Официальный сайт detisavve 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Технология педагогических (творческих) мастерских

Фото пользователя Ольга Евгеньевна Соколова
Submitted by Ольга Евгеньевна Соколова on Sat, 17/04/2010 - 21:54

 

Технологию мастерских исповедует группа французских учителей «Французская группа нового воспитания». Она основывается на идеях свободного воспитания Ж.-Ж. РУССО, Л.Толстого, С.Френе, психологии гуманизма Л.С.Выгодского, Ж. Пиаже, К.Роджерса.
В технологии мастерских главное не сообщить и усвоить информацию, а передать способы работы, будь то естественно-научное исследование, текстологический анализ произведения, исследования исторических первоисточников и др. Передавать способы работы, а не конкретные знания – очень не простая задача для учителя. Тем благодарнее результаты, выражающиеся в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личности, способной к самосовершенствованию, саморазвитию.
 
Классификационная характеристика:
·                   По уровню применения: локальная + частнопредметная
·                   По характеру содержания: проникающая, приспосабливающаяся
·                   По типу управления: система малых групп
·                   По подходу к ребенку: свободного воспитания
·                   По преобладающему методу: проблемно-поисковая + диалогическая
·            По направлению модернизации : альтернативная
 
 
Целевые ориентации:
Предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы «будущего», которые затронут их самих.
 
 
Принципы и правила ведения мастерской
1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера — руководителя мастерской.
2. Право каждого на ошибку: самостоятельное пре­одоление ошибки — путь к истине.
3. Безоценочная деятельность: отсутствие критиче­ских замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успе­ха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекци­ей.
4. Предоставление свободы: в рамках принятых пра­вил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-вторых, в праве не участвовать в работе на этапе «предъ­явления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.
5.      Значительный элемент неопределенности, неяс­ности, даже загадочности в заданиях. Неопределен­ность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой — психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс, так же как право выбора обеспечивает ощущение внутрен­ней свободы.
6. Диалоговость как главный принцип взаимодейст­вия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом — необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие вос­хождения к новым истинам. Диалог создает в мастерской атмосферу постижения любого явления с разных позиций, в разных «цветах», которые лишь совместно дают ощущение «радуги» мира. Рождается истинная коммуникативная культура.
7. Организация и перестройка реального простран­ства, в котором работает мастерская, в зависимости от задачи каждого этапа. Это может быть круг всех участ­ников, отдельные места для индивидуальной работы, возможность быстрого представления творческого «про­дукта» каждого или целой группы, пространство для импровизаций, пантомим и т. д. Такая организация содействует появлению чувства свободы.
8. Решительное ограничение участия, практической деятельности мастера, руководителя как авторите­та на всех этапах мастерской. Задача его состоит, ско­рее, в некоторой фиксации достигнутого участниками. Мастер не ставит вопросы, и не отвечает на них. .Позиция ведущего мастера - это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие про­движения в освоении способов. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий.Проводя мастерскую, мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать разум, мысль ребенка, сделать их активными, разбудить в нем то, что скрыто даже для него самого, понять и устранить то, что ему мешает
В ряде случаев он может включиться в работу «на рав­ных» с учащимися — например, в мастерской творческого письма. Каждая мастерская для руководителя — поле диагностики, на основе которой создается новая мастер­ская или включаются другие необходимые формы работы
Мастерская дает большую свободу выбора каждому реализовать свое стремление к актуализации. Существует и масса других, не менее значимых: потребность быть личностью, потребность в самоутверждении, в общении, в самовыражении, в эмоциональном насыщении, в свободе, в эмоциональном контакте, в двигательной активности, в игре и др. Мастерская стремится реализовать все эти потребности, но приоритет отдается развитию познавательной потребности.
Если интереса к предмету нет, мастерская направляет действия на создание мотива, на обозначение цели и на то, чтобы ребята сами открыли, что эта цель для них достижима. Осознать возможность решения проблемы - могучее средство для стимулирования интереса.
 
Типы мастерских
Педагогические мастерские могут быть разделены на типы в зависимости от:
_— состава участников;
— целей и способов деятельности;
— временной продолжительности процесса.
 По составу участников мастерские подразделяются на занятия только для учащихся; только для педагогов; мастерские, которые могут быть (при известной коррек­ции) проведены и со взрослыми, и с детьми.
По целям и способам деятельности выделяются:
— мастерские творческого письма;
— мастерские построения знаний;
— мастерские по самопознанию;
— мастерские отношений и ценностных ориентации и ряд других.
Практически мастерские каждого типа объединяют­ся задачами предметного преподавания, но несут в себе огромные возможности интегрированного обучения, так как реализуют цели образования комплексно. Особая роль при этом принадлежит творческому письму и вооб­ще работе со словом, которая важна на всех предметах и на всех этапах деятельности в мастерской.
По временной продолжительности мастерские разде­ляются на «одноактные» (от одного часа до 3-4 учебных часов подряд) и на мастерские длительного действия, когда работа прерывиста, может продолжаться неделю (метод «погружения») или даже в течение нескольких месяцев
        
 Особенности содержания
Мастерская как локальная технология охватывает большую или меньшую часть содержания учебной дисциплины. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы и т.д. Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями товарищей по группе. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой группой, и только после этого точка зрения группы объявляется классу. В этот момент знания еще раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп. Построение мастерской технологично, а следователь­но, создается по определенному алгоритму.
Алгоритм - это формализация технологического процесса в виде последовательности некоторых шагов, блоков деятельности, которые зависят от содержания познавательной области, но имеют и надпредметную часть, определяемую общими для всех областей способами деятельности учащихся.
В технологии мастерских разработаны алгоритмы для типичных надпредметных задач, например: поиск подхода к решению проблемы, выполнение домашнего задания, аналогии, конструирование теорем, свобода творчества, способы обучения, способы саморегудяпиии и т.п.                                     
Алгоритмы различаются по уровню сложности, продолжительности выполнения, связи с областями жизнедеятельности детей.                           |
.Пример алгоритма (он разделен на три малых занятия-алгоритма, рассчитанных на 1 - 2 часа).                                                       
Алгоритм 1.                                                  
Этап актуализации знаний в данной области - выделение проблем -, работа с литературой - обсуждение в парах - обсуждение в группах - постановка вопросов в группах - представление вопросов классу - выбор проблемы для ис­следования. 
Алгоритм – 2
Представление проблем - объединение в группы для решения проблем - каждый представляет группе свое понимание проблемы - каждый формулирует гипотезу ре­шения проблемы - выбор в группе наиболее вероятной гипотезы - планирование и проведение эксперимента по проверке гипотезы - формулирование выводов.
Алгоритм 3.
Представление результатов работы групп - составление и обмен вопросами по представленным результатам - ответы на вопросы и корректировка результатов -составление группами серии заданий на применение результатов их поиска – обмен заданиями между группами - знакомство групп с представленными другой группой решениями их задания.
На этом этапе дается возможность всем желающим высказать свою точку зрения о проблеме, которой будет посвящена мастерская. В ходе разговора у каждого возникают мысли как в поддержку высказанных идей, так и в их опровержение.
Разобраться каждому с этой массой вопросов предлагается на втором этапе, когда ученик будет работать с литературой. Конечно, сначала каждый пороется в книгах, почитает те отрывки, которые его заинтересуют. Потом поговорит с соседом, а затем в группе. Группа соберет и зафиксирует информацию, прозвучавшую на этапе, обдумает и начнет создавать свою новую версию, которая затем на следующем этапе будет опять усовершенствована. Ребятам могут быть предоставлены копии исторических документов, с которыми ученые работали в то время, когда проблема обсуждалась. Именно копии или сами документы, но не их обработки, хотя познакомить школьников с различным восприятием учеными одних и тех документов тоже интересно.
Итак, этот этап, слово мастера, работа с документами— все это предоставляет группе возможность не только сформулировать версию, но и поработать с ней, а следующем этапе организовать ее опытную проверку. Но, конечно, опыт не даст полной уверенности в истинности выбранной версии, необходимо ее логическое обоснование, доказательство. Поэтому ребята строят цепочку умозаключений с опорой на утверждения, об истинности которых они договорились, приходят к выводу об истинности их версии. Однако в доказательство может вкрасться ошибка. Поэтому необходим критический анализ всей проделанной работы (рефлексия). На последнем этапе группы представляют друг другу все, что они сделали.
В каком соотношении находится предполагаемый объем индивидуальной и груп­повой работы? Практика показывает, что наилучший результат дает оптимальное чередование периодов индивидуального и группового мышления.
Предложенные алгоритмы пригодны не для любого содержания и не для любо­го класса. Мастерская пройдет с пользой для ребят, если у них уже имеются нееобходимые учебные и интеллектуальные умения. Поэтому технологическая линия занятий включает специальные мастерские, на которых ребята учатся: а) работать на первом этапе, этапе восприятия; б) работать с гипотезой; в) понимать текст; г) выполнять критический анализ текста, рассуждений, доказательств; д) ставить опыт, отбирать для опыта материал, формулировать задачу, делать наблюдения, описывать результат; е) выполнять сравнение, обобщение; ж) ставить вопросы. Все эти общеобразовательные мастерские формируют у ребят общеинтел-лектуальные умения, без которых невозможна серьезная мыслительная работа.
Мастерская закладывает основы для прочного усвоения знаний. Дальнейшая отработка и закрепление знаний происходят в других формах работы.
Возможны иные варианты алгоритма работы при со­блюдении общих принципов и правил ведения мастер­ской.
Мастерская, так же как и урок, предполагает изуче­ние новой информации, но в отличие от урока новая информация предъявляется в мастерской по мере посту­пления запроса на нее от самих участников в тот мо­мент, когда возникает информационное голодание. Са­мые разнообразные педагогические приемы работы с информацией — от элементов игры до работы со слова­рем — могут быть включены в мастерскую. Но все это в рамках правил и определенного алгоритма мастер­ской, которые не допускают преждевременного введе­ния мастером готовой информации. Обычно это проис­ходит на втором этапе процесса.
 
 
Особенности методики
Мастерская - это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) при участии учителя-мастера, инициирующего поисковый, творческий характер деятельности учеников.             
Основные методические приемы - элементы технологии: индукция, самоконструкция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, творческое конструирование знания.
Индукция. Индуктор первое задание в мастерской, моти­вирующее дальнейшую деятельность участников. Есть два необходимых условия такого задания. Во-первых, оно должно актуализировать личный опыт каждого, связанный так или иначе (иногда парадоксально) со смыслом дальнейшей деятельности. Во-вторых, задание должно предоставить известный выбор участнику, что создает интерес, внимание, некоторое бессознательное недоумение, а иногда раздражение. Это психологически готовит к дальнейшему движению творческой мысли. Системообразующим элементом мастерских является проблемная ситуация. Проблемная ситуация характеризует определенное психическое состояние субъекта (ученика), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способах или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум исследователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показав необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позволят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования.
Составляя индуктор, надо соотнести его с чувствами, мыслями, эмоциями, которые он может вызвать у детей.                         
 Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого слова озарение, понимание. Понимание всякое: себя, других, науки.Разрыв – это психологическое состояние участника мас­терской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приво­дится учителем к новому логично, постепенно, много­ступенчато и доказательно, то в мастерской самостоя­тельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как прозрение. Происхо­дит разрыв между старым и новым знанием.
Разрыв — необходимый и важнейший элемент мас­терской, ее ядро. Главный «разрыв» заранее планируется руководителем мастерской. Технология создания усло­вий для «разрыва» состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль и эмоции исследователя сначала к состоянию тупика, затем к поиску выхода из тупика и, наконец, к «озаре­нию» — «разрыву». Их количество различно в одной и той же мастерской для каждого участника, так как зависит от степени подготовленности, психологического состояния, личного опыта человека и т.п. Незапланиро­ванные «разрывы» могут быть дополнительно на любом этапе мастерской. Если участник занятия не переживает ни одного «разрыва», для него мастерская не состоялась.
Разрыв - это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответа, к сверке нового знания с литературным источником. Такой же процесс можно наблюдать в лабораториях ученых, исследователей, когда дли­тельный поиск приводитих не только к накоплению информации по изучаемому вопросу, но и к иному пониманию, а порой и к разрыву со старой теорией, старым обоснованием.
Самоконструкция - это индивидуальное создание гипотезы, решения, тек­ста, рисунка, проекта.Создание творческого продукта происходит индивидуально или в групповом взаимодействии. Творческая деятельность учащихся в мастерской является главным технологическим средством достижения цели обучения: открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отноше­ния к явлению, осознания ценностных ориентации и др. Этапами творческой деятельности являются деконструкция и реконструкция, выбранного участниками мастерской материала: слов, текстов, кра­сок, образов, веществ, фактов, явлений, любого мате­риала в зависимости от темы и типа мастерской. Деконструкция — раз­рушение, разъединение, рассогласование избранных для работы материалов. Реконструкция позволяет из по­лученных разрозненных частей, единиц создать целое новое явление, представление, знание, которое необ­ходимо предъявить группе или всем участникам мастер­ской. Мастерская дает ученикам творческий «опыт дерзновения», а не «опыт послушания». Принять задание мастера - акт послушания ученика. Но в выполнении задания свобода творчества, ребята сами выбирают путь его осуществления, и одна версия не исчерпывает всего задания. Мастер не получа­ет запланированных им дома ответов, а иногда результат выполнения задания уче­никами приводит к разрыву цепей, сковывающих самого мастера.
На следующем этапе происходит осмысление за­кономерностей процесса .
Социоконструкция. Важнейшим элементом технологии мастерских являет­ся групповая работа (малые группы выделяются в классе, часто возникают стихийно, по инициативе ребят). Мастер может корректировать состав групп, регулируя равновесие психологических качеств (экстра- и интравертность, тип мышления, эмоциональность, лидерство и т.д.) . Мастер разбивает задание на ряд частичных задач. Группам предстоит придумать способ их решения. Причем ребята свободны в выборе метода, темпа, поиска. Каждому предоставлена независимость в выборе пути поиска решения, право на ошибку и на внесение корректив. Построение, создание результата группой и есть социоконструкция.
Социализация, т. е. предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение тек­стов, выставка рисунков и т. п.), соединение индивиду­альных результатов, коллективная работа. Социализа­ция позволяет понять направление, способы деятельности других участников, соотнести результаты, оценить идеи и гипотезы. Всякое выступление ребенка в группе представляет сопоставление, сверку, оценку, коррекцию окружающими его индивидуальных качеств, ими словами, социальную пробу, социализацию.
.Когда группа выступает с отчетом о выполнении задачи, важно настоять, чтобы в отчете были задействованы все. Выступать за группу ответственно и почетно, каждому хочется, чтобы его группа выступила хорошо. Это заражает всех. Работа в малых группах в отличие от фронтальной работы с классом позволяет использовать уникальные способности ребят, дает им возможность самореализоваться. в большей мере, чем индивидуальная и фронтальная работа с классом, позволяет учесть и включить в работу различные способы познания у каждого из ребят.
Рефлексия. «В психологии различают два типа реф­лективных процессов: авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков (я осознаю, что я думаю о чем-то), и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей).
В педагогической мастерской постоянно действуют оба типа рефлексии. Однако рефлексивная деятельность обоих типов протекает для каждого участника мастер­ской своеобразно (несинхронно, индивидуально). Надо говорить о непрерывном рефлексивном процессе, сопро­вождающем все виды деятельности («делаю — осознаю, чувствую, вдумываюсь, что со мной...»), и о специаль­ных этапах, соответственно названных промежуточной и заключительной рефлексией.
В ходе мастерской происходит постоянное чередова­ние бессознательной деятельности и ее последующего осознания. Это сближает учебный процесс с процессом настоящего научного и художественного открытия. Та­ким образом, происходит не передача готовых знаний, а приобретение ценностного опыта разносторонней ду­ховной деятельности, в том числе по самопознанию. Это, по-видимому, и создает условия для формирования истинной культуры.
Во время заключительной рефлексии происходит ос­мысление не столько процесса творчества, проектирова­ния, получения новых знаний, сколько осознание своих внутренних перемен и «разрывов», своего интеллекту­ального и эмоционального движения. Это необходимый элемент мастерской в валеологическом отношении, так как невысказанность, отсутствие осмысления перегру­жают человека эмоционально. Отчасти эта проблема может быть решена в заключительном творческом тексте. Для подростков этап рефлексии важен не только сам по себе, но и для приобретения тренировки способности к самопознанию и самокоррекции. Это уме­ние может превратиться в постоянно действующий на­вык саморегуляции.
Рефлексия, таким образом, является универсальным психологическим механизмом изменения и развития личности.
 



Смотреть русские видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн