учителя русского языка и литературы МОУ «Гатчинская СОШ№1»
Фадеевой Ольги Валерьевны
Цели и задачи/ожидаемые результаты урока:
- в игровой форме повторить с учащимися основные сведения по теме «Имя прилагательное»;
- закрепить умение определять способ словообразования имен прилагательных
После изучения темы учащиеся должны знать:
·способы образования имен прилагательных;
·правила правописания сложных имен прилагательных;
После изучения темы учащиеся должны уметь:
·правильно писать слова с изученными орфограммами;
·графически обозначать орфограммы;
·правильно писать сложные имена прилагательные;
·разбирать слова по составу
Тип урока– изучение нового материала.
Оборудование урока:интерактивная доска; флипчарты, маркеры, бумага, учебники, доска и мел.
План урока:
1 этап– проверка домашнего задания с использованием интерактивной доски.
Упр. 309
Самопроверка
Вопрос к классу:
- Почему слова во второй колонке такие «разноцветные» ?
ФЛИПЧАРТ 1
2 этап– мотивация учащихся.
Учитель просит учеников вспомнить сказку А. Н. Толстого «Буратино» и описать Буратино, так как сегодня он будет учиться вместе с нами.
Для наглядности учитель показывает картинки с изображением Буратино и просит описать его.
ФЛИПЧАРТ 2
Вопросы учителя:
-Какую часть речи вы употребили при описании?
-Прилагательные (ответ учеников) .
-Сегодня мы продолжим нашу большую тему по прилагательным.
3 этап– актуализация имеющихся знаний.
Интерактив «Мозговой штурм»
- Ребята мы должны помочь Буратино начертить карту страны «Прилагательное. Для этого вы должны ответить на вопросы и выполнить разные интересные задания.
-Ребята, что вы уже знаете о прилагательном?
Ответы учеников: обозначает признак предмета, отвечает на вопросы Какой? Какие? Имеет разряды, степени ( превосходная простая),выступает в роли определения, часть речи, может переходить в другую часть речи.
Учитель посередине доски пишет «ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ». Ученики говорят все, что знают об имени прилагательном. Ответы учеников записываются на доске в форме кластера. Принимаются все ответы. Те, которые неверны, затем вычеркиваются.
ФЛИПЧАРТ 3
- Карта Прилагательного готова, но не хватает ещё одного города, и мы сегодня узнаем, какого, для этого мы разделимся на команды.
4 этап– исследование новой темы.10 минут
Деление на группы. 3 минуты
Ученики садятся в круг, сами на выбор называют четырёх героев из сказки: (Буратино, Мальвина, Артемон, Папа Карло ). Таким образом ученики делятся на 4 группы.
Работа в группах.
«Научно-исследовательская лаборатория».
Группам предлагаются карточки со словами для анализа:
Ученики должны определить, от каких слов, с помощью каких суффиксов и приставок, какими способами образованы данные слова. Спустя определенное время каждая группа отчитывается по проделанной работе, делаются выводы ( какие способы образования прилагательных существуют в русском языке), краткие записи в тетрадях учениками и учителем на ватмане.
Ребята догадываются, что город, который они не занесли на карту – это «Словообразование прилагательных».
5 этап– первичное закрепление.
Работа с карточками. «Сборочный цех». 5 минут
Каждой группе учащихся предлагается набор слов, суффиксов, приставок и дается задание за ограниченный промежуток времени образовать с их помощью как можно больше прилагательных.
Слова
Суффиксы
Приставки
1 группа:
дом, дерево, счастье.
- н, -ив, -ов, -ян
При-, не-, за-.
2 группа:
Круг, город, вода, газ.
-ов, -ск, -ян, -н.
При-, за-, без-.
3 группа:
Гадать, карты, стол.
-н, -очн, -ов, -л.
За-, на-, при-.
4 группа:
Кукла, стена, берег.
-н, ов, -л, -очн.
На-, при-, за-.
6 этап –творческое закрепление.
Учитель спрашивает у учеников: «Ребята, какие есть положительные и отрицательные герои в сказке «Буратино» ? ( Артемон, Тортилла, Мальвина, Дуремар, Карабас Барабас, Пьеро). Ученики сами перечисляют персонажей сказки .Учитель добавляет картинки с персонажами на доску.
ФЛИПЧАРТ 4
Задача учеников описать персонаж ( внешность и характер), используя как можно больше прилагательных и определить способ их словообразования. Презентация работы.
7 этап– домашнее задание
Учитель говорит: «Ребята , Буратино смог прочитать карту страны Прилагательное.
Теперь, чтобы найти код замка к выходу, нужны ключи. Предлагаю составить дома тесты, к которым всегда бывают ключи.
8 этап– подведение итогов урока.
Вопрос к классу:
- На какие вопросы сегодня на уроке Буратино нашел ответы ?