Ход урока.
Актуализация знаний.
Урок сопровождает презентация, выполненная в программе PowerPoint.
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами окунемся в мир художественной литературы 19 века. К концу нашего урока каждый из вас напишет свое произведение в форме опорного конспекта, который лежит перед вами. Но прежде, чем начать наше путешествие, вы должны решить логическую задачу. (Слайд 2-3)
Ученики записывают тему урока в опорный конспект.
Учитель. Как вы понимаете слово контраст? Какие ассоциации возникают у вас с этим словом? (Контраст – резкая противоположность, противопоставление).(Слайд 5).
Работа над содержанием рассказом .
1.Учитель. Выделите основные части рассказа. (Вступление, бал, после бала, заключение).
Обратим внимание на своеобразную роль вступления - оно как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без развёрнутой экспозиции. И завершается оно тоже без всяких выводов. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, говорит нам писатель.
-Из каких частей состоит само повествование Ивана Васильевича-рассказчика? (Сцены бала и экзекуции).
-Озаглавьте части рассказа: «На балу», «После бала».
(Запись в опорный конспект, составление таблицы)
По ходу заполнения таблицы беседа с классом:
- Какой художественный прием использует автор в создании характеристик в 1 и 2 частях рассказа? (Контраст).
- С какой целью? (Эмоционально воздействовать на читателя, более ярко передать чувства, психологическое состояние героев, атмосферу, свою авторскую позицию)
Слово контраст вписывается в таблицу опорного конспекта.
Учитель.С какой целью автор использует синтаксические средства: повтор и параллельное строение - в представленных отрывках? ( Передать чувство бесконечного счастья, радости, любви. Передать бездушие, длительность и ужас совершающегося).
-Какой художественный прием здесь использует автор?
Словарная работа. В каком лексическом значении употреблено слово блаженный
БЛАЖЕННЫЙ
1. Определение человека, которому Бог оказал какое-то благодеяние, на котором почило благословение Божие.
2. Хвалебный эпитет по отношению к Богу.
3. Блаженный: определение человека, стяжавшего блаженства или того, кого подобное состояние совершенного счастья ожидает в будущем,
Корчиться - изгибаться в корчах, судорогах.
Лайка - сорт мягкой кожи из шкур овец и коз.
Стать - телосложение, общий склад фигуры (о животном; о человеке - устар.)
В какое время происходят описываемые события в 1 и 2 частях? Почему? (Ночью. Днем. Все описываемое на балу происходит при искусственном освещении – значит все искусственное, ненастоящее. Утром свет настоящий, поэтому можно увидеть истинное лицо
Учитель. Сравните 1 и 2 части рассказа по объему. Какую из двух частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения? (Часть «После бала» хотя и меньше по объему, но она несет основное содержание произведения, за пышностью и красотой скрыта жестокость, зло, которое совершается «по закону». Увиденное рассказчиком изменило ему жизнь).
Чего не мог понять Иван Васильевич? (Жестокость к людям стала законной).
Учитель. Увиденное Иваном Васильевичем было закономерностью или случайностью? (Случайностью).
3.Работа с иллюстрациями к рассказу «После бала».
Учитель. Какие детали рассказа в изображении события и героев нашли воплощение на иллюстрации? Дополняет ли иллюстрация ваши представления об этих эпизодах рассказа?(Слайд 8,9.10)
4.Работа над эпиграфом урока.
Учитель. Вернемся с вами к эпиграфу урока. Прочитайте его еще раз.(Слайд 11)
Учитель. Что может повлиять на жизнь человека? (Случай).
Учитель. Вы согласны со словами автора, что случай, случайность может определить судьбу человека? (Да).
5.Работа в опорных конспектах
Давайте дополним слова Л.Н.Толстого о смысле жизни, оставленные нам писателем как завещание.( Учащиеся работают в опорных конспектах)
«Смысл жизни в служении ______(людям).Жить для одного себя_____(нельзя).Это духовная______(смерть).Верю в то, что смысл жизни каждого человека в увеличении в себе_____(любви, добра).Когда текст восстановлен, учитель читает текст под музыку Шопена.
Учитель.Надеюсь, что вы задумаетесь о смысле жизни для себя и сможете отличить, когда придет время, «что дурно», что нет.
6.Итог урока. Мы с вами совершили путешествие в 19 век. Погрузились в язык Л.Н.Толстого. Понаблюдали как мастерски использовал автор контраст как художественный прием в создании ярких портретов, в образной характеристике действий и передаче тончайших душевных переживаний героев.Ответили на вопрос: Может ли случай изменить жизнь».
7. Домашнее задание: написать эссе на тему «Случай, изменивший мою жизнь».
На: Тема урока. Л.Н.Толстой рассказ «После бала». Может ли случа
Конспект урока позволяет организовать работу детей над анализом литературного произведения: увидеть позицию автора, ввести понятие «рассказ в рассказе», познакомить с контрастом как основным художественным приемом произведения. Поставленные задачи реализуются через предложенные формы работы, удачно сформулированные вопросы.
На: Тема урока. Л.Н.Толстой рассказ «После бала». Может ли случа
Людмила Владимировна, здравствуйте. Хочу вырзить Вам благодарность за положительный отзыв о моем уроке. С уважением Петрищев А.В.
На: Тема урока. Л.Н.Толстой рассказ «После бала». Может ли случа
Уважаемая Анжела Владимировна! Весьма достойная работа. Мне очень понравилось приложение. Спасибо за материал к уроку.