Submitted by Наталия Николаевна Сумбаева on чт, 15/04/2010 - 12:20
Известно, что младшие школьники проявляют особый интерес ко всему, что связано с окружающим миром. Таким образом, данная экскурсия как вид деятельности полностью соответствовала их мотивационной сфере и способствовала благоприятной адаптации первоклассников к школе.
Через весь урок чётко просматривалось достижение целей развития у малышей внимания, наблюдательности, зоркости, формирования общеучебного умения видеть через наблюдение, рассматривание и выделение отдельных математических граней окружающей действительности. В методике проведения экскурсий выделяют три основных этапа. Все этапы имели место в данном уроке. Доэкскурсионная подготовка представлена вводной беседой о необходимости пребывания на свежем воздухе и способах укрепления здоровья, основная часть экскурсии – самостоятельная творческая работа первоклассников, завершилась экскурсия презентацией результатов самостоятельной работы, которая выполнялась и в группах, и индивидуально. Подведение итогов прошло в классном кабинете.
Во время математической экскурсии были организованы наблюдения в населённом пункте с выявлением закономерностей и особенностей наблюдаемых объектов и практическая работа учащихся, в ходе которой они накапливали собственный жизненный опыт, действуя через кинестетический канал. Учитель на уроке выступил в роли организатора поисковой и даже исследовательской работы учеников. Поэтому предлагал первоклассникам только вопросы, а не готовые ответы, не объяснял, а спрашивал.
Предложенная образовательная экскурсия как форма урока обеспечила также здоровьесохраняющее обучение, поскольку позволила устранить некоторые факторы школьной жизни, негативно воздействующие на здоровье детей:
- неподвижность за партой во время урока;
- длительная работа в закрытом помещении с искусственным освещением без доступа свежего воздуха;
- ограничение двигательного режима;
- книжное изучение действительности, затрудняющее применение знаний программного материала на практике;
- преобладание аудиального канала восприятия и переработки информации в ущерб возрастным особенностям младших школьников, требующим многосенсорности в обучении, с опорой на наглядно-образное, наглядно-действенное мышление.