Ф.А. Калганова
Я учитель, а это значит …
Иногда бывают такие моменты, когда путаешься в своей жизни и не знаешь, чего хочешь теперь, когда мысли, клубясь огромным роем, мешают тебе и не дают просто жить и дышать спокойно, когда не можешь заснуть, пытаясь найти правильный ответ, отыскать единственно верное решение. Человеку не дано быть полностью уверенным в «правильности» всего, что он делает, но есть путь, которым он должен следовать. В то мгновение, когда человек делает свой первый шаг, он познает лежащий перед ним Путь.
Мне было пятнадцать лет, когда моя мама сказала: «Твое призвание – быть учителем». Я помню ту вспышку удивления и негодования и свой раздраженный ответ: «Ну о чем ты говоришь, мама! Разве за этим я хочу изучать иностранные языки? Я хочу увидеть весь мир, жить за границей и быть полезной людям!» «Ты и будешь полезной, только не за границей, а здесь, в своем родном селе, где ученикам нуженучитель английского языка». Ни тогда, в споре с мамой, ни позже, после поступления в педагогический институт, я не примирялась с мыслью о том, что моя будущая профессия – школьный учитель. И когда на последнем курсе института друзья, близкие спрашивали меня: «Ну что, выбрала, где ты будешь работать?», я не задумываясь, отвечала: «Где угодно, только не учителем в своем селе»…
Я работаю учителем английского языка в своей родной школе в своем родном селе вот уже семь лет. И до сих пор я не нашла ответа на вопрос: Что привело меня сюда, в место, далекое от моих юношеских грез и мечтаний? Я знаю точно, что это не обстоятельства так сложились, это – мой осознанный выбор. Понимание того, что это действительно так, пришло ко мне после прочтения строк бразильского писателя и философа П.Коэльо, который сказал: «Каждый должен идти по дороге, которая проходит через его село». Почему? Что там такого важного на этой дороге? Какая сила выбрасывает нас из уютного мира грез, заставляет бороться с трудностями, совершать порою такой трудный выбор: следовать своей личной легенде, верить в несбыточные мечты и бороться за них?
Думаю, побуждение это – поиск смысла жизни. Сейчас я не могу сказать себе: смысл моей жизни заключается в том-то и том-то. Но я могу с полной уверенностью сказать себе: я люблю свою работу, свою школу, своих учеников. Я не малого добилась за время своей работы: стала призером муниципального конкурса «Молодой учитель года», являюсь победителем муниципального конкурса «Учитель года», победителем первого регионального конкурса мастер-классов молодых специалистов, призером областного конкурса «Учитель года-2009», возглавляла региональный клуб молодых специалистов «Молодость», как президент нашего клуба входила в состав коллегии Министерства образования Саратовской области. И все же, так часто, вглядываясь в детские доверчивые глаза своих учеников, я с сомнением спрашиваю себя: «А на своем ли ты месте? Быть учителем – это твое призвание?» В одном я уверена точно: я - не случайный человек в школе.
Во Всемирной Декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве…» На гармонии и сотрудничестве я строю свои отношения с детьми и взрослыми – родителями и педагогами. Основой же сотрудничества являются духовная культура и любовь к ребенку. Потому что воспитывать и развивать личность невозможно запугиванием и безразличием. Воспитывать и развивать можно только любовью. А единственно достойная миссия учителя - быть творцом добра и красоты.
Я четко понимаю, что выстраивать свой педагогический путь путем проб и ошибок, заблуждений и преодоления себя, - это не что иное, как постоянный эксперимент с детьми, последствия которого могут быть драматическими: исправить педагогический брак очень трудно, а зачастую и невозможно.
В своей повседневной педагогической практике я опираюсь на правила свечи. Их всего два. Первое правило — разумная скупость: дарить свет знаний следует в нужное время и в правильном месте, иначе твои труды пропадут втуне, и силы растратятся до того, как ты сумеешь найти им верное применение. Второе правило — правило фитиля: дарующий знания должен и сам следовать тому, чему учит других с постоянством пламени свечи, которое как ни пляшет, но всегда держится фитиля, иначе деятельность его принесёт куда меньше пользы, чем вреда.
В стремлении познать смысл я обращаюсь к словам П. Коэльо, которые стали одной из заповедей моего педагогического бытия: Настоящий учитель никогда не говорит об идеальном пути, а предлагает ученику множество тропинок, выводящих на дорогу, в конце которой – его судьба. С того момента, как ученик попадает на свою дорогу, учитель ему больше не нужен: теперь все трудности и все препятствия на пути – исключительно его.
|
На: эссе "Я - учитель, а это значит..."
Великолепно!
Учитель - последний из когорты творцов!