Официальный сайт circ-a 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы

 

«Приобщение школьников к проектной деятельности является одной из современных форм обучения, позволяющей наиболее полно развить интеллектуальные, творческие способности индивидуально у каждого учащегося».
Сейчас возникла настоятельная потребность разобраться в специфике ученического исследования по литературе, в методике организации исследовательской деятельности школьников.
 
Основные виды научно-исследовательской деятельности школьников по литературе:
•проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения изучаемой проблемы и проектирования возможных вариантов ее решения;
•аналитико-систематизирующий: наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация конкретных данных;
•экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
•проектно-поисковый: поиск, разработка и зашита проекта.
 
В зависимости от объекта исследования ученические работы по литературе можно разделить на следующие виды:
  • работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов. Например: «Способы создания образов-персонажей в рассказах А. П. Чехова», «Приёмы изображения полесских жителей «полесского цикла» повестей А. И. Куприна», «Поэтика рассказов «Тёмные аллеи» И. Бунина»;
  • работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Проблемы могут носить различный характер – теоретико-литературный, мировоззренческий, эстетический, культурологический. Например, сопоставление текста произведения, написанного на иностранном, с его переводами на русский язык. Изучая в разделе древнерусской литературы «Повесть временных лет» (7 класс), сравниваются древнерусский текст и его переводы, «Слово о полку Игореве» (8 класс) – древнерусский текст и перевод Д. Лихачёва, переложения В. Жуковского, А. Майкова, Н. Заболоцкого, А. Чернова, Н. Рыленкова;
  • работы, предполагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики, приучающие учащихся видеть общность гуманитарных знаний, осваивать разные методологические подходы к анализу явлений искусства и жизни. Например: «Образ «маленького человека» в русской литературе XІX », «Литературный тип «лишнего человека» в русской литературе»;
  • работы, посвящённые изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области (литературное краеведение). Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения эпистолярной и мемуарной литературы, критических статей создать нравственно-психологический портрет писателя, отразив своё восприятие его личности в форме художественно-публицистического очерка.
Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст.
 
 
Людмила, как мы договаривались, передаю информацию, отражающую специфику проектно-исследовательской деятельности на уроках литературы.

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Людмила Владимировна Шептухина

На: Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы


Юлия Витальевна, большое спасибо. Я согласна с вами, что исследовательская деятельность на уроках литературы и русского языка актуальна. 

С уважением, Людмила Шептухина.




Фото пользователя Юлия Витальевна Аввакумова

На: Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы


Предметы русский язык и литература дают большие возможности для работы с использованием ИКТ, так как именно на этих уроках мы непосредственно работаем со словом, предложением, текстом; учим детей составлять планы, конспекты, анонсы, аннотации и рецензии информационных сообщений; аргументировать свои высказывания; воспитываем у учащихся бережное уважительное отношение к слову. Проекты создаются при помощи программ Microsoft Power Point, Microsoft Publisher; дидактический материал (опорные конспекты) – в текстовом и графическом редакторе.

Но, на мой взгляд, что касается литературы, важность проекта заключается в глубине исследования, анализа поэтического и прозаического текстов,  критических статей, а не сводить его к мастерству технического оформления, множеству анимаций, ибо в литературе главное - это слово...

 

С уважением, Юлия.



Фото пользователя Светлана Викторовна Донцова

На: Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы


Не совсем понятно, как автор видит межпредметную интеграцию в исследовательских темах, требующих типологических схождений. Думается, что здесь уместнее говорить о методах компаративистики. Хотя предложенная классификация небеспорна, но интересна.
C уважением, Светлана Донцова.



Фото пользователя Светлана Викторовна Донцова

На: Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы


У меня такое предложение: давайте поделимся тематиками исследовательских работ и проектов. Может быть, найдем какие-то схождения. Интересно мнение филолога по поводу тех исследовательских работ, которые я уже выставила на своей WIKI-странице.
C уважением, Светлана Донцова.



Фото пользователя Юлия Витальевна Аввакумова

На: Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы


Практически любой проект по литературе предусматривает межпредметную интеграцию. Например, проект  по истории создания "Капитанской дочки" предполагает большую работу с историческими документами, критической литературой, статьями по культуре, изобразительному искусству, янализ прозаического текста, его лингвистический, исторический и культурологический аспекты.

С уважением, Юлия.



Фото пользователя Юлия Римовна Бикмухаметова

На: Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы


Я считаю, что главная цель проектной деятельности — разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту “не заметить”. Обязательная задача педагога при работе над проектом — дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.
Юлия Римовна



Фото пользователя Юлия Витальевна Аввакумова

На: Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы


 

 Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
6. Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
По доминирующему в проекте методу:
1. Исследовательские.
Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников , социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;
При выполнении проекта ученик:
- Структурирует проект в логике научного исследования,
- Включает в проект аргументацию его актуальности,
- Определяет объект и предмет исследования,
- Обозначает цели и задачи проектного исследования, Обозначает цели и задачи проектного исследования, Формулирует гипотезу исследования,
- Определяет методы исследования,
- Конкретизирует источники информации, Выводит методологию исследования,
- Определяет пути решения проблем,
- Осваивает новое опытным путем,
- Оформляет проект в виде выводов,
- Подтверждает или опровергает гипотезу,
- Выходит на новый спектр проблем.
2. Информационные.
Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты также, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность - методы получения (литературные источники, средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки",пр.) и обработки информации (их анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы) - результат (статья, реферат, доклад, видео,пр.) - презентация ( публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции, пр.).
- Задает жесткую структуру проекта, предусматривающую систему коррекции,
- Направляет работу на сбор и знакомство с новой информацией,
- Обобщает и анализирует информацию,
- Делает выводы,
- Корректирует поиск по уточненным направлениям,
- Анализирует и обобщает новые факты,
- Проводит презентацию,
- Организует проведение «внешней» оценки.
3. Творческие.
Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.);
- Договаривается с группой или учителем о жанре,
- Развивает проект в подчинение жанра конечного результата,
- Стремится получить творческий продукт,
- Задает жесткую структуру не самого проекта, а его оформления.
4. Игровые.
В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево - игровая, приключенческая;
- Намечает «игровые» роли,
- Подчиняет логику ролей содержанию проекта,
- Моделирует ситуации,
- Проигрывает «виртуальные реальности».
5. Практические.
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы интересы самих участников (газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона, справочный материал, пр.).
Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, организация систематической внешней оценки проекта.
- Обозначает результат в начале проектной деятельности,
- Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера,
- Получает конкретный материальный продукт...
- Задает жесткую структуру,
- Определяет функцию каждого участника проекта и (или) партера,
- Получает конкретный материальный продукт...
Что касается характера контактов, то проекты могут быть:
  • внутренними или региональными(т.е. в пределах одной страны);
  • международными (участники проекта являются представителями разных стран).
По количеству участников проектов, можно выделить проекты:
·         личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах);
  • парные (между парами участников);
  • групповые (между группами участников).
В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения, организовать эту групповую деятельность участников проекта (как в группе своих учеников, так и в объединенной группе участников проекта различных школ, стран,т.д.). Роль педагога в этом случае особенно велика.
      И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:
  • краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы). Такие небольшие проекты могут быть разработаны на одном - двух уроках;
  • средней продолжительности (от недели до месяца);
  • долгосрочные (от месяца до нескольких месяцев).
 
С уважением, Юлия.



Фото пользователя Юлия Витальевна Аввакумова

На: Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы


Предлагаю проект совместной работы учащихся 6 и 8 класса по теме "Емельян Пугачёв. Кто он? Герой или самозванец?" А так же проект для учеников начальных классов "Сказкотератия"

Комментарий был изменен с момента создания (avvakumovayv, чт, 22/04/2010 - 16:59).
С уважением, Юлия.



Фото пользователя Юлия Римовна Бикмухаметова

На: Проектно-исследовательская деятельность на уроках литературы


Да, действительно, на данном сайте можно многое познать в области образования. Я сейчас учусь в ОГПУ (филологический факультет) и мне необходимо знать все формы работ с детьми не только в дошкольных учреждениях, но и в школе, поэтому спасибо Вам за столь полезную информацию!
Юлия Римовна


Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн