б- «Континентальная блокада» была ошибкой, она разрушала естественные экономические связи, французские промышленники тяготились ей; В - Наполеон поощрял крупную буржуазию, предоставляя ей льготы в виде государственных займов, заказов. Но от этого французская буржуазия не была свободной и предприимчивой, как, например, английская; Г - несмотря на создание «Кодекса Наполеона» у рабочих не было никаких прав, им было запрещено создавать союзы, отстаивать свои права; Д - когда началась война два года подряд были сильные неурожаи, народ недоедал, но императора это не трогало - главное было кормить и одевать армию; Е - народы Европы ненавидели Наполеона, непомерные налоги душили их, не давали развиваться, особенно тягостен был «налог кровью» и т.д.
Деятельность других учащихся во время выступления обвинителя: присяжные отмечают наиболее убедительные положения обвинения, а защитники, наоборот, их слабые позиции, которые затем можно будет подвергнуть критике или опровергнуть.
4-Выступление свидетелей обвинения. Каждый свидетель придумывает себе историю, в которой содержится осуждающий деятельность Наполеона момент. Выступление состоит из представления себя, из рассказа о том, что ему известно о Наполеоне, почему он его обвиняет. Свидетелями могут быть как реальные исторические лица (Талейран, Удино, Фуше и т.д.), так и вымышленные (солдат армии Наполеона, житель завоёванной страны, рабочий, представитель буржуазии и т.д.) Затем «защита» и «обвинение» задают вопросы свидетелям, возможно уличение в лжесвидетельстве при незнании исторических фактов, опровержение противоположной стороны.
5- Выступление защитника. Адвокат предоставляет важнейшие позиции защиты. Например, «Кодекс Наполеона» провозглашал равенство всех перед законом, защиту важнейших прав граждан; при Наполеоне развивается предпринимательство, строятся дороги, каналы, Франция переживает экономический и культурный подъём, в завоёванных станах под влиянием Наполеона освобождаются крестьяне от феодальной зависимости, складываются условия для индустриального развития; Наполеон – выдающийся полководец, чьи заслуги в военном деле неоспоримы и т.д. Присяжные записывают позиции, которые могут оправдать Наполеона. «Обвинение» ищет слабые места «защиты».
6-Выступление свидетелей защиты. Всё осуществляется по аналогии с выступлениями свидетелей обвинения (придумывается история, в которой так или иначе оправдываются деятельность Наполеона, действуют вымышленные и реальные персонажи истории), затем следуют ответы на вопросы адвоката и прокурора. Чем оригинальнее история свидетеля, тем больше возможностей у защиты.
7-Заседание присяжных. Каждый присяжный высказывает мнение о прозвучавших наиболее убедительных доводах на его взгляд. Затем председатель присяжных проводит голосование, и объявляет о его результатах. Позиции голосования: «Наполеон виновен», « не виновен», «виновен, но заслуживает снисхождения».
8-Учитель подводит итог урока-суда, где говорит о том, насколько удалось достичь поставленных целей. Он также отмечает наиболее активных учащихся, которые подготовились основательно, использовали дополнительный материал, выдвигали оригинальные версии, работу класса в целом. Объявляется задание на следующий урок - учащиеся готовят ответ на вопрос: « Какие уроки мы можем вынести из истории жизни Наполеона?», рефлексия - «Что у меня получилось на уроке? Что не получилось, по каким причинам? Что нового узнал, чему научился на уроке- суде?»).