Submitted by Наталья Алексеевна Герасимова on Wed, 21/04/2010 - 14:45
Тип урока. Изучение нового материала.
Тема. А.П.Чехов рассказ «Каштанка».(1-й урок).
Цель урока. Познакомить учащихся с содержанием рассказа А.П.Чехова «Каштанка».
Задачи.
1. Обогащать читательскую деятельность учеников в процессе работы с новым произведением.
2. Отрабатывать навык чтения вслух и про себя.
3. Расширять словарный запас учащихся.
4. Пользоваться разными видами чтения (ознакомительным, изучающим, поисковым, просмотровым).
5. Воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, умение слушать других детей и учителя, воспитывать доброе отношение к животным.
Оборудование.
– Учебник «Литературное чтение: Учебник для учащихся 4 класса общеобразовательных
учреждений: в 2 ч. – Авт. сост.: Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова. – М.: Вентана – Граф, 2004 г.
- Карточка с заданием;
- мультимедийный проектор;
- Записи на доске;
- Портрет А.П.Чехова;
Ход урока.
1.Организация класса.
- Подровнялись! Проверьте, всё ли в порядке на парте.
- Тихо сели на свои места.
2.Подготовительная работа.
Цель: подготовить детей к восприятию текста.
- Посмотрите на доску, прочитайте и определите из каких произведений эти отрывки?
- ( дети читают отрывок про себя).
1-й слайд
… Теперь, при дневном свете, легко уже было рассмотреть его. Белый лоб у него был большой, а на лбу бугор, какой бывает у очень глупых собак; глаза были маленькие, голубые, тусклые, а выражение всей морды чрезвычайно глупое. Подойдя к волчатам, он протянул вперёд широкие лапы, положил на них морду и начал:
- Мня, мня…нга-нга-нга!...
- Кто догадался, из какого произведения этот отрывок?
-(рассказ «Белолобый»)
-Посмотрите и прочитайте следующий отрывок.
- ( дети читают отрывок про себя).
2-й слайд
«Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал он. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался»...
он свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку… Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:
На деревню дедушке.
- Кто узнал о ком идёт речь в этом отрывке и как называется рассказ?
- (речь идёт о Ваньке. Рассказ так и называется «Ванька»)
- Скажите, а кто является автором этих рассказов?
(А.П.Чехов).
- Действительно! Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одним произведением А.П.Чехова.
- А начнём мы наш урок с загадки.
- Посмотрите на доску и прочитайте загадку. (1 ученик читает загадку в слух).
3-й слайд
Лежит – молчит,
Подойдёшь – заворчит.
- Кто это?
-(Собака).
- Правильно, это собака. Поднимите руку те, у кого есть собака. Я надеюсь, что вы будете моими активными помощниками на уроке и наше занятие не оставит вас равнодушными. Как и у вас у А.П.Чехова было особое отношение к собакам. На свете множество собак, но мы сегодня на уроке начнём знакомиться лишь с одной из них – с героиней рассказа А.П.Чехова «Каштанка».
3.Речевая разминка.
Цель: развивать эмоциональное чтение.
- Посмотрите на доску.
4-й слайд
СОБАКА
- Давайте прочитаем это слово с разной интонацией.(-удивления
- радости
- обращения
- вопроса)
- (дети читают)
4.Словарная работа.
Цель: объяснение и развитие словарного запаса детей.
- Посмотрите внимательно на доску. Здесь записаны трудные слова, значение которых не все из вас знают.
- Давайте прочитаем эти слова.
(Конножелезка, фрунт).
- Как вы думаете, что они обозначают?
- (Ответы детей)
- Прочитаем правильное толкование этих слов.
На доске запись:
вагоны конножелезки – конная железная дорога (вагоны с пассажирами возили по рельсам лошади)
вытянулся во фрунт – стать прямо, сдвинув пятки, руки по швам.
- Физминутка.
5.Первичное ознакомление с текстом.
Цель: познакомить на слух учащихся с текстом.
-(Начинает чтение учитель, а хорошо читающие дети продолжают).
6.Проверка первичного восприятия.
Цель: проверить первичное впечатление от текста.
- С каким настроением вы слушали отрывок?
-(ответы детей)
- Почему?
-(ответы детей)
- О чём задумались, слушая?
-(ответы детей)
7.Повторное чтение текста.
Цель: формировать и совершенствовать навыки чтения.
- Сейчас читать текст будете вы цепочкой по абзацу.
-( чтение детей)
а) Работа с текстом 1 и 2 части.
- Что случилось с Каштанкой?
-(Ответы детей)
- Какая была погода в тот вечер?
- ( Холодная. Она останавливалась, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую)
- Найдите и прочитайте в тексте.
-( чтение детьми).
- Прочитайте описание внешнего вида героини рассказа Каштанки?
- («Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой, - очень похожая мордой на лисицу»)
- Что чувствовала Каштанка, когда осталось одна?
-(Каштанкою овладели отчаяние и ужас)
- Найдите и подтвердите ответ словами из текста.
- ( чтение детьми)
- Из за чего Каштанка потерялась?
-(Ответы детей).
- Как автор описывает её поведение в тот момент, когда мимо проходил с музыкой полк солдат? Прочитайте.
- ( Не вынося музыки, которая расстраивала ей нервы, она заметалась и завыла).
- Да, Каштанка которая не любила громкую музыку оказалась на незнакомой улице. Ей было одиноко и страшно.
- Почему? Как об этом пишет автор?
- ( она поняла, что потеряла след хозяина и осталась одна)
- Что усиливало несчастье собаки?
- (Холод и голод)
- Давайте перечитаем последнее предложение первой главы.
-( Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!»).
- Итак, какой предстаёт перед нами Каштанка в начале рассказа?
-(несчастная, одинокая, озябшая, голодная).
- Найдите эпизод из второй части, как Каштанка попала к таинственному незнакомцу?
-( чтение детей)
- Как выглядел незнакомец? Прочитайте.
-( Коротенький и толстенький человек с бритым пухлым лицом, в цилиндре и в шубе нараспашку).
-Как незнакомец общался с ней при встрече?
- (Приветливо, заботливо, нежно, с жалостью)
- Что испытывала Каштанка, оказавшись в новой обстановке?
- ( ответы детей)
- Как она себя вела?
- Как отнёсся к Каштанке незнакомец?
- (сытно накормил, положил спать)
- Что делала собака после обеда?
-(Решала вопрос, где лучше)
- Найдите и прочитайте описание домашней обстановки незнакомца и столяра.
-(Чтение отрывка)
- Молодцы!
б) Работа с карточкой.
- У вас на парте лежит карточка с заданием.
- Прочитайте внимательно задание про себя.
- Прочитайте задание вслух.
-(Перечитайте описание Каштанки и впишите пропущенные слова).
Карточка.
___________ _________ собака – помесь ___________ с ___________ - очень ___________ _________ __ ______, бегала ________ и ________ ___
_____________ и _________ __________ по сторонам. Изредка она ______________ и, _________, ___________ то одну ________________
______, то другую, стараясь дать себе отчёт: _____ _____ могло _________, что она ____________?
8.Домашнее задание.
- Домашнее задание для вас будет творческим. Вы должны сами решить какое задание будет вам по силам.
- Те ребята, которые считают, что смогут выразительно прочитать весь текст, то найдите его в библиотеке и прочитайте до конца. Для проявления ваших творческих способностей – нарисуйте как Каштанка выглядит в конце рассказа.
- Те, кто сомневается, что может справиться с этим заданием, то прочитайте текст в учебнике и подумайте какие события с Каштанкой, по вашему мнению, должны произойти дальше.
9.Итог.
- Чем мы сегодня занимались?
-(ответы детей)
- О чём и о ком читали.
Выставление оценок. Урок окончен!
Анализ урока литературного чтения.
Данный урок является первым, в 4 классе, по теме « Произведения Антона Павловича Чехова». Основной его целью было познакомить учащихся с содержанием рассказа А.П.Чехова «Каштанка». Чтению текста предшествовала подготовительная работа, которая была нацелена на повторение изученных ранее рассказов А.П.Чехова.
Для развития и подготовки к дальнейшему чтению текста была проведена речевая разминка, которая и была направлена на тренировку эмоционального чтения. Ребята с интересом выполнили это задание, подбирали темп, необходимую громкость, для более выразительного чтения.
Также перед первичным чтением была проведена словарная работа. Она помогла учащимся объяснить сложные слова, которые затрудняют восприятие текста.
Для совершенствования навыков чтения было использовано первичное чтение хорошо читающими учениками. Беседа после прочтения помогла выяснить, какое впечатление произвел отрывок рассказа на слушателей. Ребята активно участвовали в объяснении своих чувств.
При работе с повторным чтением было использовано чтение про себя. После чтения задавались вопросы по содержанию текста, которые целенаправленно возвращали ребят к выборочной работе с текстом. Эти задания помогли им ориентироваться в тексте, уметь находить необходимый материал, выделять главное по заданию учителя.
На мой взгляд, урок был проведён методически грамотно. Для снижения нагрузки в середине урока была проведена физкультминутка. На протяжении всего урока учащиеся работали активно, старались отвечать на поставленные вопросы. Подобрано дифференцированное домашнее задание. Так как класс, по способностям учащихся, средний и имеются слабо читающие дети, то считаю, что задания были подобраны верно. На уроке присутствовала комфортная обстановка.