Сегодня у нас не просто урок, а итоговый урок, подведение итогов коллективного творчества 6 «а» класса защита проекта «игрушка на руку для кукольного театра».
Это урок праздник, так как он будет проходить в форме кукольного спектакля. Так-так юные мастера кукольники хотят не просто продемонстрировать всем вам, дорогие зрители, свое творчество, но и доставить этим всем радость и удовольствие, в том числе и себе - ведь свой труд показывать тоже приятно. Они, конечно, сейчас немного волнуются, но это волнение обычная атмосфера перед любой премьерой. Простим им, если будут актерские промахи, и оценим их как мастеров кукольников – эта роль у них сегодня главная.
- А сейчас давайте сделаем маленькую экскурсию в историю возникновения кукольного театра, и помогут нам в этом наши актеры вместе со своими куклами.
2. История кукольного театра.
Куклы в жизни людей появились очень давно, еще в каменном веке, а может быть и раньше. Тогда они совсем не были похожи на тех, в которых мы играем сейчас. Первые куклы изображали животных. Кукол-людей старались не делать, так как верили, что изображения людей тоже живые. Со временем эта вера ослабла, и в домах стали появляться куклы похожие на людей. Однажды мастер кукольник сделал небольшой шарик, надел его на палец, а остальные пальцы кукольника превратились в очаровательные ручки. Он стал двигать пальцами, и кукла ожила. Затем он сделал чехольчик для руки и нарисовал на шарике забавное личико, и получился веселый Петрушка. Петрушка развлекал людей на ярмарках, народных гуляньях. Игрушка в смешной форме говорила о зле, несправедливости, высмеивала настоящих живших в то время людей. Вскоре у петрушки появились друзья такие же куклы. С Представлений Петрушки начался настоящий кукольный театр.
Но не все было так просто. Считалось что кукольные представления не настоящее искусство, поэтому не только в здания театров, но и в дома дворян и знати вход кукольникам был закрыт, поэтому Петрушка и его собратья куклы все время находились в дороге. Декораций к спектаклям не было. Все заработанные крохи уходили на ночлег, ремонт кукол и на их изготовление. Слава о веселых куклах часто опережала артистов, и во многих городах зрители с нетерпеньем ждали представления, ни одна ярмарка не проходила без их веселых шуток.
Такие уличные представления просуществовали до начала двадцатого века. Первые кукольные театры появились после 1917 года, с образованием Советского Союза. Сегодня у каждого кукольного театра есть свое здание и актерам не приходится таскать мешок с куклами за плечами.
3. Повторение пройденного материала.
(диалог детей, Куклы Петрушки и учителя)
1.Какие бывают куклы?
Верховые куклы – куклы находятся выше работающего с ними актера, над ширмой.
Марионетки – куклы управляются при помощи ниток или проволок, находятся ниже актера кукольника.
Плоские куклы - фигурки силуэты театра теней.
2.Назовите критерии, которым должна соответствовать кукла перчатка.
1. Должна быть не очень сложной в изготовлении.
2. Перчатка должна плотно облегать руку, но при этом не стеснять его движений.
3. У нее должно быть выразительное лицо и яркая одежда.
3.Как выбрать материал для куклы?
Для перчатки подходит любой материал, но чем он мягче и прочнее, тем удобнее в управлении получится кукла. Грубая и тяжелая ткань ложится некрасивыми складками и усложняет управление куклой.
4. Какие виды отделки можно применить при оформлении куклы?
5. Существуют ли правила управления куклами перчатками?
Да. Кукла должна быть повернута в сторону зрителей с небольшим наклоном вперед, чтобы зрители сидящие ниже сцены могли видеть лицо. Руки кукловода не должно быть видно.
Разговор кукол должен сопровождаться движениями.
Кукла должна смотреть на того с кем она говорит или наоборот слушать того, кто к ней обращается.
4. – И так, сказка начинается!
- Но начинается она для наших гостей, а мы берем в руки бумагу и ручку и оцениваем кукол и актеров.
(Открывает представление одна из девочек, читает стихотворение «Приглашение»)
В театре у меня аншлаг,
И мест свободных нет.
Я два билета продала,
За несколько конфет.
Уселись гости в первый ряд
И терпеливо ждут.
Художник я! И сценарист,
И главный режиссер,
Театр кукольный готов,
И гости наши ждут.
Пора, пожалуй, начинать,
А то они заснут.
Каждая актерская группа показывает свою постановку:
1. Кот, Петушок и Лиса. По мотивам русской народной сказки.
2. Отрывок из сказки «Снежная королева».
3. Свинья под дубом. Басня.
4.Как доктор Петрушку лечил. Русский ярмарочный фольклор.
- Ну, вот и сказке конец – кто ее придумал (хором) - молодец!
- Кто кукол смастерил (хором) – молодец!
- Кто ее сыграл (хором) – молодец!
- А кто слушал, смотрел, и понял, чему эта сказка учит – вовсе (хором) молодец!
- А теперь, как вы думаете, дорогие зрители, стоит наградить мастеров-кукольников и артистов аплодисментами.
- Стоит!
- Аплодисменты.
5. Анализ кукол.
- На этом урок наш не заканчивается
Используя критерии и свои пометки на листках, вы сейчас, выбираете лучших кукол.
(коллективно выставляем оценки за изготовленных кукол)
Анализ актерского мастерства.
Используя правила управления верховыми перчаточными куклами, учащиеся определяют лучших актеров кукольников.