Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



"Русский учёный - Ломоносов М.В."

Данные об авторе
Автор(ы): 
Кречетова Елена Владимировна, Слеткова Тамара Гавриловна
Место работы, должность: 
МОУ Стрелецкой сош в.Б-Двойня. Учитель МОУ Большелиповцкая сош. Учитель
Регион: 
Тамбовская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования: 
основное общее образование
Уровень образования: 
среднее (полное) общее образование
Целевая аудитория: 
Учащийся (студент)
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Естествознание
Предмет(ы): 
История
Предмет(ы): 
Литература
Цель урока: 
Цель урока: воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В. Ломоносова.
Тип урока: 
Урок комплексного применения ЗУН учащихся
Учеников в классе: 
24
Используемые учебники и учебные пособия: 

 

    
1. Пекарский П.П. Дополнительные известия для биографии Ломоносова академика П. Пекарского. СПб., 1865.
2.     Меншуткин Б.Н. Жизнеописание М.В. Ломоносова. 3-е изд. М.; Л.; 1947.
3.     Морозов А.А. Ломоносов. 5-е. изд. М., 1965.

 

Используемая методическая литература: 

 

 1.    Павлова Г.Е., Федоров А.С. М.В. Ломоносов: Жизнь и творчество. М.; Л., 1980.
2.     Ломоносов и Север: Библиогр. указ. лит. /Сост. Г.М. Кошелева. Архангельск, 1983.
3.     Ломоносов М.В. Краткий энциклопедический словарь / Редактор-составитель Э.П. Карпеев. СПб, 1999.

 

Используемое оборудование: 
  • Раздаточный материал
  • Дополнительная литература
Краткое описание: 
В 2011 году исполняется 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765). Выдающийся ученый, Человек и Гражданин своей страны, он жил и творил в послепетровскую эпоху, когда происходили исторически значимые социальные преобразования. Гений М.В. Ломоносова проявился в его многогранном таланте, благодаря которому он смог стать «первым нашим университетом». (А.С. Пушкин). Актуальность обращения к жизни и деятельности первого российского академика обусловлена необходимостью познания его наследия, потребностью изучения личности и судьбы ученого, в том числе через организацию Ломоносовских уроков. В центре внимания участников урока могут стать передовые идеи ученого о развитии отечест-венной культуры, науки, образования, явившиеся основой для разработки национальной просветитель-ской концепции. Тематика предлагаемого «Урока М.В. Ломоносова» может иметь как естественнонаучную, так и гуманитарную направленность: «Михаил Васильевич Ломоносов - флагман российской науки», «М.В. Ломоносов - создатель российской риторики, русской грамматики, истории России», «Через учение счастлив будет…», «Науки юношей питают…», «Быть может собственных Платонов…», «Обо мне дети Отечества пожалеют…» и др.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Диспут.

Тема: « Русский учёный - М.В. Ломоносов » 

Цель: воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В. Ломоносова.


Задачи :

1. Раскрыть масштабность личности М.В. Ломоносова как сына Отечества.

2. Представить энциклопедичность таланта М.В. Ломоносова.

3. Показать актуальность и востребованность идей ученого в современном обществе.

План диспута.

Вступление.

1. Поморье – родина великого ученого.

2. Становление будущего академика. 

3. Открытия М.В. Ломоносова в области химии, физики и астрономии.

4. М.В. Ломоносов и развитие отечественной литературы и языка.

5. М.В. Ломоносов - первый историограф российского народа.

6. Деятельность М.В. Ломоносова как организатора российской системы образования.

Заключение.

Содержание

Вступление. В истории отечественной и мировой науки и культуры Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место. Это был один из образованнейших русских людей XVIII века. Сложно назвать область науки, техники и культуры, в которую он не внес бы свой вклад. Его научные интересы были чрезвычайно широки и многогранны. Работы ученого в области физики, химии, астрономии, оптики, геологии, минералогии и кристаллографии, техники, географии и метеорологии, экономики, истории и литературы, педагогики и психологии заложили основы для развития этих наук. Он создал первую в России научную химическую лабораторию, организовал астрономические и метеорологические исследования, участвовал в снаряжении географических и геологических экспедиций, в подготовке морских плаваний с целью изучения и освоения Северного морского пути. Он разработал проекты переустройства Петербургской академии наук. Автор идеи и инициатор вместе с И.И. Шуваловым открытия Московского университета. Многогранен не только талант Ломоносова как ученого-энциклопедиста, но и удивительна сама его личность, отличавшаяся постоянным стремлением к научному поиску, неутолимой жаждой знаний, упорством и бескорыстием в науке, самоотверженной любовью к своей стране, к своему народу, «радением за распространение наук в Отечестве».

Тематика докладов:

1. Поморье – родина великого ученого.

Географическое положение и своеобразие культурно-исторического развития региона. Поморы: особенности быта и труда. Поморская народная педагогика. Поморская семья, ее традиции. Поморский характер. Родители М.В. Ломоносова. Ломоносовский род. Первые учебные книги – «врата учености» М.В. Ломоносова. Север и формирование личности М.В. Ломоносова.

2. Становление будущего академика.

Годы учебы М.В. Ломоносова в Московской Славяно-греко-латинской академии. Формирование интереса М.В. Ломоносова к естественным наукам. Знакомство с работой  Киево-Могилянской академии. Отъезд из Москвы в Петербургскую Академию наук. Учеба и личная жизнь М.В. Ломоносова в Германии. Ученые - учителя М.В. Ломоносова.

3. Открытия М.В.Ломоносова в области химии, физики и астрономии.

Естественнонаучные взгляды М.В. Ломоносова. Корпускулярная теория материи.

Достижения М.В. Ломоносова в области химии. Разработка понятия о химическом элементе. Организация первой в России химической лаборатории. Открытие новой области естествознания – физической химии. М.В. Ломоносов о взаимосвязи химии, математики и физики.

Достижения М.В. Ломоносова в области физики и астрономии. Теория строения материи. Закон сохранения и движения материи. Механическая теория теплоты. Работы в области электричества. «Теория электричества, разработанная математическим способом». Работы по оптике (усовершенствование микроскопа и телескопа («ночезрительной трубы»), создание новых мореходных и оптических приборов). Открытие атмосферы на Венере. Вклад М.В. Ломоносова в развитие метеорологии.

4. М.В. Ломоносова и развитие отечественной литературы и языка.

Ломоносовский период в развитии русского литературного языка. Теория «Трех штилей». «Российская грамматика». Тема Родины, науки и мира в торжественных одах М.В. Ломоносова. Отражение русского национального характера в оде М.В. Ломоносова 1762 г., посвященной восхождению на престол Екатерины II.

5. М.В. Ломоносов - первый историограф российского народа.

Ломоносовская теория происхождения русского народа. «Древняя российская история». Критика нормандской теории. Периодизация истории России. Идея сильного, централизованного русского государства. М.В. Ломоносов о роли Петра I в истории России. Понимание русской истории как героической (25 сюжетов М.В. Ломоносова для живописных картин на темы русской истории).

 

6. Деятельность М.В. Ломоносова как организатора российской системы образования.

Ломоносовская идея демократизации отечественного образования, учреждения сети начальных школ и гимназий (1760 г.) Роль М.В. Ломоносова в деятельности Академического университета и гимназии в Петербурге. Составление «Проекта регламента Академической гимназии». Расширение социального состава гимназистов. Введение русского языка, русского красноречия и русской истории в программу гимназического обучения. Публицистическое послание М.В. Ломоносова «О сохранении и размножении российского народа». М.В. Ломоносов и развитие высшего образования в стране. Основание Московского университета. Последние годы жизни ученого. М.В. Ломоносов в воспоминаниях и характеристиках современников.

 

 

Вопросы для обсуждения:

 

1.      Какие черты характера отличали М.В. Ломоносова?
2.      Что повлияло на формирование его личности?
3.      Назовите основные естественнонаучные открытия М.В. Ломоносова.
4.      Охарактеризуйте заслуги М.В. Ломоносова в развитии русской литературы и языка.
5.      Что отличало исторические воззрения М.В. Ломоносова?
6.      Воспитательное значение истории в понимании М.В. Ломоносова.
7.      Что предпринимал М.В. Ломоносов для улучшения деятельности Академического университета и гимназии в Петербурге?
8.      Каков вклад М.В. Ломоносова в развитие образования и науки России?
9.      Почему М.В. Ломоносов произнес такие слова: «Обо мне дети отечества пожалеют…»?
 

 

Заключение. Михаил Васильевич Ломоносов занимает особое место в развитии отечественной и мировой науки и культуры. Неизмерима масштабность личности М.В. Ломоносова как первого российского академика, ученого-энциклопедиста, сына Отечества. Разработанные им проекты и открытия в различных отраслях научных знаний не утратили своей актуальности и востребованы в современном обществе.

 


 


 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн