Официальный сайт goldsoftware 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Данные об авторе
Автор(ы): 
Карманникова А.А.
Место работы, должность: 
ДОУ №1 Учитель-дефектолог
Регион: 
Республика Карелия
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
дошкольное образование
Уровень образования: 
специальное (коррекционное) образование
Целевая аудитория: 
Воспитатель
Целевая аудитория: 
Родитель
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Предмет(ы): 
Логопедия
Предмет(ы): 
Математика
Предмет(ы): 
Педагогика
Тип урока: 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: 







 

Используемая методическая литература: 

Литература:
1. Аветисов Э. С. Руководство по детской офтальмологии. – М.: Медицина. – 1987. – 496 с.
2. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М.: Просвещение. – 1964. – 303 с.
3. Большая медицинская энциклопедия /под. ред. Б.В. Петровского. – том 1-29. – М.: Издательство «Советская энциклопедия. - 1979
4. Венгер Л. А., Мухина В. С. Развитие мышления дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1974. - №7. – с. 33
5. Ветрова В.В. Ладушки (игры для детей и родителей). – М.: Знание, 1994. – 256 с.
6. Вовчик-Блакитная М. В. Развитие пространственного различения в дошкольном возрасте // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников / Хрестоматия в 6 частях. – СПб. – 1994. – IV-VI часть. – 235 с.
7. Глоссарий социального работника / Авт. Сост. Е.И. Хололстова. – 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». - 2007. – 220 с.
8. Григорян Л. А Лечебно-восстановительная работа в детских садах для детей с амблиопией и косоглазием // Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения / под. ред. М. И. Земцовой. – М.: Просвещение. – 1978. – 93 с.
9. Дефектология. Словарь – справочник / авт. Сост. С.С. Степанов; под. ред. Б.П. Пузанова. – М.: Т.Ц. Сфера, 2005. – 208 с.
10. Диагностический комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Библиотека психолога-практика./ сост. Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - М.: АРКТИ, 1999.
11. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. – СПб.: Издательство «Речь», 2005. – 256 с.
12. Ермаков В. П., Якунин Г. А. Основы тифлопедагогики: Обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: учеб. Пособие для студентов высшего учебного заведения. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 240 с.
13. Земцова М. И. Некоторые особенности познавательной деятельности детей дошкольного возраста при нарушениях зрения // Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения / под. ред. М. И. Земцовой. – М.: Просвещение. – 1978. – 93 с
14. Иванова Е.С. Релаксационная гимнастика // Ребенок в дестком саду. – 2006. - №1. –с.64
15. Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкульминуток / В.И. Ковалько. – М.: Эксмо, 2007. – 512 с.
16. Литвак А. Г. Тифлопсихология: учебное пособие. – М.: Просвещение. – 1985. – 208 с.
17. Литвак А. Г. Формирование единичных представлений у слепых детей // Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников. – Л. – 1968. – 207 с.
18. Люблинская А. А. Особенности освоения пространства детьми дошкольного возраста // Теория и методика развития элементарных математических представлений у дошкольников / Хрестоматия в 6 частях. – СПб. – 1994. – IV-VI часть. – 235 с.
19. Мусейибова Т. А. Генезис отражения пространства и пространственной ориентации у детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. – 1970. - №3. – с.36
20. Мухина В. С. Детская психология: учебное пособие для студентов пед. ин-тов /под. ред. Л. А. Венгера. – 2-е изд. – М.: Просвещение. – 1985. – 272 с. 
21. Науменко Г.Н. Народная мудрость и знания о ребенке. – М.: ЗАО Изд-во Центр полиграф. – 2001. – 431 с.
22. Наумов М.Н. Обучение слепых пространственной ориентировке. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена: Ин-т реабилитации и профессиональной подготовки слепых. – 128с.
23. Никулина Г. В. Дети с амблиопией и косоглазием. – СПб. – 1999. – 86 с.
24. Никулина Г. В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогов образовательных учреждений. – СПб.: «Детсво-пресс», 2002. – 128 с.
25. Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения в дошкольном учреждении./ Под. ред. Л.И. Солнцевой. – М.: ИПТК. Логос // ВОС, 2001 – 96 с.
26. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения. – М.: Город. – 1998. – 262 с.
27. Плаксина Л. И. Тифлопедагогика. – М.: Российская Академия Образования Института коррекционной педагогики. -1999. -46 с.
28. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. – М.: Педагогика. – 1977. – 272 с.
29. Понятийно-терминологический словарь логопеда /под. ред. В.И. Селиверстова. – М.: Гуманитарное издательство ВЛАДОС, - 1997
30. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) // под ред. Л.И. Плаксиной. – М.: Экзамен, 2003. – 355 с.
31. Психологическая энциклопедия. Второе издание / под. ред. Р. Корсини, А. Ауэрбах. – СПб.: Питер, 2003. – 1096 с.
32. Сапогова Е. Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольникаю – Тула.: Приок. Кн. Изд-во, 1993. – 264 с.
33. Сековец Л. С. Коррекционно-педагогическая работа по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. – Н. Новгород, Изд. Ю. А. Николаев, 2001. – 168 с.
34. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. – М.: АРКТИ, 2001. – 208 с.
35. Солнцева Л. И. Тифлопсихология детства. – М.: Полиграф сервис, 2000. -250 с.
36. Солнцева Л. И. Адаптация диагностического материала для работы с детьми с нарушением зрения // Дефектология, 1998, №4. – с.33
37. Титова О. В. Справа - слева. Формирование пространс твенных представлений у детей с ДЦП. – М.: Изд-во “ГНОМиД”, 2004. – 56 с.
38. Цыганок А.А. Гордон Е.Б. Коррекция пространственных представлений у детей // Особый ребенок: исследования и опыт помощи. – 1999. – вып.2 – с.101


 

Используемое оборудование: 

браслеты

карандаши

лего конструктор

султанчики

мелкие игрушки

фигуры мелкие и крупные

ограничитель большого пространства

колокольчики

музыка

презентация

 

Краткое описание: 
Как научить ориентироваться в пространстве ребенка

Мастер-класс
Тема: Формирование пространственных навыков ориентировки у детей дошкольного возраста с нарушенным зрением
Цель – это узнать, как научить ребенка дошкольного возраста ориентироваться в пространстве.
Давайте вспомним, когда ребенок начинает овладевать пространством?
Правильно он начинает им овладевать с самого раннего детства, когда познает собственное тело. Вспомним русские потешки и пестушки:
Водичка водичка
Умой мое личико (погладить ладонями лицо)
Чтобы глазоньки блестели 
(указательными пальцами погладить веки глаз)
Чтобы щечки краснели,
(погладить щеки)
Чтоб смеялся роток, (показать на рот)
Чтоб кусался зубок. (щелкнуть зубами)
Или… Сорока – ворона кашу варила … (узнавание пальчиков)
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик – папенька
Этот пальчик – маменька
Этот пальчик – это я (обе руки положить себе на грудь)
А это вся моя семья. –
Но постепенно ребенок растет, и мама начинает говорить возьми ложку в правую руку, а где та самая рука. Как это можно объяснить маленькому ребенку?...
Очень просто - одеть на правую руку браслетик, наклеить наклейку который ребенок будет ощущать и видеть. 
Игра: «Будь внимателен» - показать правую руку, поднять ее наверх, опустить вниз, спрятать за спину… Какая это рука? – правая, давайте прохлопаем вместе пра-ва-я!
- Что ты будешь делать правой рукой? А ты? (мыть пол, подметать, писать…)
1. Рано утром на полянке
 На зарядке Обезьянки
Левой ножкой топ, топ,
Правой ножкой топ, топ.
Левой ручкой хлоп, хлоп,
Правой ручкой хлоп, хлоп,
На право повернулись,
На лево повернулись
Хлопнули и улыбнулись.

  Эй ребята что вы спите!?
На зарядку становитесь
Справа – друг и слева – друг
Вместе все - в веселый круг.
Под веселые напевы повернемся вправо, влево
Руки вверх, руки вниз,
Снова вверх и наклонись.
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой.
Топни левою ногой!
Влево шаг! И снова стой!
Повернись направок другу.
Правую дай другу руку.

Повернись налево к другу.
Левую дай другу руку.
Шаг – назад и два – вперед
Вправо влево поворот!

Покружимся, повернемся,
Снова за руки возьмемся!
Три шага, вперед дружок!
Станет тесным наш кружок!
Покружились. Потолкались.
Повернулись…
Разбежались!!!
«Дождик» игра с разноцветными султанчиками под музыку.
 «Снежинки» игра со снежинками

Вывод: Итак, для чего же нам надо знать стороны? Т.к. весь мир поделен на правую и левую сторону. Готовность к школе…..
Для дошкольных образовательных учреждений одной из приоритетных задач является подготовка детей с особенностями в развитии к школьному образованию. Решая данную задачу, педагоги способствуют оптимальной адаптации и безболезненному вхождению в новые условия. 
Я работаю в детском саду, которое посещают дети с нарушенным зрением. 
Нарушения зрения сопровождаются вторичными отклонениями. Природа вторичных нарушений разнообразна. Глубокое нарушение зрения отрицательно сказывается на нервно-психическом статусе детей, значительно снижает их двигательную активность, влияет на развитие познавательной деятельности на формирование речевого статуса.
За счет полного или частичного выпадения зрительных образов, отмечается резкое сужение круга представлений (снижен объем). Представления детей – фрагментарны,, схематичны, низкий уровень обобщенности (генерализованность), вербализм и «инфантильны» . 
Особую трудность дети с нарушенным зрением испытывают при усвоении оптико-пространственных представлений (Е.Н. Подколзина 1998, Л.И. Солнцева 2000, Л.И. Плаксина 1998, А.Г.Литвак 1985). 
На 2 этапе ребенок учится ориентировка в малом пространстве или в большом что легче? Сначала дети будут учиться на объемных предметах или на плоских?
 2 этап Ориентировка в малом пространстве. 
Горизонтальная ось 
1. «Найди слева справа» 
2. «Город»
3. Лего-игра
Двухмерное пространство – по вертикальной и горизонтальной оси
«Геометрическое поле» положить фигуры слева, другие справа.
 «Посади цветы на полянке» (цветы синий, красные на левой клумбе)
 «Какие фигуры поменялись домиками?» (на память) 
Вертикальной оси - слайды
«Расположи там, где я скажу» (аналогия на листе фигуры)
 «Сочинение рассказа» Компьютерные игры
3 этап Ориентировка в большом пространстве Определение от себя левой правой сторон
 «Займи свой домик», «Разложи мячи», «Поезд», «Почтальон», «Что находится вокруг тебя», «Контролер», « Телефон» 
4 этап Ориентировка от другого – хотелось бы остановиться. Как ребенку объяснить, найти стороны у человека находящегося напротив. 
1 вар-т: сначала стороны определяет когда другой стоит перед ним спиной. Затем берутся правой или левой рукой не отпуская друг друга поворачиваются и называют стороны. Вывод что осуществляется перекрест. - демонстрация
Игры: «Поздороваемся» «Сердце Кая» «Солнечный зайчик» «Мое отражение»
Итог: сегодня мы узнали, как научить детей ориентироваться в правой и левой стороне и через какие этапы проходит усвоение пространства. Использовать игры можно с любыми детьми.
Спасибо вам за работу мне было очень приятно с вами работать. Надеюсь, мой опыт был полезен. Желаю вам удачи и это будет первоначальный вклад в вашу педагогическую копилку. (оставить распечатки)
Рефлексия:


 


»  Tags for document:
»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Полина Владимировна Ермилкина

На: Формирование пространственных представлений у детей дошкольн


Такой труд надо опубликовать, тем более,что в своих кругах онем мы уже наслышаны



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн